АКЦИЗЫ НА ГАЗИРОВАННУЮ ВОДУ: ЗА И ПРОТИВ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

АКЦИЗЫ НА ГАЗИРОВАННУЮ ВОДУ: ЗА И ПРОТИВ

Ползунова А.С. 1, Голубева Т.Б. 2
1ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», Институт физической культуры, спорта и молодёжной политики, бакалавр очной формы обучения
2ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», Институт физической культуры, спорта и молодёжной политики, к.т.н., доцент кафедры сервиса и оздоровительных технологий
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день мы можем встретить на прилавках продуктовых магазинов и уличных киосков множество различных безалкогольных газированных напитков. Данный товар представлен в широкой ценовой категории. Существуют как дешевые (от 15 рублей за литр), так и дорогие (от 100 рублей за литр) газированные напитки. За многие годы этот продукт уверенно закрепился на продовольственном рынке, а значительная часть потребителей – дети, подростки, молодёжь.

Так, по данным опроса 280 учеников старших классов московских школ 87% респондентов употребляют сладкую газированную воду газировку, при этом 16% из них делают это ежедневно. Подростки предпочитают кока-колу (79%), фанту (63%), лимонад (39%), спрайт (37%), другие марки (24%). К сожалению, 93% участников опроса знали о негативном влиянии сладкой газированной воды на здоровье [1].

Между тем если систематизировать приведенные в литературе сведения о взаимосвязи здоровья и количества регулярно потребляемой газированной воды, то можно выделить несколько достоверных фактов.

Способствование растворению костной ткани ввиду повышенного содержания кислот (угольной, ортофосфорной, лимонной и др.). Одна из них – ортофосфорная Н3РО4 – является кислотой средней силы. Установлено, что у потребителей сладкой газированной воды соединения жизненно важного элемента кальция (макроэлемента питания) вымываются из костей лучше, в результате плотность костной ткани снижается, кости легче ломаются и деформируются. Возникает опасная болезнь остеопороз. По статистике, ею в той или иной степени болеют каждая третья женщина и каждый двенадцатый мужчина. Исследования, проведенные Исследовательским центром пищи человека USDA, показали, что плотность костей у женщин, ежедневно потребляющих напитки типа кока-колы, значительно ниже, чем у тех, кто предпочитают чай или сок [2]. Кроме того, вследствие вымывания кальция у любителей газировки начинаются проблемы с зубами. Вкупе с сахаром, кислоты разрушают эмаль зубов, способствуя развитию кариеса. Эксперимент украинского врача-стоматолога М. Имшенецкой наглядно показал, что при интенсивном контакте в течение 18 дней поверхности зубов с кока-колой, фантой, энергетическим напитком Burn меняется не только внешний вид зубов, но и происходит деминерализация их поверхности, сопровождающаяся растворением эмали, потери ею твердости [1].

Способствование ожирению. Негативное влияние ожирения на здоровье человека хорошо описано в медицинской литературе. Между тем американские врачи из университета штата Индианы на основании проведённого ими исследования влияния диетических шипучих напитков на организм, сообщили, что газированные напитки способствуют ожирению. При этом механизм взаимосвязи можно описать следующим образом: потребление содержащих кислоты напитков приводит к раздражению стенок желудка и, как следствие, возникновению субъективного ощущения голода, даже если человек потребил достаточное количество калорий. В результате появляется потребность в большем, чем объективно необходимо количестве пищи. Есть данные и о влиянии содержащихся в газированной воде подсластителей и ароматизаторов на аппетит и избыточный вес потребителей [3].

Способствование развитию тяжелых заболеваний (в том числе сахарному диабету, онкологическим заболеваниям, заболеваниям сердечно-сосудистой системы). В сладкой газированной воде содержится очень много сахара в его быстро растворимой и легко усвояемой организмом форме, из-за чего поджелудочная железа увеличивает выработку инсулина, что провоцирует развитие сахарного диабета, болезней почек с последующим ростом артериального давления, рака.  Пример: сотрудники Университета Миннесоты (США) на протяжении четырнадцати лет наблюдали за 60 524 мужчинами и женщинами в Сингапуре. За это время рак поджелудочной железы развился у 140 человек. Выпивавшие две и более банки сладких прохладительных напитков в неделю (в среднем по пять банок за 7 дней) заболевали онконедугом на 87% чаще [4].

Следует отметить, что в нашей стране сахарный диабет, онкологические заболевания и заболевания сердечно-сосудистой системы отнесены к социально-значимым. Так, депутат Государственной Думы Олег Михеев отмечает: «Ожирение и диабет становятся настоящим бичом в России: 45% взрослого населения страдают от избыточного веса, а 3,3млн человек страдают от сахарного диабета. При этом 90% случаев относятсяк сахарному диабету второго типа — то есть приобретенному в результатенеправильного питания» [5].

В результате проведенного краткого обзора литературных данных о влиянии газированных напитков на здоровье человека, можно сделать вывод о том, что сладкую газированную воду следует причислять к вредным продуктам питания. Однако, как уже указывалось выше, она пользуется спросом, в том числе в молодежной среде. Очевидно, что возникающее противоречие может стать предметом принятия государственных решений.

Действительно, ситуация с повышенным спросом на сладкую газированную воду как вредный продукт питания уже обсуждается и на уровне Государственной Думы и Правительства Российской Федерации, и среди граждан нашей страны. Депутат Государственной думы от фракции «Справедливая Россия» Олег Михеев ещё в 2015 году предложил ввести акциз на газированную воду [5].

«Современный экономический словарь» определяет акциз как один из видов налога, представляющий не связанный с получением дохода продавцом косвенный налог на продажу определенного вида товаров массового потребления. Он включается в цену товара и изымается в государственный и местный бюджеты, пополняя их. Чаще всего акцизным налогом (сбором) облагаются винно-водочные изделия, пиво, табачные изделия, деликатесы, предметы роскоши, автомобили, нефтепродукты. Плательщиками акциза являются потребители, приобретающие товары, которые облагаются акцизным сбором [6].

Что касается сладких газированных напитков, то имеются сведения о том, что первый в мире акциз на них был введён в Дании ещё в 1930 году [7]. С тех пор акцизы на эти напитки вводились в разных странах мира: Европейском Союзе (Великобритания, Венгрия, Норвегии, Франции и др.), ряде штатов США, Мексике, Австралии, Вьетнаме, Алжире, Египте, Замбии и др.

Удачным примером является Венгрия. Однако там был введен акциз на содержание сахара, соли и метилксантинов (к ним, в том числе, относится кофеин) в продуктах. Газированные напитки попали в эту группу. В результате введения сбора 26-32% потребителей снизили объемы покупок соответствующих товаров. Примечательно, что люди со слабым здоровьем в 2 раза чаще снижали потребления данных продуктов из-за цены, чем люди с хорошим здоровьем. В целом данная мера достигла своих целей. До 70% производителей вредных продуктов снизили содержание облагаемых акцизом компонентов. Большая часть людей (59-73%), которые сменили свои потребительские предпочтения, заявили, что намерены и впредь меньше потреблять вредной пищи [8].

Однако за годы введения акциза в разных странах мира выявились и некие отрицательные социальные последствия, прежде всего для производителей:

заполнение национального рынка газированной водой, произведенной в странах, где такого акциза нет. В частности, из-за этого в 2013 году был отменён ранее упоминавшийся нами датский акциз [9];

технические проблемы исполнения решения об акцизах исполнителями. К примеру, Эквадор ввел налог на вредную пищу, в том числе сладкие газированные напитки, в 2014 году. Однако возникли проблемы с определением состава полученных продуктов [8];

разорение производителей. По оценкам Центрального института экономики и менеджмента Правительства Вьетнама, 10 % акциз на газированные напитки в этой стране привел к дополнительным поступлениям в бюджет 8,46 млн. долларов и одновременно суммарным потерям в экономике на сумму 52,6 млн долларов по причине закрытия предприятий [9];

разорение продавцов. К примеру, после введения акциза в Мексике закрылись более 30 000 традиционных магазинчиков, в которых под новый налог попало более 50 % ассортимента. Работа в таких магазинах давала средства к существованию более 600 000 семей [10].

Кроме этого, самым важным итогом для ряда стран стало недостижение главного целевого показателя – оздоровления нации. При этом отмечается недостаток исследований связи между введенными налогами и общественным здоровьем.Так, в США с целью борьбы с ожирением населения два штата ввели акциз на сладкие газированные напитки: Западная Вирджиния (1951) и Арканзас (1992). Тем не менее, количество людей с избыточным весом не снизилось - Западная Вирджиния занимает третье место в стране по количеству людей с ожирением (34,5 %), а Арканзас - четвёртое (33,8 %). Кроме того, исследование, проведённое в США, показало, что введение акцизов способствует переходу потребителей на аналогичные более дешёвые, но не менее калорийные продукты [10]. Другой пример - опыт Финляндии. Там с целью избыточного потребления сахара вводились акцизы на газированные напитки - с 1940 года, с 2011года - на кондитерские изделия и мороженое. Но в 2017 году акцизы отменили, т.к. потребление сахара напротив увеличилось [11].

Нельзя забывать и росте социальной напряженности в государствах, решившихся на введение акцизов. Кроме роста безработицы, это обусловлено и тем, что зачастую газированные напитки потребляют граждане, не имеющие финансовой возможности покупать полезные (более дорогие) продукты.

Возвращаясь к дискуссии в России, развернувшейся после внесения предложения об акцизе (О. Михеев, 2015), отметим, что тогда Правительство Российской Федерации не поддержало данный законопроект.

Производители сладких напитков информируют правительство, что дополнительная налоговая нагрузка повлечёт сокращение их рынка, снижение производства, рост безработицы и налоговых поступлений. В конечном итоге ожидаемый экономический эффект попросту не состоится: снижение поступлений в бюджеты всех уровней от НДС, налога на прибыль и НДФЛ может полностью поглотить акцизную выгоду [10].

Исходя из вышесказанного, мы можем сделать вывод о том, что меры по сокращению потребления сладкой газированной воды в виду её вреда для здоровья граждан, безусловно, должны быть предприняты, но, как показывает опыт, метод введения акциз не является эффективным, как в плане оздоровления нации, так и пополнения бюджета.

Целесообразнее проводить работу таким образом, чтобы у потребителей сложилась внутренняя установка на ограничение/исключение потребления вредных продуктов. Поэтому предлагается усилить работу с населением по пропаганде рационального питания как важного компонента здорового образа жизни, что соответствует директивам Всемирной организации здравоохранения. Если этого не делать и ввести акциз, то может случиться, что газированная вода станет дороже пива и таким образом будет косвенно стимулироваться рост алкоголизма.

При работе с определёнными группами потребителей целесообразно использовать и некоторые запретительные меры. К примеру, в 2005 году штат Калифорния запретил продажу сахаросодержащих напитков вблизи школ [8].

Требуется принятие законов об ограничении/запрете рекламы сладких газированных напитков. Возвращаясь к исследованию [1], напомним, что среди наиболее распространенных причин потребления сладкой газированной воды школьниками находятся стимулированные рекламой «это модно», «их пьют «звёзды», «их потребление престижно», «их пьют за границей», «утоляет жажду» (хотя на самом деле из-за повышения уровня сахара в крови через небольшой промежуток времени чувство жажды возвращается). По аналогии с табачными изделиями и спиртными напитками можно предложить ввести обязательную маркировку сладких газированных напитков, предупреждающую о потенциальном вреде для здоровья.

Необходима работа с производителями о постепенном снижении вредных компонентов в продукции, эволюционном перепрофилировании производства, например, переходе на производство полезной продукции (минеральная и негазированная питьевая вода, соки холодного отжима и др.).

Проблема очень серьезна с точки зрения социальной напряженности. Так, уполномоченный при президенте по правам предпринимателей Борис Титов отмечает: «Непосредственно в индустрии производства безалкогольных напитков в России задействовано более 100 тыс. человек, при этом одно рабочее место в отрасли дополнительно создает от 7 до 10 рабочих мест в отраслях смежных. В этой связи сокращение производственной деятельности и закрытие предприятий может привести к существенной ликвидации рабочих мест» [10]. При этом рост акцизов может обернуться сокращением сборов налогов (НДС, НДФЛ, налог на прибыль).

Кроме того, акцизом могут не облагаться газированная вода российских производителей (предложение депутата Госдумы Олега Михеева). Так, в лидеры рынка PepsiCo, Coca-Cola Co, Coca-Cola HBC (36,8% объема продаж по литражу) относительно легко переживут введение акцизов [9].

Литература

Волконская К. Зубы в газировке: шокирующие эксперименты стоматологов // МЕД-инфо: электронный журнал.03.02.2012. URL: http://med-info.ru/content/view/727(дата обращения 24.12.2019)

Газировка и остеопороз: ученые выявили прямую связь между заболеванием остеопорозом и газировкой // За чашкой чая: информационный портал. URL: http://zachashkoi.ru/krasota-i-zdorove/zdorove/gazirovka-i-osteoporoz.html(дата обращения 24.12.2019)

Газировка и ожирение // Медицинский справочник он-лайн. 26.11.2007. URL: http://medichelp.ru/novosti/4884-gazirovka-i-ozhirenie.html(дата обращения 24.12.2019)

Газированные напитки. Вред или польза? // Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу: информационный портал, 11.04.2011 [Электронный ресурс]. URL: http://89.rospotrebnadzor.ru/press/public/73358/ (дата обращения 24.12.2019)

Депутаты предлагают ввести акцизы на газированную воду и чипсы // Информационно-аналитический портал SakhaNews 24.11.2015. URL: http://www.1sn.ru/153160.html(дата обращения 24.12.2019)

Современный экономический словарь / Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. – Москва: ИНФРА-М, 2011. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=LAW;n=67315;req=doc#07616340889816746(дата обращения 24.12.2019)

Акциз на сладкие газированные напитки: статья интернет-энциклопедии «Википедия». URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B7_%D0%BD%D0%B0_%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BD%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%BA%D0%B8(дата обращения 24.12.2019)

Налоги на вредную пищу в разных странах мира // «Бюджет.RU»: интернет-издание, 02.11.2016. URL: http://bujet.ru/article/312265.php (дата обращения 24.12.2019)

Мельников М. Акциз на газировку – забота о здоровье? // Царьград: информационный портал. 12.11.2018. URL: http://tsargrad.tv/articles/akciz-na-gazirovku-zabota-o-zdorove_168403(дата обращения 24.12.2019)

Акциз на сладкие напитки: мировой тренд или экономическая ошибка? // sugar.ru: информационный портал для производителей сахара. URL: http://sugar.ru/node/14809 (дата обращения 24.12.2019)

Марьина Т. Почему акциз влияет на газировку: секреты ценообразования // Санкт-Петербургские ведомости: Лекторий. 19.11.2018. URL: http://spbvedomosti.ru/news/country_and_world/aktsiz_razbavil_gazirovku/ (дата обращения 24.12.2019)

Просмотров работы: 35