Аннотация. В статье рассказывается о традиционных художественных особенностях Китайской оперы.
Уникальные маски персонажей имеют вековые традиции и четкую классификацию. Пекинская опера признана во всем мире как важный компонент традиционной китайской и мировой культуры. Пекинская опера путешествует по всему миру и распространяет знание о культурных достижениях Китая.
16 ноября 2010 года пекинская опера была включена в Репрезентативный Список Всемирного нематериального культурного наследия.
Сценическое искусство пекинской оперы сформировало целый комплекс (или набор) обязательных (формализованных) стандартизированных процедур. Многолетняя сценическая практика участия огромного количества артистов в различных представлениях, в которых синтезируются в единый спектакль: литература, перформанс, музыка, ария, гонги и барабаны, пластика, грим и маски персонажей.
Школа создания сценического образа очень насыщена разными художественными средствами, использование которых очень строго соблюдается.
Все события на сцене Пекинской оперы не выглядит так, как в жизни.
Например, персонажи на сцене Пекинской оперы не появляются в соответствии с первоначальным обликом людей. Но возраст, профессия и социальный статус сохраняются. Маска должна это отобразить.
Пекинская опера делится на четыре группы ролей на сцене.
Хорошие мужские роли
Хорошие женские роли
Специальные мужские роли
Комедийные роли
Происхождение маски
В древнем Китае исполнители танцев в ритуальных мероприятиях часто надевали маски.
Легенда (или быль?) рассказывает нам историю появления маски.
В Китае 1400 лет назад жил генерал Гао Чанггонг. Он очень хорошо сражался. Но он был очень красив. Он решил, что может устрашить врага на поле сражения, если будет в маске. Ему сделали маску из дерева. В маске он пугал воинов врага своим появлением, так как люди в то время верили в духов, и побеждал. Маска стала китайским символом стремления к победе и вошла в атрибуты пекинской оперы. Типология сценической маски основана на изображении известных персонажей Древнего Китая. Иными словами, есть маски хороших людей, а также плохих парней.
Цвет маски
Красное лицо: символ верности.
Белое лицо: символ предательства и зла.
Черное лицо: символ серьезности и могучести.
Золотое лицо: символ величия и Бога.
Зеленое лицо: символ безрассудства.
Синее лицо: символ прямоты.
Фиолетовое лицо: символ стабильности и серьезности.
Желтое лицо: символ мужества и темперамента.
Классификация масок
1.Все лицо: Нанесите один основной цвет на все лицо без рисунка, но нарисуйте текстуру
бровей, глаз и носа на основной цвет.
2.Три стороны лица
На основе “всего лица" преувеличены брови, глаза, нос рисунок, наносят линии, чтобы отметить брови, глаза, нос.
3.Крест на лице
Основная цветная полоска и глазница образуют на композиции форму
«перекрестный»
4. Цветочное лицо
Тип развивался из «лица трех плиток», сохраняя положительный основной цвет. Но при этом добавлялись узоры с дополнительными цветами, различные формы композиции со сложными тонкими линиями.
5.Изогнутое лицо
Асимметрия цветовой композиции, показывающая уродливое лицо фигуры.
6.Пиктографическое лицо
Обычно используется в мифологической драме. Композиция и цвет основаны на характерном для каждого эльфа образе.
Литература
Ву Цяньхао. О выборе проекта "Нематериальное культурное наследие"
Традиционной китайской оперы// [J] Современная драма; 2006-04.
Хуан Сяоцзю.Эксперты и художники рассказывают о развитии драматических типов [N]; // Новости культуры Китая; 2006.
Ван Ян. Резюме Третьего национального симпозиума по стратегии развития местных опер в новом веке [J] //Исследования в традиционной китайской опере; 2006-01.
Сунь Юнань. «О связи драматургии и создания персонажей» [J]; // журнал «Сто Искусств», 2012.
Го Вэйген. «История маски». – Шанхайское издательство литературы и искусства. 1992.
Ли Мэнсинь. Доклад с презентацией «Пекинская опера. Сценическая маска». //Международная конференция «Этнокультурный туризм: современное состояние и перспективы развития в мире». – Культурно-развлекательный комплекс «Измайловский Кремль», Москва, Россия. 06.12. 2019.