ИДЕЯ ПРОЛОНГАЦИИ НОВАТОРСКОГО ДОСТИЖЕНИЯ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ (ВКР: бакалавриат) В МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ИДЕЯ ПРОЛОНГАЦИИ НОВАТОРСКОГО ДОСТИЖЕНИЯ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ (ВКР: бакалавриат) В МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ

Канаева Е. А. 1
1 Художественно-графический факультет. Институт изящных искусств. Московский педагогический государственный университет, магистратура
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

От автора

На сегодняшний день многие студенты, поступающие в магистратуру, не знают, что такое «пролонгация», для чего она нужна и как ее применять в научной деятельности. Это является проблемой, ведь магистранты, которые не обращаются к пролонгации, часто не имеют четкого представления о том, что именно им освещать в своей магистерской диссертации. Как следствие, магистры начинают тратить большое количество времени на изучение новой области, хотя пролонгация позволила бы решить эту проблему.

В данной статье предлагается найти ответы на следующие вопросы: что такое пролонгация и почему она необходима в научной деятельности? А также рассмотреть поиск идеи пролонгации на примере автора статьи.

Пролонгация (фр. prolongation, от лат. prolongare — удлинять) — это продление срока действия чего-либо, какого-либо процесса [6]. В пролонгации применяется метод экстраполяции — распространение выводов, сделанных на основе настоящих и/или прошлых состояний явления или процесса на их будущее (предполагаемое) состояние [1]. Другими словами, это перенос компонента на платформу другой научной работы (рис. 1).

 

Рис. 1. Пролонгация и метод экстраполяции

Смысл пролонгации заключается в том, чтобы найти в своей предыдущей научной работе (например, ВКР бакалавриата) какой-либо элемент, который рационально осветить в магистерской диссертации. Это может быть метод, художественный приём, эффект метафоры, дизайн какого-либо продукта и так далее. Таким образом, пролонгация помогает студенту выбрать определенный вектор направления научной деятельности, который будет основой для дальнейшего изучения.

Сразу необходимо отметить, что пролонгация не подразумевает собой выбор единственной темы, от которой магистрант не сможет отойти в будущем. Постоянное изучение одной и той же темы не способствует появлению новизны в научной работе. Пролонгация же, наоборот, позволяет посмотреть на привычную тему под другим углом, применить уже изученный элемент в новой для него области.

Но остается еще один вопрос, который ставит студентов, столкнувшихся с термином «пролонгации», в тупик: как найти идею пролонгации? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим поиск пролонгации на примере автора статьи.

Для того, чтобы найти новаторский элемент ВКР, который целесообразно пролонгировать в магистерской диссертации, необходимо было проанализировать следующие компоненты: ВКР бакалавра тему магистерской диссертации и проект, который будет разработан и выдвинут на защиту магистерской диссертации. Весь процесс проходил в три этапа.

Введение. Я обучалась на бакалавриате МПГУ и последний учебный год (2018-2019) занималась дипломным проектом под руководством к.п.н. Г.М. Салтыковой. Была разработана серия образовательных плакатов, впервые созданная на ХГФ МПГУ. Данная серия была приурочена к 125-летию Варвары Степановой— художника и мастера русского авангарда начала XX века. Серия включала в себя восемь плакатов:

Варвара Степанова биография

Её достижения

графика визуальной поэзии

живопись

театральные костюмы и мебель

рисунки для тканей

плакаты

полиграфия

одежда

Проектируя эту серию, я приобретала для себя новую компетенцию — компетенцию разработки серии плакатов, раскрывающих особенности профессиональной деятельности известной личности. В процессе подготовки серии плакатов я уточняла многие факты биографии, события, историко-культурную значимость деятельности Варвары Степановой.

Создавая серию из 8-ми плакатов, я применила навыки и знания, полученные за годы обучения (бакалавриат), по культуре эстетической композиции. Использованы программы для верстки плакатов:

AdobePhotoshop, AdobeIllustrator.

На 1 курсе обучения в магистратуре по предмету «Технологии креативности» (педагог Ткалич С.К., д.п.н.) передо мной была поставлены новые задачи по НИРС (научно-исследовательская работа студента).

Задача № 1:

выполнить информационный постер «Мои достижения в ВКР (бакалавриат)».

Задача № 2:

выполнить информационный постер НИРС: «Визуализация идеи пролонгации достижений ВКР (бакалавриат) в новаторской формуле магистерской диссертации».

Комбинированное задание

по предмету «Технологии креативности» в магистратуре

Педагогом была поставлена комбинированная проблемная задача из 4-х ступеней научно-методической деятельности.

Освоить понятие «идея пролонгации» новаторского достижения на следующем этапе профессиональной подготовки в высшей школе - в магистратуре.

Уточнить новаторский компонент ВКР и сформулировать его с помощью терминов.

Выделить и показать графически данный новаторский компонент.

Сформулировать и показать графически форму пролонгации новаторского компонента в магистерской диссертации.

Сформулировать рабочую гипотезу новаторского компонента магистерской диссертации.

Алгоритм выполнения задания

по предмету «Технологии креативности» в магистратуре

Ступень № 1. Освоить понятие «идея пролонгации» новаторского достижения на следующем этапе профессиональной подготовки в высшей школе - в магистратуре.

Новое знание. Стало понятно, что задание по теме «идея пролонгации» активизирует появление мотивации (или стремление) студента магистратуры к научному осмыслению своего практического достижения в ВКР (бакалавриат), к продлению его в магистерской диссертации.

Если такой показатель мотивации отсутствует, то это означает, что студент относится индифферентно (равнодушно) к своим достижениям в педагогической практике или в профессиональном мастерстве.

Такое отношение влияет на определённое мнение со стороны педагогов, что студент не проявляет интереса к научному поиску и демонстрации его результатов.

Ступень № 2. Уточнить новаторский компонент ВКР и сформулировать его с помощью терминов.

Новое знание. Новизна ВКР, как правило, связана с технологией создания графического объекта, например, серии юбилейных плакатов. Это предполагает, что студент освоил несколько компьютерных программ.

На следующей ступени профессионального обучения, в магистерской диссертации, на первый план выдвигается навык формулировки своего инновационного достижения. Поэтому важно использовать глоссарий профессиональных и научных понятий, как в графическом дизайне, так и в компьютерном дизайне.

Надо признать, что сформулировать достижение в ВКР было очень сложно, так как на бакалавриате все внимание уделяется навыкам вёрстки плаката.

Но мы все же определили, что новаторским решением была представлена: серия из 8-ми плакатов юбилейного назначения, в которой предусмотрены:

принцип единства стиля,

удобочитаемость,

использование инфографики.

Ступень № 3. Выделить и показать графически данный новаторский компонент.

Новое знание. На этом этапе выполнения задания мы знакомились с разным композиционным решением информационных постеров, где важно выделять эмоциональные ориентиры или «визуальные сигналы», помогающие понять, с помощью каких новаторских элементов достигалась авторская идея композиционного решения.

Графические элементы уточняли и определяли вдвоём с педагогом. Я думала раньше, что все графические элементы на плакатах - это уже моё новаторство. Однако необходимо было выделить только тот графический компонент, который будет ярким элементом новаторства, смысловым ядром идеи новаторства в магистерской диссертации. Здесь в качестве подсказки была медиатехнология.

Действительно, нормативом в магистратуре на кафедре «дизайна и медиатехнологий в искусстве» установлена авторская модель медиа с программой анимации. В основу медиатехнологии я решила положить программу анимации, где работают все маркеры инфографики. В целостности своей они (маркеры инфографики) составляют единый механизм визуальной (цифровой) образовательной коммуникации. Важно грамотно сформулировать данный инновационный компонент.

Ступень № 4. Сформулировать и показать графически идею пролонгации новаторского компонента в магистерской диссертации.

Самопрезентация завершённого задания.

Я представила все навыки и знания в графических схемах 4-х постеров, подготовила текст сообщения. При этом осталась под вопросом сама тема креативности, важная для конечного результата завершённого задания.

Я согласилась с педагогом (Ткалич С.К., д.п.н.), что поиск креативной конструкции или метафорического образа «анимационного героя» для оживления динамичного сюжета – это постоянный мыслительный поиск в процессе разработки всех глав магистерской диссертации, финалом которого будет инсайт / «озарение».

Моя идея пролонгации заключается

в разработке цифрового образовательного ресурса «Виды анимации».

Разрабатываемый ЦОР состоит из следующих элементов:

обучающие видеоролики на примерах простых форм, содержащие в себе техническую формулу ("анимация формы", "анимация движения", "покадровая анимация", "графические упражнения", "анимационный баннер");

интерактивные тесты, прилагающиеся к каждому видеоролику, предназначенные для закрепления полученных знаний;

дополнительные графические демонстрационные материалы, представляющие собой плакаты с применением анимации в них.

Базовый конструктивный подход к решению серии юбилейных плакатов на основе принципа единства:

стиля: шрифт, цвет, композиция плакатов,

удобочитаемость смысловых комментариев,

использование инфографики

будет пролонгирован в структуре разрабатываемого ЦОР (цифрового образовательного ресурса).

Статичные плакаты на основе компьютерных программ будут трансформированы в визуальный эталон (обучающий модуль) с элементами анимации. В плакатах будут применены программы технологии анимации, что позволит сделать содержание плакатов мультимедийным.

Наш вывод: предлагаемое задание открыло совершенно незнакомую «идею пролонгации» авторских научно-методических достижений в ВКР (бакалавриат) на новой ступени обучения - в магистратуре, что заставляет задуматься заранее о необходимости авторской научно-методической парадигмы, объединяющей ВКР (бакалавриат) и новаторский компонент в магистерской диссертации.

ПРИЛОЖЕНИЕ: дистанционный семинар

Вопрос № 1. Что такое анимация?

Ответ.АНИМАЦИЯ (англ. animation от лат. animatus - живой одушевленный) — технология, позволяющая при помощи неодушевленных неподвижных объектов создавать иллюзию движения [http://znachenieslova.ru/slovar/collier/animaciya].

Вопрос № 2. Как будут выглядеть тесты в формате анимации?

Ответ.К каждому обучающему видеоролику будет прилагаться интерактивный тест для проверки и закрепления полученных знаний. Интерактивность заключается во взаимодействии ученика с тестом (ответы на вопросы, выбор одного из вопросов, навигация для перемещения внутри теста).

Интерактивные тесты будут выполнены в программе «MicrosoftPowerPoint».

Первая страница — это титул, где указано название темы (например, «Анимация движения»). Так же на титульном слайде будут поля, куда ученик вводит данные о себе (ФИО, группу, возраст и т.д.).

Последующие страницы — это сама тестовая часть. На слайде расположен вопрос и иллюстрационный материал (видео, скриншоты из программы AnimateCC, анимированные изображения, фотографии, схемы и др.). Также на слайде присутствует способ взаимодействия с учеником: либо поле, куда ученик записывает развернутый ответ; либо несколько вариантов ответов, где ученик помечает один из них как верный.

Последняя страница представляет собой инструкцию и объясняет, что делать ученику с законченным тестом. Как вариант: сохранить тест, подписать его своим именем и отправить на почту учителя для проверки.

Вопрос № 3. Сообщение по теме "Поиск и пояснение пролонгации"

Ответ.Для того, чтобы понять свой новаторский элемент ВКР, который целесообразно пролонгировать в магистерской диссертации, необходимо было проанализировать следующее:

ВКР бакалавра,

тему магистерской диссертации («Дизайн мультимедиа как интерактивная образовательная среда»)

проект «Цифровой образовательный ресурс “Виды анимации” с интерактивными тестами», который будет разработан и выдвинут на защиту магистерской диссертации.

Общая точка соприкосновения всех выводов научно-методического анализа — образовательная среда.

В ВКР новаторским элементом был проект, впервые созданный на ХГФ МПГУ — серия образовательных плакатов к 125-летию Варвары Степановой. Данная серия состояла из восьми статичных плакатов.

Магистерская диссертация и разрабатываемый проект связаны с интерактивностью и анимацией внутри ЦОР. Разрабатываемый ЦОР «Виды анимации» будет включать в себя: презентации, тесты, видеоролики, а также графические демонстрационные материалы, к которым можно отнести серию выполненных плакатов.

В магистерской диссертации идея пролонгации будет представлена обучающим модулем (или цифровым образовательным ресурсом ЦОР), где использована графическая серия из 8-ми плакатов как старт для обучающего модуля с применением анимации и интерактивности в нем.

Таким образом, мы разработали учебный алгоритм перехода «от идеи к реализации» в формате обучающей медиатехнологии.

Просмотров работы: 10