В ООП НОО в планируемых результатах освоения основной образовательной программы начального общего образования сказано, что результате изучения курса «Технология» обучающиеся получат общее представление о мире профессий. [1]. В начальной школе учитель при формировании данного представления сталкивается с проблемой создания ситуации апперцепции - опоры на жизненный опыт. Представления о профессиях у ребенка 6-10 лет ограничены знаниями о профессиях окружающих его взрослых, об этом свидетельствует и набор профессий, которые дети называют, в качестве своей будущей, как правило, это учитель, врач, полицейский. А сами объяснения выбора предпочитаемой для себя в будущем профессии в подавляющем большинстве случаев носят эмоциональный характер. Но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном обществе существует большое количество видов труда. Проблема выбора профессии у младших школьников не стоит остро, но наблюдения показывают, что с изменением социально-экономических условий общества меняется набор профессий, выбираемых выпускниками. Это уже не учителя, полицейские и доктора. Сегодня чаще выбирают специальности, связанные с информационно-технической сферой. Поэтому формировать представления о мире профессий необходимо с первой ступени основного общего образования.
Ориентация в мире человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка т.к. проблема самоопределения во многом философская, поскольку найти свое призвание в профессии во многом означает найти свое место в мире т.е. самореализоваться. Л.П. Васильева-Ганус определяет труд как целесообразную деятельность человека, направленную на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей, на производство товаров и услуг [2. с. 55 ]. Передача трудового опыта предполагает собой формирование представления о труде. Следовательно, можно сделать вывод о том, что понятие труда тесно связано с понятием трудовое воспитание. Трудовое воспитание по В.А. Сухомлинскому - это воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности, а также таких черт характера, обеспечивающих успех в труде, как трудолюбие, старательность, добросовестность [3. с. 93].
Сущность понятия общего представления о мире профессий у детей младшего школьного возраста сводится к пониманию ими труда, т.е. понимания учащимися значения труда в жизни человека, воспитанию положительного отношения к труду и представлению о нем. В результате целенаправленной профориентационной работы со стороны взрослых обогащаются представления учащихся о содержании разных видов труда, формируются навыки учебного труда. В начальной школе дети не осуществляют профессиональное самоопределение в силу своих возрастных особенностей, однако ориентация в мире человеческих занятий и выбор того труда, который интересен ребенку и возможность попробовать свои силы, примерить социальную роль, является одной из задач при обучении технологии. Формирование у учащихся понятий о профессиях непосредственно связано с изучением учебного материала и теми представлениями, которые у них формируются.
Из перечня принципов подготовки детей к труду и выбору профессии, обоснованного Е.А. Климовым, необходимо выделить те, которые возможно реализовать при формировании понятия о мире профессий у детей младшего школьного возраста: 1. Культивирование полной психологической структуры труда – это так называемое профессиональное просвещение (информирование о профессиях). 2. Воспитание равного уважения к разным видам профессионального труда как социально равноценным. 3.Знакомство с профессиями как органичным звеном формирования мировоззрения. Неориентированность в мире профессий есть неориентированность в важнейших явлениях общественной жизни и, следовательно, есть дефект мировоззрения. В связи с этим работа по подготовке учащихся к труду должна рассматриваться как органичное звено формирования мировоззрения, а эффект такой работы должен оцениваться по комплексу позитивных «приращений» к личности каждого подрастающего человека. 4. Помощь человеку не как компенсация его «беспомощности», а как активизация его жизненной позиции, стимулирование самостоятельности в принятии решений учащимся, способность доводить их до исполнения. 5. Сочетание массовых форм работы групповым и индивидуальным подходами [4. с. 304]. Нами был проведен анализ содержания рабочих программ по технологии различных УМК («Школа России» и УМК «Перспектива») на предмет их соответствия принципам подготовки к труду, сформулированным Е. А Климовым, с учетом возрастных особенности детей младшего школьного возраста [5; 6]. Резудьтат отражен в таблице.
Таблица
Принцип |
УМК «Школа России» Автор: Е.А. Лутцева |
УМК «Перспектива» Автор: Н.И. Роговцева |
культивирование полной психологической структуры труда |
В 1 классе содержание программы включает в себя такие тему: «В мастерской кондитера. Как работает мастер?». Содержание программы 2 класса представлено 4 разделами, каждый из которых является мастерской и такими темами, как «Что интересного в работе архитектора?» Содержание программы 3 класса состоит из 5 разделов. Каждый раздел представляет собой мастерскую. Содержания состоит из таких тем, как «Как работает скульптор? Скульптуры разных времен и народов», «Вышивка и вышивание», «Строительство и украшение дома», «Художник декоратор». Содержание программы 4 класса представлено 8 разделами, 6 их которых - студии. В рабочих программах (1-4 кл.) представлены темы, при изучении которых учащиеся получают информацию о представителях профессий, приспособлениях и приемах их работы. |
В содержание программы 1 класса включена такая тема, как «Учимся шить». Содержание программы 2 класса представлено такими темами, как «Земледелие», «Строительство». В содержании программы 3 класса представленные такие темы, как «Архитектура», «Ателье мод», Кафе», «Магазин подарков», Автомастерская», «Вертолетная площадка», «Переплетная мастерская», «Почта», «Куклы для спектакля». Содержание программы 4 класса включает в себя такие темы: «Швейная фабрика», «Обувная фабрика», «Кондитерская фабрика», «Порт», «Издательское дело». В рабочих программах представлены темы уроков, на которых учащиеся узнают о профессиональной деятельности людей, работающих в различных сферах жизнедеятельности. |
воспитание равного уважения к разным видам профессионального труда как социально равноценными |
В планируемых результатах освоения личностных УУД на уроках технологии с 1-4 класс сказано, что в процессе изучения темы урока у детей будет сформировано уважение к чужому труду и труду мастеров. |
В планируемых результатах освоения личностных УУД в 1-4 классе указано, что у детей при изучении предметной области «Технология» будет сформировано положительное отношение к труду и профессиональной деятельности человека. |
знакомство с профессиями как органичным звеном формирования мировоззрения |
При изучении курса «Технология» (1-4 кл.) учащиеся знакомятся с видами труда, у них формируются представления о представителях профессий, узнают, какими профессиональными качествами обладают специалисты различных сфер труда и могут попробовать узнать в процессе ознакомления, насколько они обладают теми или иными качествами. |
В ходе изучения предметной области «Технология» (1-4 кл.) учащиеся знакомятся с трудовой деятельностью человека, профессиональными качествами личности, у учащихся формируется собственное отношение к профессии. |
Помощь человеку не как компенсация его «беспомощности», а как активизация его жизненной позиции; |
При организации деятельности по ознакомлению младших школьников с миром труда на уроке технологии нет давления. Учащиеся могут свободно высказывать свое мнение по поводу той ли иной профессии. В ходе «посещения» мастерских на уроках одним из основных видов деятельности является составление рассказа о профессии человека, в соответствии с темой урока. |
При организации деятельности по ознакомлению младших школьников с миром труда на уроке Технологии нет давления. Учащиеся могут свободно высказывать свое мнение по поводу той ли иной профессии и составлении рассказа о ней в соответствии с темой урока, иллюстративного материала, памяткой, текстом учебника. Одним из планируемых результатов овладения личностными УУД является формирование внутренней позиции. |
Сочетание массовых форм работы с групповым и индивидуальным подходами |
В процессе овладения понятием о мире профессий учащимся предоставляются различные формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная. За время обучения в начальной школе дети попробуют себя в роли скульптора, архитектора, швеи, художника и т.д. |
В процессе овладения понятием «мир профессий», учащимся предоставляются различные формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная. За время обучения в начальной школе дети попробуют себя в роли садовода.овощевода, плотника, модельера, закройщика, официанта, повара, кулинара, кассира, кладовщика, бухгалтера. |
Вывод: При сравнении рабочих программ по Технологии УМК «Школа России» и УМК Перспектива было выявлено, что программы соответствуют принципам подготовки к труду, сформулированным Е.А. Климовым, с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста. На уроках технологии при изучении мира профессий у учащихся есть возможность для формирования общего представления о мире профессий у детей младшего школьного возраста как основы для подготовки к труду в начальной школе. Таким образом, начальная школа – это пропедевтический этап профессионального самоопределения личности. Помимо формирования осознанных представлений о мире труда и профессий в процессе профессиональной ориентации младших школьников происходит развитие их эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы, рефлексии и реалистической самооценки, овладение умениями самопознания, т.е. осуществляется пропедевтика профессионального самоопределения.
Список литературы:
Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] // Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
Васильева-Ганус, Л.П. Уроки занимательного труда [Текст] / Л.П.Васильева-Ганус. – М.: Просвещение, 1993. – 55 с.
Сухомлинский, В.А. О воспитании [Текст]: 4-е изд / В.А. Сухомлинский. – М.: Политиздат, 1982. – 93 с.
Климов, Е.А. Психология профессионального самаопределения [Текст]: учеб. пос.для студ.пед.учеб.завед./ Е.А. Климов. – М.: Академия, 2004. – 304с.
Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология: Рабочие программы: 1-4 классы. М.: Просвещение, 2011.
Роговцева Н.И., Анащенкова С.В. Технология: Рабочие программы: 1-4 классы. М.: Просвещение, 2011.