Подростковый возраст представляет собой определенную фазу перехода от детства к взрослости. В этот период значительно расширяется не только объём общения и деятельности ребенка, но и изменяется его характер, ценности и др.
Ещё в начале 80-х годов А. Е. Личко отметил, что физическая и половая зрелость в подростковом возрасте опережают социальную на 5-7 лет. И чем больше это опережение, тем более вероятно конфликтное протекание данного возрастного периода [1; 3].
Общение традиционно признается одним из важнейших факторов формирования личности. Без общения, невозможно полноценное становление и формирование личности. Потребность в общении со сверстниками становится в подростковом возрасте одной из основных потребностей. В исследованиях получены данные, которые говорят о том, что неврозы, нарушения поведения, склонность к правонарушениям наиболее часто встречаются у людей, чьи взаимоотношения со сверстниками в подростковом возрасте были проблемными. Полноценное общение подростка со сверстниками важно в перспективе для сохранения его психического здоровья, наряду с такими факторами, как школьная успеваемость, умственное развитие и др. От того насколько подростки 11-14 лет успешно научатся выстраивать отношения с родителями, взрослыми, сверстниками, зависит их удовлетворенность профессиональной и личной жизнью в будущем.
Согласно положениям отечественных психологов Рубинштейна С. Л., Выготского Л. С., Эльконина Д. Б., Запорожца А. В., Леонтьева А. Н., Лисиной М. И. и др., общение является одним из основных условий развития подростка, важнейшего фактора формирования его личности, ведущего вида деятельности.
Все исследователи психологии подросткового возраста так или иначе сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков общение со сверстниками, поэтому одной из главных тенденций подросткового возраста является переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на сверстников, более или менее равных по социальному положению [2; 3].
В процессе общения со сверстниками у подростка активно формируются моральные нормы и ценности, характерные для отношений между взрослыми — на основе «кодекса товарищества», где высоко ценятся уважение, равенство, преданность, честность и осуждаются несоблюдение договоренностей, отказ в помощи, эгоизм, трусость, предательство, жадность, стремление к преимуществам, унижения других, отсутствие собственного мнения, неумение постоять за себя. Развивается умение подростков ориентироваться на требования товарищей в принятии решения, способность к взаимопониманию. Трудности в общении могут возникать, в том числе, и при недостаточной развитости коммуникативных умений.
Отсутствие коммуникативных умений и навыков, или их недоразвитие, существенно затрудняет внутреннее раскрытие подростка и реализацию его в учебе, среде сверстников и в обществе в целом, приводит к неконструктивному общению подростка и появлению трудностей в социальной адаптации и в дальнейшем в его социализации.
Развитие умений конструктивной коммуникации в подростковом возрасте необходимо, так как степень сформированности данных умений влияет на результативность обучения подростка, на процесс его самореализации, жизненного самоопределения и на социализацию в целом.
Таким образом, увеличение количества подростков, испытывающих трудности в конструктивной коммуникации со сверстниками, обусловили актуальность нашего исследования на тему «РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО РАЗВИТИЮ УМЕНИЙ КОНСТРУКТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ ПОДРОСТКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ».
Список литературы:
Аверин, В.А. Психология детей и подростков: учеб. пособие / В.А. Аверин. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2007. – 379 с.
Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И.Лисина. - СПб.: Питер, 2009. – 320 с.
Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития. /В.С.Мухина. – 10-е изд. перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 608 с.