Актуальность. В современном динамичном мире дизайн занимает ведущие позиции, как инструмент преобразования окружающей среды, как средство наделить предметы новым смыслом. Дизайн нашел свое место практически в каждом направлении деятельности, но не растворился, а укрепил свои позиции методами проектной культуры.
Распространение визуальных эффектов и смыслов дизайна в традиционных и инновационных сферах деятельности, в том числе с применением цифровых образовательных ресурсов и программ, настолько глубоко проникло во все коммуникации общества, что дети в дошкольном возрасте начинают самостоятельно осваивать компьютерные возможности и программы. Детская самостоятельность в выборе информационных сервисов чаще всего не является удачной, если нет контроля. Доступность и иллюзия безграничного знания поражают детское сознание и тем самым формируют своеобразный вирусный феномен «детского противостояния» к призывам учителей выполнить задание в начальных классах.
Актуальность темы мы связываем с необходимостью выравнивания знаний у учащихся начальных классов на основе формирования основ дизайнерского мышления. Именно дизайн, его смысловые и проектные правила, призыв к модернизации окружающей среды открывают окно в пространство социально-востребованной детской фантазии.
Задача педагога состоит в том, чтобы увлечь учащихся начальных классов коллективным проектом. Мы выбрали экспериментальным пространством проявление творчества в создании «детских» интерьеров. По нашей версии, в создании «детских» интерьеров учащиеся начальных классов могут выразить свои пожелания как одно из условий формирования дизайнерского мышления.
Эстетическое воспитание является важным компонентом обучения в школе. Сегодня востребованы педагогические технологии, в которых знания об эстетике могут трансформироваться в реальный проект. Однако на сегодняшний день творчество учащихся начальных классов не является востребованным в социальных объектах, например, в проектировании учебных павильонов-студий, где проходят занятия.
Проблема нашего исследования заключаетсяв том, чтобы создать сбалансированную, оптимальную для понимания учащихся начальных классов, образовательно-воспитательную программу, развивающую основы дизайнерского мышления.
Идея: конкретизировать познавательную часть и практические задания программы «Основы дизайна», предназначенной для дополнительного образования в школе, что будет способствовать активизации интереса учащихся начальных классов к проектированию комфортной учебной среды в виде учебных павильонов-студий.
Негативная тенденция: на сегодняшний день в контексте школьной общеобразовательной программы дизайн и процесс проектной культуры дизайна, направленные на разработку и создание гармоничной окружающей среды, зачастую намеренно нивелируются, так как дизайн по сути своей новаторской деятельности приводит к необходимости модернизации существующих условий, что не всегда поддерживается руководством учебного заведения.
Педагогические методы как ступени дидактического модуля:
- активизирующие внимание к теме занятия (познавательная ступень),
- формирующие новое знание по теме занятия (репродуктивная ступень),
- формирующие навык выполнения задания (творчески-репродуктивная ступень),
- формирующие мотивацию к презентации авторского проектного предложения (продуктивная ступень).
Гипотеза исследования: формирование основ дизайнерского мышления у учащихся начальных классов в рамках дополнительного образования может найти мыслительное и практическое воплощение, если соблюдено в качестве принципа правило взаимодействия педагогических условий и методики формирования дизайнерского мышления. Оптимальный методический комплекс, по нашему мнению, должен включать в себя педагогические методы, совокупно нацеленные на формирование дизайнерского мышления, адаптированные к процессу выполнения и реализации коллективного проекта.
Методический комплекс, как совокупная целостность, включает в себя:
рабочую программу «Основы дизайна»;
авторский обучающий модуль в виде учебного пособия;
социально-ценностный коллективный проект по модернизации учебной среды для учащихся начальных классов с учётом потребностей и интересов участников проекта.
Подтверждающий эксперимент был проведён для утверждения данного гипотетического предположения о том, что взаимосогласованные по тематике теория и практикум, нацеленные на освоение знаний и навыков проектной культуры дизайна, сформируют интерес учащихся начальных классов к профессиональной деятельности в области художественного дизайна.
Новизна авторского исследования
Инновационный акцент нашего исследования – этоинтегративный комплекс, формирующий взаимосвязь между педагогическими векторами деятельности (педагог-исследователь, педагог-дизайнер, педагог-консультант, педагог-проектировщик) на основе единой образовательной программы «Основы дизайна» в дополнительном образовании.
При этом важным фактором мы выделяем педагогическое условие для формирования у учащихся начальных классов основ дизайнерского мышления. Таким образом, выпускная квалификационная работа включает в себя: педагогические условия формирования дизайнерского мышления на основе коллективного проекта по модернизации учебного павильона-студии, рабочую программу, учебное пособие.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в следующем:
системный анализ научной литературы позволил проанализировать существующие программы по дизайну для начальной школы и изучить современные подходы к дизайн-образованию в школьной практике обучения в рамках дополнительного образования;
обоснована целесообразность внедрения авторского методического комплекса образовательной программы «Основы дизайна» в дополнительное образование школы.
Практическая значимость результатов исследования заключается в следующем:
1 - разработана учебная программа по обучению основам дизайна (для учащихся начальных классов),
2 - представлен авторский оригинал-макет учебного пособия «Основы дизайна» для дополнительного образования,
3 – подготовлен демонстрационный комплект макетов коллективного проекта, подтверждающий социально-ценностный, образовательно-воспитательный потенциал «детских» эскизов для модернизации интерьера учебного павильона-студии, где проходят занятия дополнительного образования по предмету «Основы дизайна».
Основополагающие педагогические методы в процессе проведения экспериментальных занятий потребовали адаптации комплекса методов для реализации заданий авторской программы «Основы дизайна»:
- метод «педагогический эксперимент»: применение на практике авторской программы обучения с последующим проектированием пространства в коллективном проекте с учётом пожеланий участников проекта - учащихся начальных классов;
- метод диагностики: проведение анализа конструктивной ценности эскизов, выполненных участниками коллективного проекта;
- психолого-педагогический метод: индивидуальный подход к участникам коллективного проекта с целью развития дизайнерского мышления и навыка обоснования своей идеи в эскизах;
- метод коммуникативного общения с участниками коллективного проекта:общение в виде диалога по темам занятия; дискуссии по выработке коллективного решения через коммуникацию "вопрос-ответ", развивающую мыслительную деятельность учащихся начальных классов.
Для монтажа оригинал-макета учебного пособия «Основы дизайна» с помощью компьютерных программ в процессе работы по созданию обложек и разворотов были использованы графические редакторы: Microsoft Word, Photoshop, Illustrator, Indesign.
Коллективный проект создан при помощи программ 3d моделирования и графических редакторов: SketchUp, Photoshop, Illustrator.
Теоретические положения, определяющие инновационные акценты
диссертационного исследования
На современном этапе модернизации стандартов базового школьного образования внедрение авторской программы и учебного пособия «Основы дизайна» в дополнительное образование является важным показателем преобразующего менеджмента в учебном заведении, нацеленного на создание педагогических условий для учащихся начальных классов общеобразовательной школы.
Тематика проектов с социально-ценностным заданием по созданию учебно-игровых пространств, учебных павильонов-студий, где проходят занятия по предмету «Основы дизайна», формирует технологичный механизм педагогических условий для комфортного выполнения и презентации «детских» идей через эскизы и макеты, совокупно формирующие основы дизайнерского мышления учащихся начальных классов:
рабочую программу «Основы дизайна» и комплекс методов, основополагающий метод поощрения «детских» идей;
авторский обучающий модуль в виде учебного пособия;
социально-ценностный коллективный проект по модернизации учебной среды для учащихся начальных классов с учётом потребностей и интересов участников проекта.
Разработанные рекомендации для учителей начальных классов школы в рамках дополнительного образования могут повлиять на мотивацию педагогов к более глубокому изучению данного вектора научно-педагогической деятельности.