СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ТУРИЗМА И ИХ РЕШЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ТУРИЗМА И ИХ РЕШЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Чолак Илья 1
1Российский Государственный Гуманитарный Университет Факультет Истории, Политологии и Права Магистратура
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одной из составных частей современной индустрии туризма является религиозный туризм. Религиозный туризм за последние годы получил широкое распространение, открылись и работают организации, специализирующиеся на создании туристского продукта с религиозной составляющей.

С каждым годом увеличивается количество туристов, интересующихся различными религиозными объектами – храмами, монастырями, религиозными комплексами, принадлежащими не только христианству, но и буддизму, индуизму и прочим конфессиям. Таким образом, религиозный туризм – это подвид культурно-познавательного туризма, который представляет собой путешествие с временным выездом из места постоянного проживания, целью которого является посещение религиозных объектов [4, c. 17].

Религиозный туризм также включает в себя деятельность по организации посещения туристами достопримечательных мест и религиозных объектов, связанных с природным и культурным наследием, который относится к существующим и ушедшим религиям и верованиям.

На первый взгляд, проблем с организацией и осуществлением подобных поездок не наблюдается, однако это не так. Вместе с появлением достаточного количества желающих организовать поездки с религиозными целями, появилась странная уверенность простоты такой организации. В итоге многие подобные поездки стали называться паломническими, по сути таковыми не являющиеся. Возникла некая подмена понятий, а во многих случаях и содержания. Туристы стали жаловаться на организаторов турпоездок, что им обещали паломничество, а вместо этого все сводилось к элементарной экскурсии по монастырю.

Русская Православная Церковь, принимая во внимание подобные жалобы, а также руководствуясь святоотеческим пониманием важности паломничества для верующего человека, стала инициатором законодательных изменений в отношении организации и осуществления религиозных и паломнических поездок российских граждан к святыням, находящимся в нашей стране и за рубежом. 4 августа 2019 года Государственной Думой были приняты, а вскоре и президентом РФ В. В. Путиным подписаны изменения к Федеральному Закону №132 «Об основах туристской деятельности». Согласно этим изменениям, паломничество, а также поездки с религиозными целями могут организовывать только религиозные организации (храмы и монастыри), причем либо самостоятельно, либо при заключении специальных договоров с туристскими организациями. Эти меры призваны исключить попытки недобросовестных туристских фирм выдавать желаемое за действительное, попытки имитации паломничества, когда на деле туристам предлагается обычная экскурсия по святым местам.

Таким образом, при организации религиозных поездок организаторам необходимо руководствоваться Законодательством Российской Федерации о туристской деятельности [2, c. 40] и Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Основные цели религиозного туризма.

Изучение истории религии, национальных религиозных традиции, ритуалы, обряды, церемонии, туристы участвуют в них в качестве зрителей.

Знакомство с объектами религиозного материального наследия: памятники архитектуры, уникальные приемы строительства религиозных зданий, шедевры иконописи, мозаики, скульптуры и т.д. Основным мотивом при выборе направления религиозных поездок для современных туристов является полученная информация о древних исторических путях паломников [1, c.20].

Совмещение религиозных и познавательных целей путешествия налагает на туристов дополнительные ограничения морально-этического плана. Данные ограничения связаны с морально-нравственным аспектами потому, что во время посещений религиозных объектов и присутствия во время проведения ритуалов, турист обязуется выполнять определенные правила и требования, установленные религиозными традициями и канонами.

Следует также указать, что религиозный туризм может стать составной частью социального туризма в России. Поэтому имеется перспектива применения к религиозному туризму принципов и концепции социального туризма, в рамках которого путешествия малоимущих и слабо социально защищенных граждан может осуществляться при финансовой поддержке государственных организаций, работодателей и иных источников.

С точки зрения духовно-патриотического воспитания, религиозный туризм является общедоступным и оказывает огромное эмоциональное влияние на человека. Люди отправляются в поездки по святым местам с различными мотивами:

утвердиться на духовном пути;

обрести систему ценностей;

познакомиться с культурным наследием страны.

После подобных путешествий туристы возвращаются преображенными, отдохнувшими, в прекрасном состоянии духа, преодолевшими некоторые жизненные противоречия. Во время данных поездок у людей происходит переоценка значимости жизненных обстоятельств и повседневных негативных ситуаций, поскольку деятельностью религиозного туризма является:

облегчение общей социальной напряженности, а не разделения общества на враждебные стороны;

установление диалога и мира между представителями различных конфессий.

Религиозный туризм не должен вызывать конфликтов или столкновений на религиозной и социальной почве, а наоборот создавать в обществе благоприятную атмосферу доверия и открытости.

Паломничество – это традиционный вид религиозной деятельности, представляющий собой путешествие верующих людей с целью посещения и поклонения святым местам, которые находятся вне пределов их постоянного места жительства. В православии паломничеством считается путешествие по святым местам с целью поклонения святыням. По мнению святых отцов, духовным смыслом паломничества является поклонение и почитание святым местам, иконам, мощам для подтверждения подлинности благодатной энергии, которые свидетельствуют о присутствии Бога на земле.

Как говорил Иеромонах Серафим (Параманов): «Паломничество есть желание посетить места, освященные стопами Спасителя, Божией Матери и святых, желание поклониться святости места» [7, c. 12].

Паломничество подразделяется на три типа:

Индивидуальное

Групповое

Массовое

К массовому типу паломничества в православной традиции относятся крестные ходы. Паломничество на всех ступенях его подготовки и осуществления опирается на ритуальную практику и социокультурные традиции конфессий и народов. Паломничество в различных религиях имеет явное сходство, почти всегда оно наблюдается в прохождении четырех этапов:

подготовка к паломническому путешествию,

передвижение к святым местам,

совершение сакрального ритуала около святынь,

возвращение домой.

Типология паломничества связана с исторически сложившимися ритуальными традициями поклонения святым местам в различных религиях и культурах. Как видно из приведённых определений, ключевым словом является слово «поклонение».

Данная связь не случайна: слово «паломник» происходит от среднелатинского «palmarius» - дословно пальмовник, человек, который несёт пальмовую ветку. Происхождение данного термина связано с особенностями христианской паломнической традиции. Паломнический сезон в Святой Земле начинался с празднования Рождества Христова и заканчивался праздником Пятидесятницы. Истинные паломники приходили в Палестину на этот период [5, c. 11].

Развитие религиозного туризма и паломнических маршрутов в России и в странах Вселенского православия за рубежом — социально важная задача для духовного и нравственного укрепления россиян в современном мире. Оно отвечает положению России как лидера в деле христианского просвещения и сохранения православных ценностей.

Проблемы развития паломничества и религиозного туризма

в Российской Федерации. Анализ проблем

Главными целями православного паломничества является:

поклонение православным святыням,

общение с братией и духовенством,

а также телесное и духовное исцеление.

На данный момент за паломническими службами нет надлежащего контроля, поэтому в своей работе они предоставлены самим себе:

- паломнические кадры не всегда воцерковленные и не имеют достаточное образование для данной работы,

- не должное внимание уделяется духовному воспитанию паломников;

- нет должного понимания между религиозным туризмом и паломничеством;

- от сопровождающего зависит информационный материал и его подача для паломников;

- не учитывается разнородность состава паломников;

- на практике имеет место разобщённость паломнических служб, полное отсутствие координации их деятельности.

Сформируем предложения по развитию религиозного туризма и паломничества в Российской Федерации

Разработать и организовать единые маршруты по направлениям:

внутри России,

за пределами России,

организовать прием иностранных туристов и паломников в Российской Федерации.

Создать отделы по приёму и отправке туристов, паломников в регионах.

Подготовить профессиональные кадры:

менеджеров, экскурсоводов, руководителей групп (священников и светских), переводчиков, специалистов в области логистики и аренды транспорта (для авиационных, железнодорожных, автобусных и теплоходных маршрутов).

IV. Создать сеть гостиниц эконом класса и инфраструктуры для приема туристов и паломников.

V. Создать сеть автопарков для отделов по приёму паломников на арендованном транспорте.

VI. Необходимо создание методического отдела «Паломнического центра» по разработке и внедрению религиозных и паломнических маршрутов в России и за ее пределами, в которые будут включены следующие обязанности по разработке и проведению: пешеходных, автобусных, тематических экскурсии, многодневных туров, выставки, фестивали, конференции и форумы.

Если будут решены проблемы, которые были упомянуты, то это может благоприятно сказаться на развитии религиозного туризма и паломничества в регионах России. Тем самым произойдет увеличение туристов и паломников, что благоприятно скажется на региональной экономике.

Список литературы

Биржаков М.Б. Введение в туризм. Учебное пособие. М.-СПб: Издательский Дом «Герда», 2014. – 442 с.

Биржаков М.Б. Правовые основы и методы регулирования паломнического туризма. // «Туристские фирмы», справочник. Вып. 30. — СПб: Невский фонд, 2003. — С. 25–54.

Житенев С.Ю. Религиозное паломничество и межкультурные коммуникации. Статья. // Вестник славянских культур. № 4., 2019. – С.13-25.

Житенев С.Ю. Религиозное паломничество в христианстве, буддизме и мусульманстве: социокультурные, коммуникационные и цивилизационные аспекты. Монография – М.: Индрик, 2012. – 400 с.

Платонов О. Святая Русь: энциклопедический словарь русской цивилизации. М., 2001. – 1040 с.

Сенин В.С. Организация международного туризма. Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика. 2003. – 400 с.

Серафим (Парамонов), иеромонах. О паломничестве и странничестве. – М.: АНО "Развитие духовности, культуры и науки". 2004. – 46 с.

Просмотров работы: 1974