Социально-психологическая адаптация несовершеннолетних в условиях социально- реабилитационного центра - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Социально-психологическая адаптация несовершеннолетних в условиях социально- реабилитационного центра

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время проблема социальной дезадаптации несовершеннолетних имеет большое значение, наблюдается значительная распространенность этого явления. Число дезадаптивных детей неуклонно увеличивается. Существуют определенные трудности в освоении новых методов воздействия на несовершеннолетних в условиях реабилитационного пространства.

В последние годы отмечается рост детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Это дети, лишенные временно или постоянно родительского попечительства. Для них созданы государством социально - реабилитационные центры, приюты, детские дома и т. д. Приход ребенка в эти учреждения – новый этап в жизни, с которым связано изменение его социальной ситуации развития. 

Можно смело говорить, что на сегодня проблема социальной адаптации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, остается в ряду национальных проблем.

Данная проблема является актуальной на федеральном уровне, в частности свидетельствует Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120-ФЗ от 24.06.1999г., устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

По данным государственного комитета России по статистике на 2019 год в Российской Федерации временно проживают в учреждениях реабилитационного центра, около 40 миллионов детей. На 1 000 детей в России приходится почти 22 ребенка. С 2015 года количество детей, попадающих в реабилитационные центры в России сократилось на 2,3% , таким образом, их численность на конец года составила порядка 482 тысяч человек.

Раскроем сущность основных понятий.

Социальная адаптация в широком смысле слова означает соответствие, согласие, согласованность человека с окружающим миром. Социально-адаптированный человек в состоянии выполнять необходимые социальные роли и функции, он имеет устойчивые связи с окружающими, у него есть навыки общественного сосуществования в данной среде [5].

В.И. Добреньков дает следующее определение «адаптация»- это приспособление или привыкание организма к внешним условиям, к новой обстановке[2].

В.М. Астапов определяет дезадаптацию как процесс, который приводит к нарушению взаимодействия со средой [1].

Существуют проблемы социальной адаптации, рассмотрим их.

На сегодня проблема социальной адаптации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, остается в ряду национальных проблем.

Характеристика детей и подростков, попадающих в реабилитационные учреждения, показывает, насколько далеки они от такого состояния и насколько противоестественна была их прошлая жизнь.

Проблема адаптации несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного пространства в настоящее время является слабо разработанной. Педагогический анализ проблемы, связанный с условиями социально - психологической адаптации, ведется без учета и понимания термина «дезадаптивность» несовершеннолетних.

В свою очередь, С.А. Беличева, Г.М. Иващенко, Г.И. Камаева, М.Н. Мирсагатова затронули проблему организации социальной реабилитации несовершеннолетних в специализированных учреждениях системы социальной защиты, оценки социально - педагогических методов социального развития дезадаптивных подростков.

Однако следует отметить, что в настоящее время социально-педагогическая наука и практика нуждаются в более глубоком и детальном исследовании подготовки благоприятной адаптации детей.

Следует так же рассмотреть условия успешной адаптации.

Адаптация подростка в реабилитационном учреждении, принятие им новых принципов жизни, новых ценностей, в значительной степени зависит от того, насколько в центре помогут ему осознать свою самоценность. Поэтому реабилитационная работа должна быть сориентирована на восстановление ребенка в правах, прежде всего, перед самим собой, формировании у него уважения к самому себе, чувства собственного достоинства, уверенности в своих позитивных возможностях.
Осознание своей человеческой ценности, необходимое ребенку, приходит тогда, когда воспитатель начинает замечать сам и обращать внимание окружающих на позитивные качества и свойства подростка. Речь идет о таких индивидуальных особенностях, которые явно не бросаются в глаза, особенно в привычном, повседневном общении, но в каких-либо новых обстоятельствах неожиданно всплывают и становятся чем-то вроде открытия. Замечая в ребенке даже самую малость, педагог помогает ему предстать перед окружающими и в собственных глазах в новом и лучшем свете [3].

Обучая детей новым навыкам, воспитателю важно понимать, что дети, с которыми он имеет дело, нуждаются в эмоциональной поддержке и с ними многое надо начинать с чистого листа. Поэтому обучение строится в следующей логике: взрослый дает ребенку образец действия, создает условия для успеха, поддерживает, сочувствует в затруднительной ситуации, вместе с ребенком ищет ошибки, радуется удаче.

Рассмотрим специфику социально-психологической адаптации

несовершеннолетних на примере социально-реабилитационного центра несовершеннолетних «Алые паруса» г.Ульяновск.

В социально – реабилитационном центре «Алые паруса» предлагаются иные условия жизни, иная система взаимоотношений с людьми, другие ценностные ориентиры. Понятно, что ребенок с неустойчивой психикой, не владеющий социально-бытовыми навыками, с деформированной системой ценностей и опытом общения с людьми не может в одночасье адаптироваться к нормальной жизни, не в состоянии сразу освоить систему требований и норм, на основе которых строится жизнь в социально – реабилитационном центре «Алые паруса».

Социально-психологическая адаптация осуществляется путем усвоения норм и ценностей данного общества. Основные проявления социально- психологической адаптации - взаимодействие человека с окружающим миром и его активная деятельность.

В процессе социально-психологической адаптации воспитанники обретают свою индивидуальность, т.к. социальный опыт не только субъективно усваивается, но и активно перерабатывается, становясь источником индивидуализации личности. Таким образом, процесс социально-психологической адаптации следует определить не только как активно-приспособительный, но как активно-развивающий.

Совокупность условий помогает детям и подросткам освоиться в новой социальной среде, принять новые правила жизни и новых людей.

Самая первая задача всех, кто соприкасается с детьми и подростком, прибывшим в реабилитационное учреждение, оказать ему максимальную поддержку в процессе освоения новой жизни.

В жизни социально – реабилитационного центра важно создавать преобладание спокойной, ровной, доброжелательной атмосферы. Она дает возможность ребенку успокоиться, снять напряжение, страх, оценить новые условия жизни, выбрать линию поведения. В группе для ребенка важно получить возможность окунуться в атмосферу домашней жизни. Ее создает все - и тон общения воспитателя с детьми, и наличие своих вещей, одежды, обуви, и возможность по-своему обустроить уголок у своей постели, и возможность найти любимое местопребывание в учреждении.

Необходимым условием социальной адаптации ребенка является четкое разграничение в жизни центра разрешаемого и запрещаемого ("можно" и "нельзя").

Дезадаптивность подростка выражается в низкой степени социальной нормативности. Понимая, какая жизненная ситуация привела к низкому уровню усвоения подростком социальных норм, следует отдавать себе отчет в том, что предъявление к нему требований относительно выполнения определенных норм, правил распорядка должно быть последовательным, гибким. Необходимо исключить из педагогического обихода жестких и категоричных требований. Опыт показывает, что когда воспитатель пытается использовать свое положение и заставляет, навязывает новые правила жизни, дети не только сопротивляются, но и проявляют агрессию. Это осложняет адаптацию ребенка.

Выше говорилось, что социальная дезадаптация сопряжена со срывом коммуникативной деятельности детей, которая является следствием разносторонней социально-психологической депривации. Опыт позволяет определить требования к поведению взрослых в общении с детьми, склонными к изоляции. Они предполагают: мягкий стиль общения без требовательных, обязывающих интонаций, устранение того, что ребенка отпугивает, уважение его личностного пространства, предвидение сложностей в освоении новых условий жизни и помощь в их преодолении.

Опыт показывает, что вывести ребенка из состояния изоляции помогают театрализованные представления, праздники. Ребенка увлекает драматизация, он становится более открытым к окружающим. Более часто встречается на практике оппозиция в общении. Ребенок демонстрирует пренебрежение к правилам, к любому требованию, даже высказанному в дружелюбной форме. Оппозиция проявляется в форме агрессии, которая характеризуется импульсивностью, раздражительностью, когда подросток сбрасывает внутреннее напряжение в агрессивных формах самоутверждения; бранится, ввязывается в драку, бьет и ломает все подвернувшееся под руку. Адаптация детей, в общении которых преобладает оппозиционная или агрессивная тональность, достигается достаточно сложно. Здесь велика роль психотерапевтического влияния, полезна организация групповых тренингов.

Чтобы укреплять и развивать нормальные коммуникации подростков, воспитателю следует очень бережно строить повседневное общение с детьми, исключающее жестокие категоричные требования, ориентироваться на позитивные возможности ребенка, восстановление чувства его самоценности.

Особо тщательными должны стать оценки, которые приходиться давать действиям подростка, следить, чтобы оценка адекватно воспринималась другими детьми и взрослыми. Непреложными правилами для воспитателя должно стать следующие утверждения: «подвергай критике поступок, не распространяй своих оценок на личность в целом», «стремись заметить в ребенке положительное и опереться на него». Успех диалога взрослого и ребенка становится реальным, если взрослый проявляет стремление к эмпатии и придерживается определенных принципов: внимательно выслушивает, деликатно входит в мир подростка, пытается принять его таким, каков он есть, старается не решать за ребенка проблемы, которые у него возникают, не предлагает готовых решений, а помогает ему дистанцироваться, смотреть на проблему со стороны, чтобы было легче самому найти оптимальные пути выхода из затруднительного положения.

Если взрослый руководствуется этими принципами, диалог с подростком устанавливается, свидетельством чего становится стремление ребенка инициировать контакт, продолжать общение, желание его сделать длительным.

Из выше изложенного можно сделать вывод, что вся система отношений к ребенку должна подчеркивать его индивидуальность, его персональную значимость для окружающих. К примеру, каждый ребенок должен чувствовать внимание окружающих к значимым событиям своей жизни. День рождения каждого ребенка, его первый день в школе, успех в любом занятии - необходимо подчеркнуть значимость этих событий.

Дети, которых помещают в реабилитационное учреждение, всего этого не видели в своей семье, но к хорошему они привыкают быстро и те образцы поведения, которые преподают им взрослые, они усваивают и следуют им. Однако следует иметь в виду, что такие позитивные перемены влекут за собой перемены, активизацию у подростка новых потребностей, к удовлетворению которых надо быть готовым. Чтобы расположить детей к обучению, очень осторожно следует использовать оценки. На первых порах целесообразно оценивать и поощрять главным образом прилежание, отношение к знаниям, постепенно включая в круг оценки знания и умения, приобретаемые детьми [4].

В целом можно отметить, чтов процессе социальной адаптации воспитанники обретают свою индивидуальность, т.к. социальный опыт не только субъективно усваивается, но и активно перерабатывается, становясь источником индивидуализации личности. Таким образом, процесс социальной адаптации следует определить не только как активно-приспособительный, но как активно-развивающий.

Список используемой литературы:

Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : федер. закон от 24 июня 1999 № 120–ФЗ (ред. от 07.02.2011) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1999. – № 26. – Ст. 3177 ; Рос. газ. – 1999. – 30 июня (№121) ; Консультант Плюс: справ. правовая система.

Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги / В.М. Астапов // Психологический журнал. - 2008.-С. 67.

Добреньков, В.И. Фундаментальная социология в 15 томах.Т.8: Социализация и образование./ В.И.Добреньков, А.И.Кравченко.-Москва: ИНФРА-М,2005.-1040 C.: ил.- ISBN 5160024239

Петровский, А.В. Учебное пособие: общая психология/ А.В. Петровский.-Москва: 2015, с.100.

Просмотров работы: 217