ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Тоцкая Т.И. 1
1ФГБОУ ВО "УлГПУ им. И.Н.Ульянова"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В условиях интенсивного движения транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах возрастает количество дорожно-транспортных происшествий и несчастных случаев с участниками движения. С каждым годом данная проблема становится актуальнее, в связи с тем, что примерно 75 тысяч людей в год нарушают правила дорожного движения.

Актуальность нашего исследования связана с огромным количеством нарушений правил дорожного движения населением. По данным статистики государственной инспекции безопасности дорожного движения в день в России происходит около 470 аварий из них 50 человек становятся жертвой дорожно-транспортного происшествия [5, с 7]. Если мы обратимся к статистике за 2019 год, то число аварий сначала года и до июля по вине водителя разных транспортных средств составляет 75 тысяч из них: 60 433 дорожно-транспортных происшествия на легковых автомобилях. Если мы обратимся к статистическим данным государственной автоинспекции за 2016, 2017, 2018 года, то можем заметить, что происходит небольшое стабильное снижение количества дорожно-транспортных происшествий.

За 2016 год количество погибших сократилось на 12,5%, а это означает, что были сохранены более 2 800 жизней. Всего за данный промежуток времени было совершено 173 500 дорожно-транспортных происшествий. По вине водителей в 2017 году было совершено 143 тысячи дорожно-транспортных происшествия,что на 4,9% меньше, чем годом ранее [13, с 34]. Пешеходы за годовой период стали участниками 53 тысяч дорожно-транспортных происшествий, а это меньше на 0,4%, чем в 2016 году. К сожалению, в 2018 году количество аварий возросло на 3,3%. Количество пострадавших пешеходов за 2018 год снизилось более чем на 5%. Пешие участники дорожного движения попали в 50 тысяч дорожно-транспортных происшествий, что на 5,7% ниже уровня 2017 года. Количество наездов в темное время суток уменьшилось на 11,7%, что возможно является итогом улучшения качества пешеходных переходов [12, с 12] . Нередко они теперь подсвечены и видны водителям издалека.

В основном девять из десяти ДТП происходит из-за того, что водители нарушают правила дорожного движения. Чаще всего - не соблюдают знаки приоритета на перекрестке. При этом треть всех нарушений происходит из-за того, что с дорогой что-то не так. Например, дорожный знак не видно, или его вообще нет, или стерлась разметка. Самый частый вид дорожного происшествия – столкновение двух автомобилей. На втором месте – наезд на пешехода, на третьем месте - когда водитель не справился с управлением на скользкой дороге.

В наше время современная молодежь стремится приобрести свой личный транспорт. Обучаясь в автошколах, они получают теоретические знания ПДД, подтверждая их экзаменом, а также практическим опытом. В век информационных технологий студенческая молодежь получает огромное количество информации из СМИ, а также социальных сетей о количестве и подробностях ДТП, в связи с чем, делают для себя определённые выводы и стремятся к аккуратному и безопасному вождению, не подвергая опасности ни себя, ни жизни окружающих людей.

Изучив статистику из интернет - ресурсов выяснилось, что молодое поколение чаще всего нарушают правила из-за нежелания тратить время на ожидание разрешающего света светофора. Основной причиной являются психологические особенности человека, чрезмерная самоуверенность в себе, геройство, а также и другие особенности. В основном большая часть молодежи придерживается такого мнения как, «правила нужны, чтобы их нарушать», но прежде чем перейти дорогу в неположенном месте стоит задуматься о ценности своей жизни.

Дорожно-транспортная безопасность студенческой молодежи является одной из наиболее глобальных проблем нашего общества. Одной из причин данного положения является не выполнение требований безопасности дорожного движения участниками дорожного движения. Данная проблема является очень сложной и решить ее смогут только усилия заинтересованных в этой проблеме организаций. Во многих странах общественное мнение и статистики органов организации дорожного движения чаще всего причинами нарушений правил дорожного движения выделяют: снижение психофизиологических функций участников дорожного движения в результате переутомления, какой-либо болезни, употребления алкогольных напитков, наркотических средств, психотропных веществ, нездоровый климат в семье или на работе, глубокая личная депрессия, стресс. Для того, чтобы сократить количество жертв дорожно-транспортных происшествий государство разрабатывает различные программы, например, «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах». Данная программа направлена на сокращение случаев дорожно-транспортных происшествий, а также на обучение населения.

Анализируя данные и изучая статистику случаев дорожно-транспортных происшествий по вине пешеходов, что происходит из-за конфликта в отношениях между водителями и пешеходами. Такие конфликты могут возникать как на обозначенных пешеходных переходах, а также и на проезжей части, если мы рассматриваем последний случай, то виновным в данной аварии будет пешеход. Обращаясь к анализу дорожно-транспортных происшествий, которые связаны с наездом на пешеходов, то это говорит о том, что в таких случаях, с технической точки зрения, их можно было предотвратить. Водитель в свою очередь должен был снизить скорость и сконцентрировать свое внимание на дороге, особенно в тех участках дороги, где мог выйти пешеход.

Все люди во время передвижения испытывают в основном два мотива: обеспечение безопасности своего движения и достижения высокой эффективности. Эти два мотива не всегда удается реализовать на практике. В жизни люди, не думая о последствиях и не зная их, в основном отдают предпочтение второму мотиву- эффективности. Постоянная суета, спешка, стремление все успеть и закончить вовремя, чтобы успеть уложиться в сроки. При таком состоянии у людей формируется установка на эффективность, то есть сделать все как можно быстрее не обращая внимания на личную безопасность. Особенно такая установка у пешеходов усилилась после получения информации о том, что пешеход всегда прав. В основном такой тип пешеходов уверены в том, что водитель их всегда видит и всегда способен вовремя остановить свой автомобиль, чтобы случайно не сбить этого пешехода.

Таким образом, цели и задачи заключаются в сохранении здоровья и жизни участников дорожного движения, в частности, студенческой молодежи за счет повышения дисциплинированности на дорогах, а также качества дорожной инфраструктуры и повышение оперативности медицинской помощи пострадавшим.

Список использованных источников

Федеральный закон 10.12.1995 №196- ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О безопасности дорожного движения»

Агапов, А. Б Административная ответственность / А.Б. Агапов — 8-е изд., перераб. и доп. – М.:Юрайт, 2019. — 465 с.

Беженцев, А.А. Безопасность дорожного движения / А.А. Беженцев- М.: Вузовский учебник, 2016.-272с.

Блинкин, М.Я. Безопасность дорожного движения: история вопроса, международный опыт, базовые институции / М.Я.Блинкин, Е.М.Решетова - М.: Высшая школа экономики, 2013. – 240 с.

Галузин, А.Ф. Правонарушения как основная угроза правовой и социальной безопасности : монография / А.Ф. Галузин ; науч. ред. В.М. Ведяхин. – Самара : Самар. гос. экон. ун-та, 2017. – 404 с

Громаковский, А.А. Правила дорожного движения с изменениями на 2017 с примерами и комментариями. Новая таблица штрафов / А.А.Громаковский- М.: Эксмо, 2017. – 208 с.

Добреньков, В.И. Фундаментальная социология в 15 томах.Т.8: Социализация и образование./В.И. Добреньков, А.И. Кравченко.-Москва: ИНФРА-М, 2005.-1040 С.

Е.М. Покровская, Л.В. Смольникова ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Томский Государственный Университет Систем Управления и Радиоэлектроники (ТУСУР). – Томск : ТУСУР, 2016. – 112 с.

Исаев, Н.И. Уголовная ответственность за нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Научно-практическое пособие / Н.И.Исаев // Под редакцией профессора Н.Г. Кадникова. - М., 2012

Кайсарова, Ж.Е. Теория социальной работы / Ж.Е. Кайсарова ; Министерство образования и науки России, Казанский национальный исследовательский технологический университет. – Казань : КНИТУ, 2016. – 133 с.

Цаликов, Р.Х. Культура безопасности жизнедеятельности [Текст] / Р.Х. Цаликов // Вестник. – 2012. – № 2. – С. 44-56.

Электронные ресурсы

Статистика дорожно-транспортных происшествий ГИБДД: URL:http://www.pdd24.com/ (дата обращения 27.10.19)

Статистика дорожно-транспортных происшествий в Российской Федерации: URL: https://rg.ru/2019/05/21/v-2019-godu-vyroslo-chislo-avarij-v-kotoryh-postradali-deti.html (дата обращения 01.11.19)

Просмотров работы: 4