Воспитание и образование – это задача государственного уровня. Для решения используется комплексный поход с привлечением педагогической, психологической, управленческой, научной, художественной и проектной деятельности.
Формирование личности с помощью эстетического воспитания средствами художественной иллюстрированной книги, является мощным инструментом социализации. Именно иллюстрированная книга через визуализацию своего содержания способствует формированию ряда личностных, этических, психологических качеств, а также эстетических предпочтений.
Психологические и педагогические исследования доказывают необходимость занятий изобразительным искусством, поскольку художественная, да и любая творческая деятельность, несет в себе огромный потенциал, является базисом для всестороннего развития детей путем присвоения форм культуры, передаваемых из поколения в поколение.
В настоящее время в мире отмечается резкий переход с печатной книги на виртуальный ресурс. Круговорот индустрий и определённая деликатность учителей школы позволили детям не читать, а только смотреть и развлекаться. Многие ученые и педагоги-практики предупреждают, что негативная тенденция переходит в закономерность: замещение книг другими информативно-развлекательными жанрами есть показатель цифровизации всех уровней социально-экономического развития страны 21 века.
В свою очередь, графические иллюстрации «реальных сюжетов жизни» привлекают интерес, как детей, так и взрослых. В этом кроется успех уникальной графики, графического искусства уже несколько столетий. Можно сказать, что графика, как и фотоаппаратура, могут фиксировать реальное событие с разным художественным эффектом.
Мы полагаем, что данный «эффект притягательности графического рисунка» следует использовать в художественном образовании. Например, в организации занятий по ИЗО в младших классах школы или в предуниверсарии.
Понятие «азбука аналитического осмысления
визуальной информации»
В педагогическом процессе предуниверсария (направление графический дизайн, педагог-художник) важно организовать условия для формирования художественного мышления, образного мышления у обучающихся на подготовительном отделении.
Несомненно, что в процессе занятий, контрольных, лабораторных работ и семинаров запоминаются термины, важные для будущего студента кафедры дизайна, методики художественного образования, где термины играют решающую роль: без знания терминов невозможно объяснить идею или новаторский метод проектного предложения в будущей ВКР (дипломной работе).
Сегодня каждый студент 1 курса вуза практически проходит тест на открытость (или стремление) к освоению нормативов НИРС (научно-исследовательская работа студента). В учебной реальности студент будет выполнять задания, чтобы получить зачёт. Студент, даже выполнивший все задания комбинированного зачёта, иногда до конца не понимает ценностной сущности деталей, которые необходимо было создать, визуализировать и пояснить с помощью научного сообщения. Не будем лукавить: в пространстве условий учебного процесса НИРС выполняет функцию естественного отбора будущих педагогов-исследователей, всегда востребованных в лабораториях высшей школы. Настоящих педагогов-исследователей в прикладной педагогике, в том числе, в художественном образовании, очень мало.
Мы полагаем, что необходимо обозначить новый элемент в педагогической науке и практике – это конкретизация знаний о формировании у детей азбуки аналитического осмысления визуальной информации, что сегодня осталось за границей обучения детей и подростков.
Педагоги хорошо понимают значение заданий, формирующих образное мышление, художественную образность изображения, вариативное мышление, проектное мышление. Сегодня все признают значение формирования экологического мышления, как отношения к окружающей среде с детства. Идет интенсивный поиск целенаправленных заданий в границах экологического воспитания.
Развитие младших школьников с помощью иллюстрированной книги осуществляется посредством художественного образного отражения действительности, обеспечивая эмоционально целостное восприятие произведений искусства. Давно было доказано специалистами, что для детей младшего возраста именно иллюстрации важнее текста в процессе познания мира, рисунок помогает лучше понять и усвоить прочитанное.
Когда школьник читает текст и рядом видит иллюстрацию сюжета, то происходит неосознанный процесс сопоставления слова (текста) и рисунка.
Навык сопоставления текста (слова) и рисунка в разных сюжетах, многократно повторяемый при прочтении книги, превращается в своеобразную привычку, что становится первой ступенью мотивации студента для вхождения в профессию педагога-эксперта, педагога-консультанта.
Определенные успехи в этом направлении наблюдаются в дошкольных учреждениях, когда воспитатели, учителя стараются на занятиях привить интерес к чтению и изобразительному мастерству. Например, практикуется метод игротехники (через игру). Так, художник-иллюстратор расширяет знания путем погружения малышей с помощью красочных иллюстраций, открывая доступ в новые миры, доступные лишь развитому воображению.
Однако проблема эстетической и духовной целостности сознания подрастающего поколения становится острее в современных реалиях, среди стремительно развивающихся технологий.
Ребенок наравне со взрослыми поглощает огромное количество визуальной информации, просматривая мультфильмы и телевизионные передачи, он ежедневно перегружен информацией, из которой 80% его мозг не воспринимает. Ребенку дошкольного возраста трудно «впитывать» масс-информацию внутреннего мира (домашнего), воспитывающего и развивающего (в детском саду) и внешнего (городская среда, теле-видео-аудио масс-информация). Он «выживает» среди обилия информации самым естественным образом: погружается в себя, становится «равнодушным» к восприятию новой информации, которая поступает от учителя на занятиях. Иногда он становится агрессивным, если внешние раздражители настойчиво нарушают его фантастический мир детского воображения, где он проводит свою схему общения со своими героями. Мы часто наблюдаем, что ребенок разговаривает в процессе своей игры.
Книга – источник знаний и навигатор выбора увлечений
Книга с художественно-графическими иллюстрациями часто становится не только интересным занятием, где можно сосредоточиться на изучении деталей графического сюжета, даже дополнить деталями сюжет с позиции нового знания, например, этнохудожественного.
Также участие в проектах создания книги с художественно-графическими иллюстрациями помогает школьнику нарисовать свой вариант иллюстраций. А студент-практикант педагогического вуза получает опыт работы с юными художниками (детский сад, младшие классы школы, предуниверсарий со старшеклассниками).
Рост технологий также открывает ряд возможностей, в частности, компьютерная иллюстрация – это доступный и удобный вид иллюстрации детской учебной и развлекательной литературы. Технологии только помогают моделировать и демонстрировать художественные, научные и техническо-творческие законы, выступают средством создания инновационных произведений искусства.
В свою очередь, педагог, владеющий навыками в области компьютерных технологий, может значительно усовершенствовать способы подачи изучаемой информации, подстроить наглядный материал под образовательный процесс и обеспечить больше понимание предмета. Актуальной задачей современных педагогов является преображение окружающей реальности в детских проектах. Участие в таких проектах создает условия, где школьник может сформулировать идею, новый подход к решению поставленной задачи.
Заключение. Таким образом, педагогу необходимо убедить детскую аудиторию в том, что книга с иллюстрацией является ценным культурным феноменом, где можно читать, смотреть иллюстрации, дополнять сюжеты своими рисунками, уточнять и даже добавлять детали в художественно-графическую композицию, которые не сумел передать даже сам художник-иллюстратор. Книга учит культуре речи, логике построения фразы с терминами по искусству, помогает понять многогранность жизни на разных континентах. Именно поэтому предлагается внедрить в образовательный и творческий процесс технологию создания детской книги с развивающим «аналитическое осмысление визуальной информации» и воспитательным эффектом.
Список литературы
Анисимова-Ткалич С.К. Научная среда вуза: вектор НИРС: монография. Раздел 4. Практический навигатор действий педагога. 4.2. Педагогические ситуации: организация проектов НИРС. С. 132-136. /Анисимова-Ткалич С.К., Ткалич А.И. – М: ИИУ МГОУ, 2019. – 156 с.
Баймусаева Б.Ш., Алымова З.Г. Особенности восприятия детьми дошкольного возраста книжной иллюстрации [Электронный ресурс] // URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017032666
Болвинова Н.С., Алексеенко Е.В. Современные тенденции в иллюстрировании детской книги [Электронный ресурс] // URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017036307.
Гендриксон О.М. Младший школьный возраст // Психология. [Электронный ресурс] URL: http://psylist.net/age/00012.htm
Немнясова М. В. Особенности восприятия и влияние иллюстрации на понимание детьми художественного текста книги // Образование и воспитание. — 2018. — №3. — С. 70-71. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/94/3426/ (дата обращения: 22.12.2019).
Резанов Л.В. Передовые технологии этнохудожественного образования и воспитания школьников. Статья С. 311-315. // Сборник Международной научно-практической конференции «Этнокультурная деятельность в современных образовательных организациях и учреждениях культуры: опыт, проблемы, перспективы» (Москва, МГПУ). – Чебоксары РФ. ЦНС «Интерактивплюс», 2017. – 440 с. ISBN 978-5-9909794-1-3.