Изменения в федеральном образовательном стандарте начального общего образования подчеркивают, что цели образования – это общекультурное, личностное и познавательное развитие детей младшего школьного возраста и оно направлено на формирование компетенции«научить учиться» [5]. В отличие от любых других средств, метод проблемного обучения наиболее эффективно способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самообучению, самообразованию. [4].
Модель проблемного обучения не новая: особую популярность в отечественной и зарубежной школе она получила в 20-30-х годах. Проблемное обучение базируется на положениях теории деятельности (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн). Проблемное обучение прежде всего направлено на развитие познавательного интереса учащихся, а также на самостоятельный и инициативный поиск учеником новых знаний. Помимо этого, проблемное обучение подразумевает целенаправленное и последовательное постановку познавательных проблем перед учащимися. Тем самым оно обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждения, прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности. Кроме того, оно способствует формированию мотивации достижения успеха, развивает мыслительные способности обучающихся [2].
Проблемное обучение включает в себя несколько основных этапов:
‑осознание проблемной ситуации;
‑формулировка конкретной проблемы, поиск ее решения и проверка правильности данного решения.
Реализация этих этапов на уроках начальной школы позволяет активизировать интегративную деятельность обучающихся. Учебная проблема и проблемная ситуация выступают главными элементами проблемного, при умелом создании которых учащиеся попадают в процесс самостоятельного исследования, где овладевают универсальными учебными действиями.
Следует отметить, что технология проблемного обучения не должна становится единственной в начальной школе. Получение знаний только методом проблемного обучения требует отказа от перенимания опыта человечества. Также следует учитывать, что не весь учебный материал подходит для применения этого метода. Поэтому технология проблемного обучения должнаиспользоваться вобразовательном процессе столько, сколько это допускает необходимость и проблемный материал.
Для эффективного применения технологии проблемного обучения учителю необходимо на уроках создавать проблемные ситуации. М. И. Махмутов предлагает следующие способы создания проблемных ситуаций: побуждение учащихся к теоретическому обоснованию явлений или фактов; побуждение учащихся к анализу фактов или явлений действительности в результате несовпадения житейских представлений с научными понятиями об этих фактах; использование жизненных или учебных ситуаций, возникающих при выполнении практических заданий; побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению или противопоставлению явлений, правил, приводящее к возникновению проблемы, и другое [3].
Опишем приемы, посредством которых мы реализовываем метод проблемного обучения на уроках литературного чтения в начальной школе на примере произведения, изучаемого в 3 классе по программе «Школа 2100», Евгения Шварца «Сказка о потерянном времени»[1]. Перед описанием приемов, целесообразно провести краткий анализ произведения.
Впервые «Сказка о потерянном времени» увидела мир в 1940 году. Это была пьеса для детского кукольного театра в трёх действиях. Жанр: литературная сказка. Тема произведения: о детях. Главная мысль: время никого не ждёт. Сказка учит учащихся не тратить, зря свое время, не баловаться и не прогуливать уроки. Учит помогать друг другу, учит не отчаиваться и верить в лучшее. Учит тому, что каждый ребенок должен учиться в школе, и это главный его труд, пока он не станет взрослым.
Сюжет: Петя приходит в школу и неожиданно обнаруживает, что превратился в глубокого старика, и его никто не узнает, даже родная мама. Петя в отчаянии идет в лес и там засыпает в домике, где злые волшебники вынашивают свои планы.Петя подслушивает, как вернуть молодость и отправляется искать товарищей по несчастью.Он находит Марусю, Надю и Васю, и ребята спешат в домик волшебников, чтобы перевести назад часы.Им удается перевести часы назад, и волшебники снова становятся гнусными стариками и исчезают. Дети снова становятся молодыми.
Приёмы реализации проблемного обучения на различных этапах урока:
На этапе первичного синтезаможно использовать прием провоцирования у обучающихся затруднений, которые могут привести к потребности в новых речеведческих и литературоведческих знаниях.
Это может быть прием антиципации при формулировке темы урока ознакомления с произведением, название которого может быть многозначным. Например, до чтения произведения «Сказка о потерянном времени» можно предложить обучающимся высказать предположение, о чем будет повествование в рассказе с таким названием. Некоторые младшие школьники посчитают, что речь в произведении пойдет о времени, которое «пропало». Такой прием не только обращает внимание детей на многозначность, но и, вызывает у них желание размышлять о том, как название может быть связано с темой и идеей, а такжепобуждает их к прочтению произведения.
Приём выдвижения предположений и их опытная проверка – еще один прием проблемного обучения, который можно использовать на этапе первичного синтеза. Данный приём также основан на смысловой догадке, т.е. на антиципации. Он настраивает читателя на предположение и прогнозирование, при этом школьники могут активно использовать свой небогатый читательский или житейский опыт. Следует помнить, что младший школьник еще не является квалифицированным и опытным читателем, владеющим приемами осмысления текста, поэтому такая деятельность сложна для него. Благодаря этому приём может стать стимулом развития интереса к произведению.
Обучающимся можно предложить следующие проблемные ситуации:
прочитать первые абзацы сказки и предположить, кто будет главными действующими лицами и как будет развиваться действие в ней;
«Жил-был мальчик по имени Петя Зубов. Учился он в третьем классе четырнадцатой школы и всё время отставал, и по русскому письменному, и по арифметике, и даже по пению.
— Успею! — говорил он в конце первой четверти. — Во второй вас всех догоню.
А приходила вторая — он надеялся на третью. Так он опаздывал да отставал, отставал да опаздывал и не тужил. Всё «успею» да «успею».
прочитать фрагмент сказки (по выбору учителя) и определить, к какой части сюжета он может относиться (к завязке, развитию действия, кульминации или развязке). Пример фрагмента, который относится к завязке: «Взглянул мальчик в зеркало и чуть не упал. Увидел Петя Зубов, что превратился он в высокого, худого, бледного старика. Выросли у него борода, усы. Морщины покрыли сеткою лицо.»
прочитать название сказки и поразмышлять, какое будет в ней настроение.
В ходе анализа уточняется отношение автора к событиям, описанным в сказке, обсуждается главная мысль сказки – в целом формируется умение выявлять роль художественного образа в постижении авторской позиции.
На этапе анализа произведения, продуктивным будет прием побуждения обучающихся к анализу фактов в результате несовпадения житейских представлений с научными понятиями об этих фактах.
При реализации этого приема можно предложить учащимся: определить жанр произведения с опорой на основные жанровые характеристики. Учитель может заранее подготовить наглядный материал, где будут прописаны жанры и их специфики. Примерный ответ учащихся может быть таким: «Это произведение ‑ авторская литературная сказка. Также в этом художественном произведении есть вымысел и элементы фантастики, а это значит, что оно относится к волшебным сказкам» Применение этого приема помогает детям лучше усвоить и понять жанровую природу литературных сказок.
На этапе анализа произведения можно использовать также и прием побуждения обучающихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению литературного материала.
Проблемные ситуации можно создать с помощью проблемных вопросов. Постановка таких вопросов мотивирует детей на выявление жанровых особенностей, вызывает у них интерес к произведению, а также побуждает их к размышлению и выявлению причинно-следственных связей в сказке. Ниже приведены примеры проблемных вопросов к произведению «Сказка о потерянном времени»:
Что делал последний из четырёх школьников, которого ребята так долго искали?
Что делали злые волшебники, когда пришли ребята?
На чём подсчитывали волшебники потерянное время?
Сколько раз нужно повернуть стрелку ходиков обратно, чтобы вернуть детям молодость?
На чем висел старичок – заколдованный мальчик?
Как Петя оказался у волшебников?
Как характеризует Петю решение искать стариков – школьников?
Изменилось ли отношение автора к герою?
В какой момент жизни произошло волшебство? Почему оно произошло?
На последнем этапе работы с художественным произведением, то есть на этапевторичного синтеза можно использовать приём выполнение проблемных теоретических и практических заданий. Задания такого рода начинаются словами: определи, пронаблюдай, рассмотри, сравни, подумай, исследуй, докажи, прокомментируй, предложи и т. д., Примеры заданий: «Предположи, чем бы закончилась «Сказка о потерянном времени» Е. Л. Шварца, если бы дети не нашли друг друга?»,«Подумай, есть ли в тоем окружении такой человек, как Петя Зубков?».
Еще один прием, который можно использовать на этапе вторичного синтеза – это прием рассматривания явлений, действий, ситуаций с различных позиций и точек зрения. Этот приём позволяет осмыслить произведение, задуматься над его идеей, авторским замыслом, высказать и защитить свою точку зрения. Мнения могут быть самыми противоречивыми, но необходимым условием является защита и аргументирование своей точки зрения. Пример задания: «Подумай, зачем злым волшебникам нужно время?»
Применение элементов технологии проблемного обучения доступно практически всем. Оно позволяет заменить традиционной урок объяснения готового материала уроком «открытия» знаний, стимулирует активность учащихся. Конечно, проблемное обучение не решает всех образовательных и воспитательных задач, поэтому оно не может заменить собой всей системы обучения, ностоит учитывать, что образовательный процесс не может считаться развивающим без проблемного обучения.
Литература
1. Бунеев Р.Н., Федеральный государственный образовательный стандарт Образовательная система «Школа 2100» Литературное чтение 3 класс часть 1. – М. :БЛЛЧХ, 2015.
2. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. – М. : Педагогика, 1977. – 156 с.
3. Махмутов М. И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. – М. : Педагогика, 1975. – 367 с.
4. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М. : Народное образование, 1998. – 255 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2011. – 33 с.