РАЗРАБОТКА-КОНСПЕКТ УРОКА ПО АЛГЕБРЕ «СИСТЕМЫ РАЦИОНАЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ» В 10 КЛАССЕ
Гузенко Екатерина Алексеевна
Шуйский филиал ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет»
Тип урока |
Урок «открытия» новых знаний |
Тема урока |
«Системы рациональных уравнений» |
Цель урока |
- расширить знания о системах уравнений и методах их решений; - отработать все способы решения систем рациональных уравнений; - выработать умение выбрать нужный способ решения систем рациональных уравнений; - расширить кругозор обучающихся |
Задачи урока |
образовательная: - оперирование основными понятиями, входящими в изучаемую тему; - применение полученных ранее знаний о методах решения систем уравнений; - закрепление навыков решения систем рациональных уравнений различными методами и выработка умений пользоваться всеми методами решения систем рациональных уравнений; - решение типовых и повышенного уровня сложности задач по теме; развивающая: побуждение учащихся к творческому, нестандартному мышлению через нестандартные вопросы и задания; развитие рефлексивных навыков; воспитательная: приобретение веры в себя, в свои потенциальные возможности; умение ставить перед собой цель, планировать деятельность; формирование культуры оформления. |
Планируемые результаты |
предметные – овладение методами решения систем рациональных уравнений, используя ранее полученные знания, а также понятием равносильность двух систем при решении системы рациональных уравнений; личностные – проявляют устойчивый и широкий интерес к новой теме и к изучению предмета; метапредметные регулятивные – обнаруживают проблему «недостатка» знаний при выборе метода решения системы рациональных уравнений; познавательные - учатся осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения образовательных задач; коммуникативные – умеют слушать других, учатся критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. |
Формы организации образовательного пространства на уроке |
Фронтальная беседа с учащимися; коллективная, индивидуальная работа |
Средства обучения |
1. Учебник: «Алгебра и начала математического анализа» 10 класс: базовый и профил. уровни/[С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин].-10-е изд. - М.: Просвещение, 2016. 2. Компьютер и мультимедийный проектор. Презентация по теме урока. |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Технология проведения |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
ФОУД |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
УУД |
||||
1. Организационный момент Цель: Создание положительного эмоционального настроя в классе |
Приветствует учащихся.Здравствуйте, ребята! Пожалуйста, убедитесь в своей готовности к уроку! Я желаю вам успешной и плодотворной работы! Садитесь. Откройте свои тетради, запишите число, классная работа. |
Приветствуют учителя, настраиваются на работу. |
Фронтальная |
Включение учащихся в деловой ритм урока. |
Познавательные УУД: Регулятивные УУД: - самостоятельно организовывать свое рабочее место; - планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией; - настраивать себя на продуктивную работу сверстниками. |
2. Актуализация знаний и формирование мотивационного поля Цель: Актуализация опорных знаний и способов действий. |
Предлагаю вам прочитать эпиграф к нашему уроку: Уравнения – это золотой ключ, открывающий все математические сезамы. С.Коваль (СЛАЙД 1) - Скажите, как вы поняли слова, написанные в эпиграфе. - Как вы думаете, какой смысл заложен в этом изречении? - Какую тему мы изучали на последних уроках? |
Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы: Мы изучили тему: «Рациональные уравнения» |
Коллективная |
познавательные: уметь анализировать объекты в ходе проверки знаний по прошлому уроку личностные: самоопределение (умение выделять нравственный аспект поведения) смыслообразование (учебная мотивация) |
|
3.Целеполагание Цель: Подвести к формулированию темы, цели и задач урока |
- Предлагают дописать тему «Системы …» (Слайд 2) Цели нашего урока: - расширить знания о системах уравнений и методах их решений; - выработать умение выбрать нужный способ решения систем рациональных уравнений; Задача: рассмотреть и отработать способы решения систем рациональных уравнений. (Слайд 3) - Запишите тему нашего урока: «Системы рациональных уравнений». - Сегодня на уроке мы воспользуемся карточками самооценки, каждый подпишите карточку и не забывайте, в течение всего урока выставлять себе оценки за работу. (Приложение 2) Поставьте себе оценку за определение темы, целей и задач нашего урока. |
Постановка проблемы, выдвигают предположение о теме урока. Формулируют тему урока, цель урока. Записывают тему урока в тетрадь. Подписывают карточки самооценки. |
Коллективная, индивидуальная. |
Регулятивные: целеполагание, планирование Познавательные: аргументированное сообщение Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
|
4.Работа по изучению новой темы: а) построения проекта выхода из затруднения б) изучение нового материала Цель: сформулировать определения рационального уравнения с двумя неизвестными, системы рациональных уравнений, что называют решением системы уравнений 5. Практическая работа основе совместной работы Цель: Выявление первичного осмысления изучаемого материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение усвоения методов решения систем рациональных уравнений 6. Подведение итогов Цель: Установление соответствия между поставленными задачами урока и его результатами. 7. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель: Проверка психо-эмоционального состояния обучающихся |
Какие методы решения систем уравнений вам известны? Чтобы применить тот или иной способ, что надо знать? Давайте повторим алгоритм, наиболее часто применяемый к решению систем уравнений. У вас на партах у каждого лежит карточка с номером варианта и заданием: в 1-ом варианте необходимо установить порядок действий, проставив нумерацию в том порядке, в котором решается система уравнений способом подстановки; во 2-ом варианте необходимо сделать тоже самое только при решении системы уравнений способом сложения. (см. Приложение 1) Проверка по эталону, поставление отметок в листе самооценки. (Слайд 4) -Возникли ли у вас затруднения? В чем причина этих затруднений? - Кто поставил себе «5», «4», «3»? (Приложение 2) Учитель вводит основные определения и акцентирует внимание на основных моментах. Например, равносильны системы. (Слайд 5) , Итак, давайте рассмотрим основной способ решения систем рациональных уравнений: способ подстановки. Пример 1. Решим систему уравнений (1) Выразив у через х: у = 3х - 1. Подставив выражение 3х – 1 вместо y во 2-ое уравнение системы (1): 5x2-4x(3x-1)+3(3x-1)2=9, Решив уравнение 5x2-4x(3x-1)+3(3x-1)2=9, корни х1 = 1 и х2= . Подставив найденные числа х1 и х2 в уравнение у = 3х - 1 , получим у1=2 и у2= . Ответ. (1; 2), ( ; ) Пример 2. Сложив 1-ое уравнение со 2-ым, получим систему равносильную данной системе. Все решения системы есть объединение всех решений двух систем: Решаем каждую из этих систем 1) Выразив у через х из первого уравнения системы, получим уравнение: у = 3-х. Подставив выражение (3-х) вместо y во второе уравнение системы (1): Получим корни х1 = 2 и х2 = . Подставив корни в уравнение у=3-x, получим у1=1 и у2= . 2) Выразив у через х из первого уравнения системы, получим уравнение: у=-3-х. Получили корни х3 = -2 и х4= ; у3=-1 и у4=- . Решив каждую из этих систем Ответ: (2; 1), (-2; -1), . - Найти решения системы часто помогает метод введение новых неизвестных. Во 2-ом уравнение системы, вынесем общий множитель за скобку, получим: 1-ое уравнение системы перепишем, а во 2-ом равнение системы применим формулу сокращенного умножения - квадрат разности: Обозначив u = ху, v=х-у, перепишем систему в виде: Выразим u через v и получим: u=1+v, подставим вместо u во второе уравнение системы, получим уравнение относительно v: , раскрываем скобки и записываем полученную систему: (Учитель вызывает учащегося для решения второй системы, чтобы проверить усвоение изложенного материала.) Решив методом подстановки каждую из этих систем, записываем ответ: (1; 1), (-1; -1), (5; 1), (-1; -5). Учитель подводит итоги урока, задает вопросы на основе целей урока 1. Какую цель поставили? 2. Достигли ли вы этой цели? 3. Выполнили мы задачи, поставленные в начале урока? Обоснуйте. 4. Что было самым сложным на уроке? Что понравилось? Над чем еще нужно поработать каждому из вас? (Слайд 6) Итак, наш урок подошел к концу. Поставьте себе общую отметку за урок в оценочном листе. Кто поставил «5»? «4»? «3»? (Приложение 2) Спасибо за урок! |
Отвечают на вопросы, называют основные методы решения систем уравнений. Повторяют алгоритмы решения систем уравнений разными способами, выполняя самостоятельно задание, каждый у себя на листочке. Проверяют себя, оценивают себя, ставя оценки в карточки самооценки. Слушают, записывают в тетради основные определения и формулировки Записывают пример, задают вопросы, если что-то не понятно. Учащийся (по желанию) выходит к доске, решает систему рациональных уравнений с пояснением решения учителя и взаимопроверкой. Остальные учащиеся записывают пример в тетрадь, сверяя решение с записью на доске. Самостоятельно решают квадратное уравнение и находят корни. Проверяют себя, анализируют ошибки, если такие возникли. Записывают пример, слушают порядок оформления, задают вопросы. Ученик у доски решает систему уравнений, закрепляя полученные навыки решения методом подстановки Отвечают на вопросы учителя. Анализируют свою работу на уроке, все ли цели достигнуты. Оценивают свою работу на уроке, выставляют оценки в карточки самооценки, обсуждают с учителем результаты. |
Коллективная Индивидуальная Фронтальная Фронтальная Индивидуальная |
В ходе записи примеров, отрабатывают умение правильно выбрать метод решения системы уравнений; овладение методами решения систем рациональных уравнений, используя ранее полученные знания, а также понятием равносильность двух систем при решении системы рациональных уравнений |
познавательные: - уметь анализировать объект с целью нахождения способа решения задачи; - уметь использовать графическую информацию (чертежи), формулы, строить логическую цепочку рассуждений - воспринимать текст учебника с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ответа на поставленный вопрос. регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий; коммуникативные: учить точно и грамотно выражать свои мысли. личностные: самоопределение (умение выделять нравственный аспект поведения), смыслообразование (учебная мотивация) познавательные: - структурировать учебный материал, выделять в нем главное; - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; - систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; регулятивные: - сознательно организовывать свою познавательную деятельность; - работать по плану; познавательные: развивать умение применять накопленные математические знания к изучению новой темы; отработка методов решения систем рациональных уравнений на примерах; регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий; коммуникативные: уметь аргументировать свое мнение; уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме. познавательные: - систематизировать, обобщать изученное, делать выводы коммуникативные: - строить монологическое высказывание; - адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; - оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других регулятивные: - соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения; - анализировать и осмысливать свои достижения, выявлять перспективы развития с учителем. |
Приложение 1
Вариант 1
Задание №1.
Установить порядок действий, проставив нумерацию в том порядке, в котором решается система уравнений способом подстановки ( от 1 до 5) |
||
А |
Выражают в одном из уравнений одну переменную через другую. |
|
Б |
Складывают левые и правые части уравнений. |
|
В |
Записывают ответ. |
|
Г |
Умножают левые и правые части одного из уравнений на такое число, чтобы коэффициенты при одной из переменных оказались противоположными числами. |
|
Д |
Подставив найденное значение одной переменной, находим вторую переменную |
|
Е |
Решают получившееся уравнение с одной переменной. |
|
Ж |
Приходят к уравнению с одной переменной, подставив полученное выражение в другое уравнение. |
Ответ: |
1- , 2- , 3- , 4- , 5- |
Выполнено верно, 1 балл |
Вариант 2
Задание №1.
Установить порядок действий, проставив нумерацию в том порядке, в котором решается система уравнений способом сложения. (от 1 до 5) |
||||||||
А |
Выражают в одном из уравнений одну переменную через другую. |
|||||||
Б |
Складывают левые и правые части уравнений. |
|||||||
В |
Записывают ответ. |
|||||||
Г |
Умножают левые и правые части одного из уравнений на такое число, чтобы коэффициенты при одной из переменных оказались противоположными числами. |
|||||||
Д |
Подставив найденное значение одной переменной, находим вторую переменную |
|||||||
Е |
Решают получившееся уравнение с одной переменной. |
|||||||
Ж |
Приходят к уравнению с одной переменной, подставив полученное выражение в другое уравнение. |
|||||||
Ответ: |
1- , 2- , 3- , 4- , 5- |
|||||||
Выполнено верно, 1 балл |
Приложение 2
Карточка самооценки
Учащийся 10 класса ____________________________________________
№ п/п |
Этап урока |
Отметка |
1 |
Определение темы, целей и задач урока |
|
2 |
Знание алгоритмов решения систем уравнений |
|
3 |
Отметка за активную работу на уроке |
|
Итого: |