ПРОЕКТИРОВАНИЕ САЙТА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ПРОЕКТИРОВАНИЕ САЙТА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Ошмян А.О. 1, Лашкова Л.Л. 1
1БУ ВО "Сургутский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время понятие «компетентность», «компетенция» все чаще появляются на страницах педагогических изданий, посвященных школьному, вузовскому, последипломному образованию. В переводе с латинского – competentia – означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обосновано судить об этой области и эффективно действовать в ней.

Понятие «компетентность» теоретически рассматривается и строится нами по системно-структурному принципу, когда различаются действия субъектов во вне (с объектами) и действия с самим собой (внутрисубъектные). Компетентность – это квинтэссенция целевых, содержательных, смысловых, творческих, эмоциональных, ценностных характеристик личности.

Для определения термина «информационная компетентности», разберем понятие «информация». Информация сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления (Закон Российской Федерации "Об информации, информатизации и защите информации", статья 2). Информационные технологии совокупность конкретных технических и программных средств, с помощью которых мы выполняем разнообразные операции по обработке информации во всех сферах нашей жизни и деятельности (Ю.А. Шафрин).

В качестве информационно-деятельностной категории системную модель компетентности можно представить в виде четырех взаимосвязанных компонентов:

теоретико-информационной / когнитивной – система знаний, относящихся к определенной области действительности (компетентностные знания);

деятельностно-практической / опытной – система (компонентностных) умений и навыков, реализованных на практике и связанных с результатом деятельности и освоением нового набора (системы) умений и знаний (творческая деятельность);

ценностно-целевой / мотивационно- аксиологический компонент – система ценностей и целей, определяющая то, каким образом осуществляется решение реальных проблем, адаптация к новым ситуациям.

Информационная компетентность качество действий руководителя, эффективное восприятие и оценка информации, отбор и синтез информации в соответствии с системой приоритетов, владение ИТ в управленческой деятельности, ведение документации на электронных носителях. Данная компетентность как составляющая профессиональной компетентности является основой информационной деятельности – главного вида деятельности управленцев в информационном обществе.

Современные педагогические исследования не предлагают однозначного, общепризнанного толкования понятия «информационная компетентность», что свидетельствует о сложности, многомерности и неоднозначности трактовок рассматриваемого понятия.

Информационная компетентность специалиста изучается учеными в контексте двух исследовательских подходов:

1. Информационная компетентность как часть общей культуры (Т.С. Виноградова, Н.И. Гендина, И.А. Зимняя, С.Д. Каракозов, Хесус Лау, С.В. Тришина, Лиз Харт, А.В. Хуторской).

2. Информационная компетентность как составляющая профессиональной компетентности специалиста (А.А. Ахаян, П.В. Беспалов, Е.А. Ганаева, Б.С. Гершунский, А.В. Гоферберг, А.Н. Завьялов, О.Б. Зайцева, А.С. Карпеченко, О.А. Кизик, С.В. Тришина, В.Д. Шадриков).

Особую значимость приобретает для нас второй подход, рассматривающий исследуемое понятие более глубоко и полно и учитывающий предмет управления (управленческие отношения, реализуемые как информационные связи); разработку, принятие и осуществление управленческого решения как основного инструмента управляющего воздействия, применяемого руководителем; процесс управления, состоящий в сборе, переработке информации и ее отправлении в центры принятия решений.

В последнее десятилетие двадцатого столетия информационные и коммуникационные технологии стали одним из основных факторов, определяющих развитие общества. Окинавской Хартией глобального информационного общества (2000 г.), подписанной руководителями семи ведущих государств и Президентом России, зафиксировано, что "движение к информационному обществу – это путь в будущее человеческой цивилизации". Вхождение общества в интеллектуально-информационную эпоху связано с информатизацией всех сфер его жизнедеятельности, в том числе и образования.

Необходимость информатизации образования подчеркнута в важных нормативных документах, отражающих государственную образовательную политику: "Концепция информатизации образования" (1990 г.), "Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации" (1998 г.) и других. В соответствии с основными положениями этих документов система образования должна быть ориентирована на развитие информационно-компетентной личности, способной к активной жизнедеятельности в условиях информационного общества.

Исследованиями отечественных ученых-педагогов (Г.В. Абрамян, Н.В. Анашова, С.А. Бешенков, Я.А. Ваграменко, Б.С. Гершунский, А.П. Ершов, Г.А. Кручинина, Т.А. Лавина, Е.И. Машбиц, В.М. Монахов, Е.С. Полат, И.В. Роберт, Н.В. Софронова и др.) разработана методология, теория и методика использования информационных технологий в системе образования.

Одним из направлений информатизации образования, активно развивающимся в настоящее время, является информатизация организационного управления, т.е. использование компьютера как ресурса управления организацией.

В ряде педагогических работ (Н.В. Верёвка, Т.М. Давыденко, Б.И. Канаев, Д.Ш. Матрос, С.М. Попов, И.В. Роберт, В.Н. Соловьёв и др.) показано, что использование субъектами управления средств информационных технологий оптимизирует протекание внутри образовательного учреждения информационных процессов, связанных с доступом, хранением, обработкой, накоплением, продуцированием, тиражированием информации.

Эффективность применения руководителями образовательных учреждений, в том числе дошкольных, средств информационных технологий, как отмечается специалистами в области управления образованием В.В. Васильевым, С.В. Савиновой, В.Н. Соловьёвым, Т.И. Шамовой, определяется наличием у них соответствующего вида профессиональной компетентности.

Подготовка руководителей дошкольных образовательных учреждений осуществляется на дошкольных (педагогических) факультетах педагогических вузов в рамках направленности "Дошкольное образование".

Формирование информационной компетентности будущего руководителя дошкольной образовательной организации будет успешным, если:

выявлена специфика служебных функций, осуществляемых руководителем в условиях информатизации управления организацией дошкольного образования;

разработана структура и содержание информационной компетентности руководителя;

сконструирована и реализована дидактическая система формирования информационной компетентности будущего руководителя дошкольной образовательной организации в условиях спецкурса информационно-управленческой направленности, функционирующая на основе интеграции информационно-технологических и управленческо-педагогических дисциплин;

создан диагностический инструментарий для оценки уровня сформированности информационной компетентности будущего руководителя дошкольной образовательной организации.

Зачастую возникает вопрос: какие данные должны быть обязательно размещены на сайте ДОО? В обязательном порядке разделы сайта должны включать следующие сведения:

организационная форма и структура организации,

дата создания,

информация об учебных или воспитательных программах,

данные об образовательных стандартах и требованиях, принятых в данной организации,

сведения о педагогическом составе с указанием квалификации каждого педагога,

техническая и материальная база организации (условия организации питания, наличие медпункта, спортзала, бассейна, библиотеки и др.),

копии лицензий, подтверждающих право организации на ведение образовательной деятельности,

результаты проведенных самопроверок (должны публиковаться регулярно),

сведения об оказываемых платных услугах.

Кроме того, карта сайта ДОО должна содержать ссылки на следующие страницы:

страница с данными об организации,

страница со ссылками на официальные документы,

раздел, описывающий образовательную деятельность организации,

раздел, описывающий общественную деятельность организации,

страница с указанием расписания работы,

страницы контактов и обратной связи.

На главной странице в обязательном порядке размещается полная информация об организации. Должен быть наглядно представлен логотип и прописано полное наименование, желательно включить в структуру раздел с фотографиями здания снаружи и изнутри. Кроме того, необходимо разместить сведения о руководителе учреждения – ФИО, должность, квалификация, фото.

На странице контактов должны быть указаны: телефон с кодом населенного пункта, е-майл, полный адрес с почтовым индексом.

Положение об официальном сайте ДОО обязывает разработчиков таких сайтов размещать на страницах создаваемых ресурсов следующие документы:

Устав образовательной организации в полной редакции, при необходимости дополненный локальными актами.

Отчеты о работе организации за минувший год, в том числе отчеты о прошедших заседаниях педагогического совета.

Планы работ на текущий и следующий учебный год с расшифровкой программ.

Документ, содержащий сведения о спортивных секциях и творческих кружках, работающих при данной образовательной организации, с указанием ФИО руководителя секции/кружка и режима их работы.

Образец договора, заключаемого при приеме ребенка в образовательную организацию.

Все документы, размещаемые непосредственно на сайте, должны обновляться в срок не более трех рабочих дней с момента внесения в них изменений.

Кроме того, раздел сведений об образовательной организации должен включать ссылки на ряд официальных документов:

Конституцию РФ;

Федеральный закон «Об образовании в РФ»;

приказы и постановления, имеющие отношение к деятельности образовательных организаций в России;

региональные акты, регламентирующие работу образовательной организации.

Проблема в публикации сведений об ДОО заключается в том, что к микроразметке заполняемых данных применяются специальные требования (приказ Рособрнадзора № 785 от 29.05.2014 и его методические рекомендации).

Рассмотрим процесс заполнения сведений об ДОО на примере конструктора сайтов Nubex. Одно из главных преимуществ этой технологии – конструктор сам знает, какие данные вам надо указать. Если вы просто заполните все формы и разделы, то на этом работа с публикацией данных будет завершена, и ваш сайт будет соответствовать требованиям законодательства. Структура раздела, сведения и микроразметка появятся на вашем сайте автоматически.

Конструктор сайтов можно тестировать бесплатно в течение 14 дней.

Для начала вы переходите на страницу регистрации и создаете новый сайт.

Далее заходим в раздел «Образовательная организация» в панели управления.

Разделы с красными комментариями требуют заполнения. Укажем, к примеру, руководителя. После сохранения мы увидим, что количество требуемых для заполнения разделов сократилось с трех до двух. Если вы что-то не заполнили, то система не даст сохранить данные и покажет, что еще осталось указать. Таким образом, все, что вам нужно, – заполнить формы, не заботясь о микроразметке.

Обязанность дошкольной организации размещать основную информацию о своей деятельности на своей Интернет-странице установлена в Законе об образовании. Нормы образовательного закона конкретизированы в других нормативных актах. Отразим перечень документов, которые регулируют вопрос оформления сайтов детских садов:

ст. 29 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 N 582, содержит в себе правила опубликования сведений и документов на сайте образовательной организации;

Приказ Рособрнадзора от 29.05.2014 N 785, устанавливает требования к структуре сайта;

Письмо Минобрнауки России от 16.11.2015 N АП-2026/02.

Отдельно обратим внимание на последний нормативный документ. Согласно данному письму, помимо персонального сайта детского сада информация о ДОО должна быть отражена также на Официальном сайте, где регистрируются все государственные и муниципальные учреждения.

Каждая образовательная организация, в том числе и дошкольная, обязана вести собственный сайт. Требования к сайтам детских садов, о которых мы уже писали ранее, установлены в Приказе Рособрнадзора от 29.05.2014 года № 785. В феврале нынешнего года в данный нормативный документ были внесены изменения.

Согласно данным нововведениям в подраздел «Документы» на сайте дошкольной организации должен быть выложен документ, которым устанавливается размер родительской платы.

С учетом требований к сайтам детских садов в разделе «Документы» должны содержаться следующие бумаги в виде копий:

Устав ДОО;

лицензия, позволяющая осуществлять образовательную деятельность, со всеми приложениями;

план финансово-хозяйственной деятельности ДОО (либо бюджетные сметы);

локальные акты ДОО, которые указаны в ст. 30 закона Об образовании в РФ, правила внутреннего распорядка воспитанников ДОО, ПВТР и коллективный договор.

Кроме того, требования к сайтам детских садов предусматривают размещение на странице дошкольной организации в Интернете следующих документов:

отчет, содержащий сведения о самообследовании в ДОО;

локальный акт, излагающий порядок оказания платных услуг, в том числе и соглашение на оказание подобные услуг, и бумага, в которой прописана стоимость каждой услуги;

документ, устанавливающий размер родительской платы;

бумаги, в которых содержатся предписания контролирующих органов в сфере образования и отчет об устранении данных предписаний.

Закон об образовании в РФ лишь возлагает на образовательную организацию обязанность размещать необходимую информацию о своей деятельности в сети Интернет на своем сайте. Правительство РФ (постановление от 10 июля 2013 г. N 582) предусмотрело порядок ведения сайта и размещения на нем информации. Но в указанных документах не обозначена конкретная должность сотрудника, который должен отвечать за ведение сайта, или хотя бы порядок его определения.

В связи с этим, на наш взгляд, руководитель ДОО самостоятельно определяет ответственное за ведение сайта лицо. Оформить это необходимо путем издания приказа о возложении соответствующих обязанностей на конкретного сотрудника или сотрудников. Также необходимо внести изменения в должностную инструкцию данного сотрудника, если ранее данные обязанности не были предусмотрены в ней.

Список литературы

1. Закон РФ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=342058&fld=134&dst=100443,0&rnd=0.8400255972238102#06427641268599125

2. Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений РФ от 26.06.2000 № 1908 Режим оступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28022/584cb9440d08e5ac9fcc3511740a63be98fd35b1/

3. Временные требования по оценке квалификаций и уровня профессиональной компетентности при освоении квалификационной категории руководителям, специалистам (педагогическим работникам) (приложение к письму МО и Н РФ от 29.03.2011 № 20-52-1350/20-5) Режим доступа: https://pandia.ru/text/77/166/5367.php

4. Приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.08.2009 г. № 593 «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «квалификационные характеристики должностей работников образования»

Просмотров работы: 9