ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ПЕЙЗАЖ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ПЕЙЗАЖ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Федотова А.С. 1
1Институт изящных искусств. Московский педагогический государственный университет, магистратура художественно-графический факультет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время при новых государственных стандартах в образовании преподаватели используют на уроках интерактивные доски, 3D-принтеры и различные объёмные модели, которые могут являться наглядностью. В изобразительном искусстве многие задания и принципы обучения строятся на наглядности. На том, как выглядит тот или иной объект в одном ракурсе, а если его изменить, найти другое положение.

В настоящее время в системе образования появляются новые подходы и методы, связанные с информационными технологиями. Однако технологическая мощь компьютерного оборудования не должна заслонять способы и средства формирования для развития гармоничной личности. Но что же мы подразумеваем, когда говорим «гармонично развитая личность»?

Педагогика – наука, которая напрямую связана с понятием личность, а формирование гармонично развитой личности является объектом психологии. Русский педагог и писатель К.Д. Ушинский считал, что гармонично развитая личность - это человек, в котором совмещены умственная зрелость, нравственное совершенство, физическое и эстетическое развитие. Иными словами, это та личность, в которой существует баланс всех черт и признаков, это всесторонне развитый человек.

Стоит отметить, что формирование наглядно-образного мышления у детей также относится к компоненту гармоничной личности.

Учреждения дополнительного образования отличаются от общеобразовательных школ тем, что обучающимся предоставляется возможность выбора вида художественной деятельности.

Одной из доступных тем является пейзаж - наиболее известный жанр изобразительного искусства. Пейзаж - это один из самых лирических, самых эмоциональных и живописных жанров изобразительного искусства, объектом изображения которого является природа, какой-либо вид местности или ландшафта [8, с. 132].

В изобразительном искусстве существует много разновидностей пейзажа, но я бы хотела обратиться к индустриальному, промышленному пейзажу, который появился с развитием большого производства и городского строительства. Такие пейзажи можно встретить в период соцреализма, когда достижения промышленности воплощали художники в своих художественных произведениях.

Объектами такого вида пейзажа обычно являются заводы, фабрики, порты, предприятия, техника, машины, различные конструкции и установки, и многие другие предметы. Художники, работавшие в данном жанре, стремились запечатлеть и показать всё величие и богатство прогресса, грандиозное строительство нового государства и общества. Это и строительство новой архитектуры, возведение мостов и дороги, создание новой техники и промышленных объектов. И, конечно, в центре композиции всегда – человек, созидатель. Художники старались запечатлеть и показать портреты рабочих, тех людей, что двигали и развивали это грандиозное строительство.

Индустриальный пейзаж довольно молодой жанр в изобразительном искусстве. Само понятие «индустрия» можно трактовать как нечто новое или постоянно развивающееся явление.

Возникают вопросы:

1 - является ли индустриальный пейзаж средством формирования наглядно-образного мышления у школьников младшего школьного возраста?

2 - почему школьник выбрал именно этот пейзаж?

Обратимся к истории развития детского мышления. Данный вопрос интересовал многих отечественных и зарубежных исследователей. Например, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.В. Занков, П.П. Блонский и многие другие.

Само по себе мышление формируется на всех ступенях развития личности, и оно взаимосвязано с другими его видами. Развитие мыслительной деятельности зависит не только от внешних факторов, например, от окружающей среды, обстановки, то есть того, что и как окружает ребёнка, но и внутренних, что он чувствует и как это понимает. Наглядно-образное мышление является основным в дошкольном детстве и становится более обобщённым в процессе развития ребёнка.

Исследованиями данного вида мышления детей в разные годы занимались А.А. Люблинская, Г.И. Минская, Н.Н. Поддъяков, С.Г. Ким, Т.И. Обухова. Мы опираемся на выводы учёных, что, начиная со старшего дошкольного возраста, дети нуждаются в более обширных источниках знаний в связи с активно развивающимися познавательными интересами и воображением.

Поэтому появляется возможность на занятиях в системе дополнительного образования посредством индустриального пейзажа формировать и развивать у учащихся наглядно-образное мышление и активизировать мыслительную деятельность.

К моменту поступления в школу у ребёнка 6-7 лет уже должно быть сформировано наглядно-действенное мышление, которое является необходимым для развития мышления наглядно-образного.

Несомненно, что в первом классе мыслительный процесс школьника похож на мышление дошкольника. Важным звеном в образовании, развитии и воспитании ребёнка является школа и поступление в данное образовательное учреждение вносит важнейшие изменения в его жизнь. Основной, ведущей деятельностью становится теперь обучение, важнейшей обязанностью - обязанность учиться и приобретать новые знания. А обучение требует организованность, дисциплину и волевые усилия школьника.

Наглядно-образное мышление – это один из видов мышления, который связан со зрительным представлением ситуаций и изменений в них. Благодаря ему, наиболее полно воссоздается всё многообразие особенностей предмета. Основной единицей наглядно-образного мышления является образ, который у ребёнка характеризуется выделением общих контуров воспринимаемого объекта без анализа его частей и свойств с преобладанием эмоциональных компонентов. Наглядно-образное мышление обладает рядом особенностей.

Первая особенность - это обратимость воображаемых операций и возможность мысленно воспроизводить операции, которые на самом деле невозможны.

Вторая особенность заключается в том, что этот вид мышления практически не отличим от воображения, выступает в роли креативности и очень хорошо развит у людей творческих профессий.

Проблема развития наглядно-образного мышления учащихся в новых условиях современного образования является в настоящее время одной из наиболее актуальных. Подходы к разрешению проблемы и наблюдение результатов востребованы в педагогической практике, в том числе, педагогические методы для воспитания творческой и гармонично развитой личности.

Например, в последние годы часто можно услышать о том, что востребована «креативность» в любой области деятельности, тем более в творческой, в художественном образовании. Но как же развить эти способности?

На наш взгляд, именно наглядно-образное мышление становится толчком для формирования креативного мышления у школьника, необходимого в дальнейшем в период обучения в вузе, в магистратуре.

Современные авторы - это Б.М. Чабарова [21], B.Ю. Белькович [3], Л.Д, Пенева [16], М.В. Никольский [13] - изучают процесс формирования наглядно-образного мышления в рамках изобразительной, образовательной, игровой деятельности.

Однако не удалось найти научные статьи, направленные на взаимосвязь индустриального пейзажа как средства формирования наглядно-образного мышления и воображения детей и подростков в системе дополнительного образования.

***

Особое внимание обучению детей уделяется в учебных программах художественных школ, которые имеют цель постепенного и последовательного введение рисующих детей в систему реалистического академического рисования. Учебные задания рассчитаны на освоение необходимого профессионального норматива [12, с. 219].

Воображение необходимо не только на занятиях изобразительным искусством, но оно является и обязательным условием успеха во всех областях деятельности человека. Развитое воображение лежит в основе визуального мышления. Л. А. Буровкина (2011) пишет: «Сегодня обществу нужны творческие люди, соответствующие изменившимся условиям жизни, которые будут способствовать его дальнейшему развитию и совершенствованию» [5, с. 38].

Обучая учащихся изобразительному искусству, педагог обязательно применяет наглядность в процессе его обучения, что способствует активизации наглядно-образного мышления. Такой тип мышления обладает рядом особенностей и достоинств. С помощью образного мышления учащиеся лучше запоминают и воспроизводят учебный материал [11, с. 74]. Рисуя с натуры, учащиеся внимательно её рассматривают, учатся понимать её характерные особенности, структуру, форму. Большое значение рисование с натуры, и особенно перспективное рисование, имеет для развития пространственного мышления и воображения. Сложность передачи трёхмерности объёмного предмета в рисунке заставляет ученика развивать воображение, тем самым автоматически развиваются пространственное мышление и память [17, с. 42].

В процессе обучения изобразительному искусству в учреждениях дополнительного образования учащиеся порой сталкиваются с предметами и явлениями, которые необходимо наглядно представить и отразить в художественно-образной форме, определив для этого необходимые художественно-выразительные средства [1, с. 126]. Поэтому, у учащихся необходимо развивать такое качество, как наблюдательность. Как известно, И.К. Айвазовский писал свои картины не с натуры, а используя собственные наблюдения. Творческая деятельность невозможна без наблюдения, которое позволяет заметить в природе то, что затем ложится в основу художественных произведений [14, с. 173].

Изобразительное искусство одно из многих видов деятельности, которое содействует развитию и формированию наглядно-образного мышления. В результате образного мышления складывается представление о предмете, дополняющее то представление, которое сложилось на основе предыдущего - наглядного.

Художественно-образное мышление можно определить, как развитую форму наглядно-образного мышления, связанную со способностью генерировать образы в процессе художественной деятельности [22, с. 133].

Разновидностью наглядно-образного мышления или его тождеством называют визуальное мышление, которое проявляется в процессе зрительной деятельности на предметы или объекты с последующим изменением или созданием новых образов [6, с. 31]. В творческом процессе художник всегда обращается к некому первообразу - реально существующему предмету или явлению природы и жизнедеятельности человека. В процессе художественного отбора, которому всегда сопутствуют приёмы стилизации и трансформации, природные объекты, преобразуются в образы искусства, а благодаря образному мышлению впечатления от первообраза преобразуются в образ художественный. С помощью образного мышления зрительные, слуховые и другие ассоциации могут определять идею композиции, построенную на взаимодействии искусств. Известно, что живопись и графика опираются в первую очередь на зрительное восприятие, скульптура - на зрительное и осязательное восприятие, музыка - на слуховое [4].

В процессе изобразительной деятельности ребёнок производит ряд интеллектуальных операций:

осмысливает структуру наглядно воспринимаемого объекта,

намечает последовательность выполнения рисунка с объектом,

сопоставляет части рисунка между собой.

Всё вышеперечисленное запускает активную мыслительную деятельность и развивает воображение учащихся. Одно из наиболее эффективных средств активизации мыслительной деятельности и творческой активности учеников при обучении художественным дисциплинам - это индивидуальный подход в обучении. Также решение кроссвордов, ребусов, занимательных задач, активизирует мыслительную и познавательную деятельность учащихся и система межпредметных связей, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью [8].

Активизировать – значит целенаправленно усиливать познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) в мозгу учащихся, побуждать их затрачивать энергию, прилагать волевые усилия для усвоения знаний и умений, преодолевая трудности. Существуют различные пути активизации учебной деятельности: проблемное изложение материала, комментированные упражнения, самостоятельная работа учащихся, творческая работа детей. Но можно выделить и другие способы активизации учебной деятельности: игровые методы, моделирование, занимательность и проведение нетрадиционных уроков.

Так как наглядно-образное мышление в основном развивается и формируется в деятельности, то необходимо создать условия непосредственно для той или иной детской деятельности (игровой, поисковой, исследовательской). Нетрадиционные техники и способы помогают сделать занятие эмоционально богаче, вызывают огромный интерес у ребят к творчеству, художественной деятельности, а также развивают у обучающихся воображение и фантазию, развивают нестандартное мышление и творческое воображение [2, с. 278]. Однако, не менее важен такой момент и термин, в ходе формирования мыслительной деятельности, как умозаключение, то есть способность и умение сделать правильный вывод и оценку ситуации. Следовательно, развитие визуального мышления у учащихся на уроках изобразительного искусства, их включение в процесс сопоставления и анализирования различных суждений и образования на этой основе новых общих или частных выводов, то есть умозаключений, является одним из методов для развития мышления в целом [7, с. 88]. Было установлено, что для развития креативности и творческой активности личности необходим определенный уровень умственных способностей. Ведущую роль в этом процессе играет интеллектуальная готовность, что проявляется прежде всего в достаточном уровне развития мышления и сформированности основных мыслительных операций [19, с. 64-65].

В связи с происходящими кардинальными изменениями во всех сферах общественной жизни и поиске инновационных решений новых образовательных возможностей, формирование наглядно-образного мышления посредством индустриального пейзажа приобретает особую актуальность. Данный вид пейзажного искусства- это уже не только изображение природы, а изображение жизни человека в самостоятельно созданном им пространстве. Индустриальный пейзаж - это пейзаж, где объектом изображения выступает промышленная сфера. Это живопись, которая показывает развитие мирового прогресса. Работы художников-живописцев отображают строительство и возведение заводов, фабрик, крупных строительных объектов, достижений тяжёлой промышленности, металлургии и энергетики. Промышленный пейзаж и его объекты имеют постоянную динамику и разнообразие, их формы постоянно изменяются. Некоторые промышленные конструкции и объекты имеют сложное строение, много деталей. Каждый объект данного жанра по-своему уникален. Исходя из определения наглядно-образного мышления, обобщение является одним из условий для достижения целостности изображаемого предмета, что очень важно для успешной изобразительной деятельности.

Выполнение набросков и зарисовок с натуры тренируют умение обобщать наблюдаемый предмет осознанно, а значит тренирует и развивает наглядно-образное мышление [10]. Удивителен и не менее важен процесс запечатления увиденного с натуры, а на пленэре особенно, это процесс, привносящий в практику художника новые, творческие решения. Динамика состояний заставляет активизировать внутренние ресурсы, применять нестандартные решения [20, с. 48]. Следовательно, данный жанр, с огромным разнообразием форм и контуров объектов, имеет и служит настоящим полем, простором для благоприятного развития и формирования наглядно-образного мышления у детей в образовательной среде художественного образования. Этот момент развития и формирования наглядно-образного мышления является одним из главных в развитии личности ученика, так как мышление влияет на воспитанность человека, на самостоятельность и самоконтроль не только в повседневной жизни, но и в учебной деятельности [15, с. 435].

Развитие наглядно-образного мышления предполагает:

Сравнение наблюдаемых предметов.

Выявление сходства и отличия.

Детализация предмета на составные части для познания каждой из них.

Выявление главных свойств предмета.

Обобщение фактов.

Обоснование своих выводов, изложение своих мыслей последовательно и обоснованно и воссоздание различных фактических характеристик предмета.

Поставленное на новый уровень целенаправленного системно-деятельностного и профессионального обучения, сюжетно-тематическое рисование становится не просто свободным тематическим рисованием по выбору ребёнка, а настоящей поисково-познавательной, практической творческой деятельностью, когда дети рисуют по законам изобразительного искусства, рисуют то, что ежедневно наблюдают в своей жизни, то, что их занимает и волнует, что составляет смысл их жизни [18, с. 160].

В процессе изображения промышленного пейзажа присутствует региональный компонент, так как город Череповец является индустриальным городом. Индустриальный пейзаж благоприятно способствует развитию и формированию наглядно-образного мышления, так как учащиеся, выбирая тот или иной объект промышленного изображения, прежде всего начинают изучать натуру и её формы, делают эскизы и зарисовки, а динамика и видоизменение изображаемых объектов, вырабатывает у детей внимательность и наблюдательность, последовательность и сосредоточенность.

Таким образом, своевременное развитие и формирование наглядно-образного мышления способствует физическому, умственному, социальному и познавательному развитию детей, а также позволяет раскрыть их врожденные творческие способности. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано в восприятии. Наглядно-образное мышление даёт возможность представлять и оперировать образами, чтобы в итоге получить планируемый результат от той или иной ситуации, что необходимо для становления и развития личности в современном мире и обществе.

Список литературы

1. Алексеева М. С. Развитие образного мышления учащихся на занятиях изобразительным искусством в системе дополнительного образования. С. 126 // ВАК «Наука и школа».- 2018. – 125-128 с.

2. Алиева А. Р. Современные подходы в преподавании предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе. С. 278 // ВАК Мир науки, культуры, образования.-2019.-276-278 с.

3. Белькович В.Ю. Системный подход к развитию наглядно-образного мышления младших школьников при ознакомлении с природой. С. 12 // Вестник ТОГИРРО.- №6.- 2010.-122 с.

4. Биценко Р. В. Развитие художественно-образного мышления в процессе создания ассоциативной композиции [Электронный ресурс] / Р. В. Биценко // ВАК Ученые записки.-2019. Электронный научный журнал Курского государственного университета. Режим доступа: URL http://scientific-notes.ru/#index (дата обращения 06.12.2019).

5. Буровкина Л. А. Теоретико-методологические условия художественного образования учащихся в учреждениях дополнительного образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук.- М., 2011. - 38 с.

6. Ветренко, Е. А. Развитие наглядно-образного мышления детей 6-7 лет посредством произведений художественной литературы [Текст]: выпускная квалификационная работа / Е. А. Ветренко; рук. работы Н. А. Дунаева. - Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2018. - 104 с.

7. Григорьева С. Г., Соколова С. Г. Развитие визуального мышления у учащихся начальной школы на уроках изобразительного искусства. С. 88 // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева.- 2018. - 85-93 с.

8. Колегова Е.В. История возникновения пейзажной живописи. С. 132 // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XLIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(44), 2018.- 131-135 с. URL: https://sibac.info/archive/meghdis/9(44).pdf (дата обращения: 06.12.2019)

9. Красильникова М.Н. Активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся на занятиях ИЗО [Электронный ресурс] / М. Н. Красильникова // Педагог.-2018. Режим доступа: URL https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=7846 (дата обращения 05.12.2019).

10. Краюшкина М.Е. Выполнение набросков и зарисовок как обязательное условие развития наглядно-образного мышления [Электронный ресурс] / М.Е. Краюшкина // Научная Идея. – 2017. – 3(3). – Режим доступа: http://www.nauch-idea.ru/index.php/nomer-3-3/10-3-3/59-vypolnenie-nabroskov-i-zarisovok-kak-obyazatelnoe-uslovie-razvitiya-naglyadno-obraznogo-myshleniya (Дата обращения 06.12.2019.).

11. Кухтинова А. П. Формирование наглядно-образного мышления на уроках математики в пятом классе на примере использования программной среды "1С: Математический конструктор". С. 74 // ВАК Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования.- 2018.-73-79 с.

12. Некрасова-Каратеева О. Л. Интерпретация художественного текста детских рисунков. С. 219 // ВАК Вестник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой.-2019.-216-228 с.

13. Никольский, М.В. Дидактические условия формирования наглядно-образного мышления посредством информационных технологий в процессе изучения изобразительных дисциплин [Текст] / М. В. Никольский.-№ 4.-2003. -97-101 с.

14. Одаряев Д.В. Особенности развития художественно-образного мышления студентов художественно-графических факультетов на занятиях живописью пейзажа. С. 173 // ВАК Теория и практика общественного развития.- 2011.- 173-175 с.

15. Очирова А. А. Формирование мышления младшего школьника на уроках математики. // Молодой ученый. — 2017. — №6. — С. 435-439. Режим доступа: URL https://moluch.ru/archive/140/39210/ (дата обращения: 17.11.2019).

16. Пенева Л. Д. Педагогические условия формирования наглядно-образного мышления у детей младшего дошкольного возраста в сюжетно ролевой игре. - Автореф.дисс. канд. пед.наук.- М., 1987. -16с.

17. Полынская И. Н. Формирование художественного воображения у школьников на уроках изобразительного искусства. С. 42 // ВАК Человек и образование.- 2017.-41-45 с.

18. Руднев И. Ю. Принципы инновационного обучения тематической композиции младших школьников в системе дополнительного образования. С. 160 // ВАК Наука и школа.-2018.-159-167 с.

19. Терещенко Д. П. Возрастные особенности формирования творческих способностей обучающихся среднего школьного возраста. С. 64-65 // Вестник науки и образования.- 2019.- 61-66 с.

20. Ткалич С.К. Научная среда вуза: вектор НИРС. [Анисимова-Ткалич С.К., Ткалич А.И.] Монография. 2019. 156 с. – М.: Информационно-издательское управление МГОУ. ISBN 978-5-7017-3067-8.

21. Тютюнова Ю. М. Рисование с натуры, по памяти, по представлению и по воображению на пленэре: современная практика. С. 48 // ВАК Наука и школа.- 2018. – С. 46-53.

21. Чабарова Б.М. Развитие наглядно-образного мышления учащихся при изучении дисциплин образовательной области "Естествознание" [Текст]: дис. на соиск. учен. ст.канд. пед. наук / Б.М. Чабарова; Тобольс. гос. пед. ин-т им. Д.И.Менделеева. -Тобольск, 2005.-150 с.

22. Чистов П. Д., Румянцева И. С. Формирование художественно-образного мышления школьников на занятиях по изобразительному искусству в системе дополнительного образования. // ВАК Наука и школа.- 2019.-132-139 с.

Просмотров работы: 116