Уникальность Китайской Оперы: сценические маски - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Уникальность Китайской Оперы: сценические маски

Ли Мэнсинь 1
1Художественно-графический факультет Институт изящных искусств МПГУ, магистратура
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация. В статье рассказывается о традиционных художественных особенностях Китайской оперы.

Уникальные маски персонажей имеют вековые традиции и четкую классификацию. Пекинская опера признана во всем мире как важный компонент традиционной китайской и мировой культуры. Пекинская опера путешествует по всему миру и распространяет знание о культурных достижениях Китая.

16 ноября 2010 года пекинская опера была включена в Репрезентативный Список Всемирного нематериального культурного наследия.

Сценическое искусство пекинской оперы сформировало  целый комплекс (или набор) обязательных (формализованных) стандартизированных процедур. Многолетняя  сценическая практика участия огромного количества артистов в различных представлениях, в которых синтезируются в единый спектакль: литература, перформанс, музыка, ария, гонги и барабаны, пластика, грим и маски персонажей.

  Школа создания сценического образа очень насыщена разными художественными средствами, использование которых очень строго соблюдается.

Все события  на сцене Пекинской оперы не выглядит так, как в жизни. 

Например, персонажи на сцене Пекинской оперы не появляются в соответствии с первоначальным обликом людей. Но возраст, профессия и социальный статус сохраняются. Маска должна это отобразить.

Пекинская опера делится на четыре группы ролей на сцене.

Хорошие мужские роли

Хорошие женские роли

Специальные мужские роли

Комедийные роли

Происхождение маски

В древнем Китае исполнители танцев в ритуальных мероприятиях часто надевали  маски.

Легенда (или быль?) рассказывает нам историю появления маски.

В Китае 1400 лет назад жил  генерал Гао Чанггонг. Он очень хорошо сражался. Но он был очень красив. Он решил, что может устрашить врага на поле сражения, если будет в маске. Ему сделали маску из дерева. В маске он пугал воинов врага своим появлением, так как люди в то время верили в духов, и побеждал. Маска стала китайским символом стремления к победе и вошла в атрибуты пекинской оперы. Типология сценической маски основана на изображении известных персонажей Древнего Китая. Иными словами, есть маски хороших людей, а также плохих парней.

Цвет маски

Красное лицо: символ верности.

Белое лицо: символ предательства и зла.

Черное лицо: символ серьезности и могучести.

Золотое лицо: символ величия и Бога.

Зеленое лицо: символ безрассудства.

Синее лицо: символ прямоты.

Фиолетовое лицо: символ стабильности и серьезности.

Желтое лицо: символ мужества и темперамента.

Классификация масок

1.Все лицо: Нанесите один основной цвет на все лицо без рисунка, но нарисуйте текстуру 

бровей, глаз и носа на основной  цвет.

2.Три стороны лица

На основе “всего лица"  преувеличены брови, глаза, нос рисунок, наносят линии, чтобы отметить брови, глаза, нос.

3.Крест на лице 

Основная цветная  полоска и глазница образуют на композиции форму 

«перекрестный»

4. Цветочное лицо 

Тип  развивался из «лица трех плиток», сохраняя  положительный основной цвет. Но при этом добавлялись узоры с дополнительными цветами, различные формы композиции со сложными тонкими линиями.

5.Изогнутое лицо

Асимметрия цветовой композиции, показывающая уродливое лицо фигуры.

6.Пиктографическое лицо

Обычно используется в мифологической драме. Композиция и цвет основаны на характерном для каждого эльфа образе.

Литература

Ву Цяньхао.  О выборе проекта "Нематериальное культурное наследие"

Традиционной китайской оперы// [J] Современная драма; 2006-04.

Хуан Сяоцзю.Эксперты и художники рассказывают о  развитии драматических типов [N]; // Новости культуры Китая; 2006.

Ван Ян. Резюме Третьего национального симпозиума по стратегии развития местных опер в новом веке [J] //Исследования в традиционной китайской опере; 2006-01.

Сунь Юнань. «О связи драматургии и создания персонажей» [J]; // журнал «Сто Искусств», 2012.

Го Вэйген. «История маски». –  Шанхайское издательство литературы и искусства.  1992.

Ли Мэнсинь. Доклад с презентацией «Пекинская опера. Сценическая маска». //Международная конференция «Этнокультурный туризм: современное состояние и перспективы развития в мире». – Культурно-развлекательный комплекс «Измайловский Кремль», Москва, Россия. 06.12. 2019.

Просмотров работы: 214