Эффективность коммерческой деятельности предприятия - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Эффективность коммерческой деятельности предприятия

Кузьмин Д.Д. 1, Рудакова Н.А. 1, Прохода И.А. 1
1Брянский филиал РАНХиГС
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современных условиях предприятия ориентированы не только на структурное и организационное развитие, но и на повышение эффективности коммерческой деятельности.

Коммерческая деятельность - широкое и сложное понятие. Это комплекс приемов и методов, обеспечивающих максимальную выгодность любой торговой операции для каждого из партнеров при учете интересов конечного потребителя.

Данное понятие впервые было сформулировано Гарвардской школой бизнеса в 1958 году: «Коммерческая деятельность существует для того, чтобы с прибылью удовлетворить потребительские требования». Суть данной логики можно представить как куплю-продажу товаров, нацеленную на рыночный (покупательский) спрос и получение прибыли.

Также стоит обратить внимание на высказывания основоположника французской административной школы А. Файоля: «Коммерческая искусность характеризуется глубоким знанием рынка и силы соперников, далеким предвидением и практикой соглашений. Коммерческая функция заботится о том, чтобы цены, назначаемые высшим управлением, не были источником опасных заблуждений» [1].

Зарубежная практика свидетельствует, что коммерция - движущий фактор потребительского рынка. Практически каждый продукт труда, произведенный на предприятиях, обязательно продается и покупается, т.е. проходит стадию обмена. Продавцы и покупатели товара заключают сделки купли-продажи, осуществляют сбыт и закупки товаров, оказывают посреднические и другие услуги.

Главная цель коммерческой деятельности - получение прибыли через удовлетворение покупательского спроса при высокой культуре торгового обслуживания. Эта цель в равной степени важна как для организаций и предприятий, так и для отдельных лиц, осуществляющих операции купли-продажи на рынке товаров и услуг.

Эффективность любой коммерческой деятельности характеризуется результативностью коммерческих операций и определяется как сумма доходов или прибыли, которые соотносятся с объемом привлеченных ресурсов либо затрат. Понятие эффективность (от латинского «effectus» - действие, исполнение) изначально относилось к технике и технологиям, при этом чаще всего под ним подразумевали меру исполненной работы в сравнении с затраченной энергией, то есть это соотношение фактических и потенциальных результатов любого процесса, не обязательно связанных с экономикой. Только позднее понятие эффективности стали применять по отношению к экономической деятельности, а именно эффективность производственного цикла, как отношение выпущенной продукции к затратам на ресурсы.

Экономическая эффективность складывается из совокупности следующих показателей, которые представлены на рисунке 1:

Рисунок 1 – Совокупность экономических показателей предприятия

Прежде чем приступать к планированию изменений в любом направлении компании, нужно правильно и четко проанализировать стиль фирмы. Это даст возможность лучше понимать, в каком направлении стоит двигаться. Грамотный руководитель знает, что современное предприятие — это целый комплекс обновлений, без которых нельзя обойтись для максимальной продуктивности работы.

Для детального понимания ситуации внутри компании, понадобится:

- статистика предыдущих лет работы формы. К этому пункту относится: количество выпускаемой продукции, продажи, пополнение ил сокращение штата, рентабельность, уровень колебания зарплат;

- средние и высшие показатели оборота в нужной вам отрасли;

- полноценное сравнение своей фирмы с конкурентами по прибыли и расходам;

- тщательный анализ всех факторов, приводящим к упадку или финансовым потерям вашего предприятия.

- назначение ответственных за проведение инноваций и реформ на местах.

Нередко подробная оценка общей информации показывает, что реформы стоит начинать с самой верхушки. В таком случае руководству стоит пересмотреть методы управления и менять их. Кардинальные изменения нередко приносят результат уже на первом этапе. Очень важно правильно оценивать собственные действия. Признать ошибки — значит сделать первый шаг к успешному выполнению поставленных задач. Тогда прогресс не станет врагом руководства, а будет работать во благо фирмы.

Не нужно забывать также о том, что любое предприятие начинается с его руководителя. В первую очередь руководителю следует развивать собственную эффективность: выстраивание коммуникаций, манипуляции, здравая оценка ситуации и тд [2].

Для получения максимального эффекта от деятельности фирмы важно постоянно проводить работу по повышению эффективности коммерческой деятельности. Разработка мероприятий по совершенствованию должна базироваться на результатах анализа коммерческой деятельности и всесторонней оценки ее эффективности.

Базовыми должны стать мероприятия по совершенствованию информационной обеспеченности, так как эффективное осуществление коммерческой деятельности невозможно без подробной, достоверной и своевременной информации.

Для обеспечения эффективной договорной работы в организации необходимо грамотное составление договоров, как с поставщиками, так и с покупателями, т.е. заключение договоров на наиболее выгодных для фирмы условиях. Также необходимо вести контроль исполнения договоров отдельно по каждому контрагенту, в том числе и контроль за выполнением своих договорных обязательств. Данная работа позволит оперативно проводить мероприятия по ускорению оборачиваемости дебиторской задолженности, снижению кредиторской задолженности, а также избежание штрафов и пени за просроченные обязательства.

В отношении формирования ассортимента повысить эффективность коммерческой деятельности можно путем расширения и углубления ассортимента. Однако прежде необходимо изучить спрос покупателей, их желание и готовность приобретать данные товары. В зависимости от специфики деятельности организации целесообразным может быть создание более узкого, но глубокого ассортимента; замена морально устаревших, неходовых товаров новыми.

Ценовая политика будет более эффективной при использовании дифференцированных цен. Это предполагает предоставление различных видов скидок для покупателей: скидки за покупку определенного количества единиц товара или на определенную сумму, скидки за предоплату, скидки розничным организациям за продвижение товара и др.

Применение скидок оказывает стимулирующее воздействие на покупателей. Такое же действие оказывает и предоставление отсрочки платежа, однако это невыгодно для продавца, и целесообразно лишь в том случае, когда покупатель приобретает достаточно большую партию, а также для привлечения новых и поощрения постоянных клиентов. В любом случае решение о применении такого способа оплаты может быть принято только после изучения достоверной информации о платежеспособности и финансовом состоянии покупателя.

Очень актуальной проблемой в развитии торгового предприятия является управление издержками обращения предприятия, как наиболее важный фактор повышения эффективности его коммерческой деятельности. Сегодня применяются современные методы управления экономической деятельности торгового предприятия, одним из которых является логистика. Понятие логистики в более широком смысле можно трактовать как современную методологию и методику управления возникающими в процессе экономической деятельности потоками всех взаимосвязанных видов как единым целым. Применение новых методов управления экономической деятельности позволяет обеспечить рост экономической эффективности деятельности фирмы, а также повысить свою конкурентоспособность на рынке [3].

Не секрет, что организация не может существовать без человека, чтобы повысить эффективность деятельности организации, нужно повысить эффективность трудовой деятельности человека.

Эффективность трудовой деятельности человека в значительной степени зависит от предмета и орудий труда, работоспособности организма, организации рабочего места, гигиенических факторов производственной среды.

Работоспособность – величина функциональных возможностей организма человека, характеризующаяся количеством и качеством работы, выполняемой за определенное время. Во время трудовой деятельности работоспособность организма изменяется во времени. Различают три основные фазы сменяющих друг друга состояний человека в процессе трудовой деятельности:

– фаза врабатывания, или нарастающей работоспособности, в этот период уровень работоспособности постепенно повышается по сравнению с исходным, в зависимости от характера труда и индивидуальных особенностей человека этот период длится от нескольких минут до 1,5 ч, а при умственном творческом труде – до 2-2,5 ч;

– фаза высокой устойчивости работоспособности, для нее характерно сочетание высоких трудовых показателей с относительной стабильностью или даже некоторым снижением напряженности физиологических функций, продолжительность этой фазы может составлять 2-2,5 ч и более в зависимости от тяжести и напряженности труда;

– фаза снижения работоспособности, характеризующаяся уменьшением функциональных возможностей основных работающих органов человека и сопровождающаяся чувством усталости.

Одним из наиболее важных элементов повышения эффективности трудовой деятельности человека является совершенствование умений и навыков в результате трудового обучения.

С точки зрения психофизиологической производственное обучение представляет собой процесс приспособления и соответствующего изменения физиологических функций организма человека для наиболее эффективного выполнения конкретной работы. В результате тренировки (обучения) возрастает мышечная сила и выносливость, повышается точность и скорость рабочих движений, быстрее восстанавливаются физиологические функции после окончания работы [4].

Эффективность управления – сложная экономическая категория, изучение которой предполагает учет различных факторов, прямо или косвенно влияющих на управленческий процесс. Эффективность менеджмента зависит от профессионализма и личных качеств руководителя, от обеспеченности предприятия ресурсами, системы коммуникаций на предприятии, организационной структуры управления, системы подбора персонала и др.

В общем виде эффективность менеджмента при повышении конкурентоспособности предполагает результативность управленческой деятельности (сопоставление потребленных ресурсов с полученными результатами). Но определение результатов управленческой деятельности – одна из основных проблем, которые возникают при оценке управления.

Эффективное управление влияет на все аспекты деятельности организации. Поэтому каждому предприятию необходимо периодически проводить оценку эффективности менеджмента, а также разрабатывать различные мероприятия по ее повышению. Это будет способствовать увеличению эффективности и результативности деятельности предприятия в целом.

Список литературы:

Реферат: Коммерческая деятельность: методический и организационный аспекты https://traktat.ru/tr/referats/id.11587.html (Дата обращения 09.01.2020г.)

Статья: Повышение эффективности предприятия https://mygenetics.ru/blog/produktivnost/povyshenie-effektivnosti-predpriyatiya/ (Дата обращения 09.01.2020г.)

Теоретические материалы из ВКР: Повышение экономической эффективности предприятия https://nauchkor.ru/uploads/documents/5a402f087966e104c6a3e5df.pdf (Дата обращения 09.01.2020г.)

Пути повышения эффективности деятельности организации https://referatbank.ru/referat/preview/13366/kursovaya-puti-povysheniya-effektivnosti-deyatelnosti-organizacii.html (Дата обращения 09.01.2020г.)

Просмотров работы: 749