Примечание: статья отражает результат исследования по теме магистерской диссертации. Научный руководитель К.М. Зубрилин, к.п.н.
Сегодня невозможно представить нашу жизнь без ландшафтного дизайна. Почему этот вид дизайна стал неотъемлемой частью жизни современного человека?
Ландшафтный дизайн городской среды появился сравнительно недавно в нашей стране - в ХХ столетии, когда города оправились после войны и стали украшать жилые кварталы, улицы, скверы, парки. В других странах дизайн приусадебной территории всегда был важным показателем статуса владельца этой усадьбы. Среди дизайнеров много специалистов, авторов работ по таким направлениям, как садово-парковое искусство или ландшафтное проектирование. Многие достижения известны как памятники ландшафтной архитектуры, дошедшие до наших дней.
Ландшафтный дизайн – это пространственный вид искусства, включающий в себя с одной стороны архитектуру, градостроительство и проектирование, с другой ботанику и растениеводство. Все эти компоненты объединены общим замыслом и идеей для создания эстетичной и удобной среды для человека.
Ландшафтный дизайн объединяет человека с природой, является своеобразным интегратором гармоничного существования человека и природы. Именно поэтому в условиях современного общества ландшафтный дизайн так важен и востребован.
Авторы книги «Ландшафт человека» Дж. и С. Джеллико пишут, что «мир движется к той фазе, когда ландшафтный дизайн будет восприниматься как самый нужный, востребованный вид искусства» [3]. С этим невозможно не согласиться, проанализировав современную экологическую проблему. На сегодняшний день человек активно преобразовывает окружающую его среду, и зачастую не в лучшую сторону, тем самым разрушая природный баланс в биосфере. Поэтому мы сталкиваемся с глобальным экологическим кризисом. Только человеку под силу восстановить этот дисбаланс за счет разумной деятельности, создавая такие искусственные экосистемы, которые будут аналогичны природным экосистемам.
Особое внимание необходимо уделить городской среде. В крупных городах и мегаполисах негативное воздействие на человека наиболее ощутимо. С активным ростом современной урбанизации идет ухудшение состояния городской среды. Крупные города перерастают в мегаполисы и поглощают еще большее количество зеленых участков города, что в целом пагубно влияет на экологический баланс городской среды. Основные источники загрязнения с развитием городов привели к изменениям окружающей среды и к сокращению чистой воды, воздуха, тишины и пространства – важнейших компонентов, влияющих на психологическое здоровье человека. Большое влияние на состояние окружающей среды города оказывает транспорт, его увеличение влечет за собой появление пыли, шума, вибрации и загазованности. Меняется и ветровой режим в городе, что, при некоторых условиях, приводит к нежелательным ветровым потокам.
Вывод: в сложившихся условиях необходим поиск эффективного инструментария для поддержания природной составляющей городского ландшафта.
Современная ситуация: дизайн в системе экологии окружающей среды. Создание в городе условий для оздоровления и сохранения окружающей среды для благотворного влияния на психофизическое состояние человека в настоящее время одна из главных проблем. Человеку в режиме активной деятельности городской жизни просто необходимы зоны тихого отдыха для восстановления сил и эмоций. В таких условиях главную роль отводят ландшафтному дизайну и его методам озеленения городской среды. Экологический ландшафтный дизайн создает такую искусственную среду, которая максимально естественна и дружелюбна по отношению к природе.
На сегодняшний день найдено множество решений данной проблемы в городе. Архитекторами и дизайнерами предлагаются разные проекты:
создание большего количества зеленых зон,
комплексная очистка воздуха от пыли и выхлопов,
подавление агрессивного городского шума,
вертикальное озеленение фасадов и крыш зданий,
строительство экопарковок,
использование мобильных систем озеленения,
проектирование многоуровневых парков и так далее.
В России в 2017 году стартовал проект «ЖКХ и городская среда», в который вошли комплексные предложения по улучшению городских дворов и качественному содержанию городов, по благоустройству городских скверов, набережных, площадей и так далее. В 2017 году в городах России уже благоустроено более 19000 дворов и 2700 парков и других общественных зон. В их числе 220 парков благоустроено в малых городах [6].
Сегодня во многих городах осуществляется строительство малых архитектурных форм. Проектирование объектов небольших архитектурных форм одна из немаловажных целей в ландшафтном дизайне в обустройстве городской среды. К ним относятся – городская мебель, декоративные ограждения, спортивные и детские площадки, мощение, освещение, рекламные киоски и щиты, арт-объекты.
Арт-объект как визуальный художественный символ средового пространства. Определенное значение в городском озеленении и благоустройстве занимают арт-объекты. Арт-объект – это объект искусства, который несет определённый художественный замысел, и имеет как материальную, так и художественную ценность.
В настоящее время недостаточно просто облагораживать среду, многие современные города выглядят депрессивно, монотонно и дискомфортно. Необходимо внести в городскую среду настроение и разбавить однообразные городские мизансцены новыми художественными объектами. Арт-объекты должны гармонично и органично вписываться в окружающее пространство, дополнять растительный компонент ландшафта художественным компонентом. Они должны создавать визуальный комфорт и быть акцентами города, привлекающими внимание жителей и гостей, туристов.
Как правило, художники города предлагают множество проектов, где использован и местный фольклор, и сказочные сюжеты. Такие проекты доброжелательно воспринимаются жителями. Однако у дизайнеров есть отличительная особенность: они предлагают арт-объекты с метафорическими элементами и новыми конструктивно-тектоническими характеристиками. Многие арт-объекты становятся предметами обсуждений и дискуссий. На наш взгляд, этот факт можно приветствовать, арт-объекты вызывают активное осмысление и формирование собственных выводов.
«Арт-объекты, соотнесённые с человеческим масштабом, делают городскую среду более гуманной, насыщают её каким-то новым содержанием и смыслом, может, даже подтекстом, а кроме того, демонстрируют развитие городской среды как живого организма, откликающегося городскими утилитарными формами на потребности города, особенно заинтересованного в формировании своего имиджа» [5].
В сложившемся техногенном кризисе особое внимание стоит уделить экологическим арт-объектам. Современные экологические арт-объекты воплощают в себе гармонию человека и природы. Экологический дизайн становится глобальным явлением, на долю которого ложится социокультурная ответственность, его знаково-символический смысл воздействует на людей, формируя эстетические, мировоззренческие и экологические идеалы. Целью экологического дизайна становится создание идеальных условий для человека, не нарушая при этом биосферный баланс.
В процессе изучения темы были найдены варианты воплощения экологического дизайна в городской среде на примере проектирования арт-объектов. Так, дизайнеры Кристиан Каннонико и Марио Касерес создали оригинальные фильтры по очистке воздуха в городе, которые по внешнему виду напоминают настоящие деревья. Всем известно, что деревья являются природными очистителями воздуха, но в современных условиях идет нехватка количества деревьев в городе, и растения не в силах справиться с очисткой загазованного воздуха. Поэтому, проект под названием TREEPODS создан для эффективного очищения городского воздуха по принципу настоящих растений – поглощение углекислого газа и выделение кислорода. Данные арт-объекты изготовлены полностью из материалов вторичной обработки, имеют встроенные солнечные батареи. В приведенном примере полностью воплощен эко дизайн.
Следующий арт-объект был создан китайским скульптором Ван Чжиюань, но здесь автор делает ставку на восприятие эмоционального дизайна, обращая внимание людей на загрязнение окружающей среды. Художник изобразил огромную свалку мусора из пластиковых отходов, уходящую в небо.
Известный экологический арт-объект «Скарабей» находится в Перми. Художник Молдакул Нарымбетов использовал в своей работе тысячи старых автомобильных покрышек. Творение скульптора заставляет задуматься о современном экологическом кризисе.
Финский скульптор Jaakko Pernu создает уже более 20 лет ленд-арт. Главная идея всех его произведений – это влияние человека на природу, и влияние природы на человека. Стоит отметить, что все работы художника выполнены из природных материалов и гармонично вписаны в ландшафт.
Несомненным источником для арт-объектов в проектировании ландшафтов городской среды или парковых территорий для отдыха уже много лет являются герои сказочных сюжетов, мифология и герои мультфильмов. Они всегда знакомы родителям, помогают приобщать детей к культурным достижениям народов нашей страны.
Однако дизайнеры вносят свой вклад в преображение ландшафта окружающей среды. Появляются неожиданные арт-объекты, в которых выражен новый пласт знаний у дизайнеров, отличающийся от знаний по фольклору и устного народного творчества.
Например, метафорический арт-объект, как способ сочетания формы, конструкции, цветовых сочетаний натурального материала, вызывает удивление и восхищение своим экологическим образом. Такие арт-объекты привлекают творческую молодежь, формируют интерес к профессии дизайнера средового пространства в мегаполисе или на персональной территории. Зрителей всегда интересует процесс изготовления такого арт-объекта, источник воображения автора-дизайнера.
В современных условиях ландшафтный дизайн получил новый статус, сейчас это не просто благоустройство красивых парковых ансамблей или проектирование частной территории, как было в прежние века. Сейчас главной задачей ландшафтного дизайна становится создание такой городской среды, в которой человек и природа гармонично существуют вместе. Особое место в ландшафтном дизайне занимают экологические арт-объекты. Они способны восполнить пространство новым содержанием и смыслом. Несут важную идею о сохранении природы. Таким образом, арт-объекты экологического дизайна «не только создают уникальный образ города, но и функционально способствуют духовному и физическому оздоровлению общества» [4].
В заключение отметим, что по нашему мнению, обучающий курс, посвященный роли экологического дизайна в воспитании новой комфортной среды обитания человека, представленной в виде смысловых арт-объектов в городском пространстве, с практико-творческими заданиями, необходимо ввести в программу не только гуманитарных вузов, но и технических образовательных учреждений.
Список литературы
Задворянская Т.И. Ландшафтный дизайн как инструмент регенерации депрессивных городских территорий. Журнал № 2(6) «Архитектурные исследования». С. 152-163. 2016. Режим доступа:
https://elibrary.ru/item.asp?id=26168385
Кондратьева Н.Н. Дизайн и экология культуры. Монография. – М., Художественная Академия имени С.Г. Строганова. 2000.
Мочалов И.В. Ландшафтный дизайн - искусство, которое меняет мир (предисловие из книги Дж. и С. Джеллико "Ландшафт человека"). Журнал «Вестник университета правительства Москвы» № 3. С. 61-62. 2017. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=30096959
Назарова А.Н. Арт-объект в городской среде как способ формирования экологической культуры // Молодежный научный форум: Технические и математические науки: электронный сборник № 10 (29). XXIX междунар. студ. науч.-практическая конференция. Режим доступа: URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_tech/10(29).pdf.
Обертас О.Г., Червонка Н.С. Арт-объект как имиджевый элемент в городской среде Владивостока. // Журнал «Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса» № 1 (32). 2016. С. 228-234. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=25721409
Проект «Комфортная городская среда» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:http://gorodsreda.ru/gorodskaya-sreda/
Ткалич С.К. Формирование художественно-культурной среды в образовательном учреждении. – Учебное пособие. Библиотека ХГФ МПГУ. 2019.
Примечание: использованы фотографии зарубежных выставок: Интернет-ресурс.