ДОСУГ ЖИТЕЛЕЙ МЕГАПОЛИСА: ЕСТЬ ЛИ МЕСТО ВОЛОНТЕРСТВУ? - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ДОСУГ ЖИТЕЛЕЙ МЕГАПОЛИСА: ЕСТЬ ЛИ МЕСТО ВОЛОНТЕРСТВУ?

Сыркина Е.А. 1
1ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», Институт физической культуры, спорта и молодёжной политики, магистр очной формы обучения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Досуг – это совокупность занятий в свободное время, с помощью которых удовлетворяются непосредственные потребности человека, прежде всего восстанавливающего характера. Основа досуга – это свободное время, важно не только, что оно есть у людей и сколько его есть, но и то, как люди проводят это время.

Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью исследовать свободное времяпрепровождение современников в связи с быстрыми изменениями темпа жизни.

В ноябре 2019 года с использованием интернет-анкеты проведен анонимный опрос 101 жителя Екатеринбурга с целью выявления наличия свободного времени у респондентов, способов его проведения, мотивации занятий общественно-полезной деятельностью. Гендерный состав выборки: 76,2% женщин, 23,8% мужчин. При этом 45,5% респондентов состоят в браке. Большая часть респондентов (81,3%) – молодёжь 18 – 35 лет.

На вопрос анкеты: «Имеете ли Вы свободное время?» ответы респондентов представлены на рис. 1. Как видно, три из пяти респондентов имеют свободное время (58,4%). Нехватку ощущают 28,7% участников опроса, а каждый восьмой пишет об его полном отсутствии.

Рисунок 1. Ответы респондентов на вопрос: «Имеете ли Вы свободное время?»

В ответах на вопрос о еженедельном фонде свободного времени, значительная часть респондентов (37,6 %) указала, что у них есть до 10 часов свободного времени в неделю, то есть в среднем не более 84 минут в день. 29,7% участников опроса отметили, что они располагают от 11 до 25 часов свободного времени в неделю. И только каждый восьмой респондент (12,9%) указал, что в их фонде свободного времени 25 часов и более.

На третий вопрос, в котором предлагалось выделить причины нехватки свободного времени, участники опроса могли выбирать несколько позиций. При этом назывались:

учебная работа (71,2% респондентов);

работа (47,9% респондентов);

исполнение семейных обязанностей (42,5% респондентов);

неправильное планирование своего времени (42,5% респондентов) и собственная неорганизованность (13,7% респондентов). Следует отметить, что на эти позиции указали в основном студенты и школьники, из которых более половины (52,8%) в возрасте 18–19 лет и, соответственно, обучаются на первом курсе высшего учебного заведения. Скорее всего, они не владеют и культуры умственного труда и в целом дезадаптированы из-за перехода из статуса школьников в статус студентов;

пребывание в сети интернет и компьютерные игры (41% респондентов);

отсутствие мотивации что-либо делать, лень (26% респондентов).

Кроме этого, участники опроса могли назвать свои варианты ответа, при этом назывались: «саморазвитие», «время с друзьями», «дорога до места учебы и обратно занимает много времени», «волонтерство», «занятость в строительном отряде».

На вопрос «Какой вид досуга Вы предпочитаете?» ответы респондентов представлены на рис. 2.

Рисунок 2. Ответы респондентов на вопрос: «Какой вид досуга Вы предпочитаете?»

Только пассивный досуг предпочитают 7,9% респондентов. Остальные в той или иной мере привержены активному досугу.

На вопрос: «Какие формы досуга чаще всего Вы выбираете?», респонденты могли выбирать несколько вариантов ответа:

общение (65,3% респондентов);

отдых (53,5% респондентов);

развлечения (в том числе компьютерные игры и азартные игры 44,6% респондентов, из них девять из десяти – молодежь от 18 до 35);

творчество (44,6% респондентов, из них половина старше 35 лет);

культурно-познавательная деятельность (39,6% респондентов, из них около 70% женщин возраста 25–35 лет, имеющих высшее или неоконченное высшее образование);

общественно-полезная работа, волонтерская деятельность (34,7% респондентов, из них подавляющее большинство (97%) относятся к учащейся молодежи);

занятия физической культурой и спортом (33,7% респондентов);

просмотр и посещение спортивно-зрелищных мероприятий (23,8% респондентов).

На вопрос «Согласны ли Вы, что волонтерская деятельность – это сфера досуга?» ответы респондентов представлены на рис. 3.

Рисунок 3. Ответы респондентов на вопрос «Согласны ли Вы, что волонтерская деятельность – это сфера досуга?»

Ответы респондентов на вопрос о занятиях волонтерской деятельностью представлены на рис. 4.

Рисунок 4. Ответы респондентов на вопрос «Вы занимаетесь волонтерской деятельностью?»

Интересно, что среди людей, которые не занимаются волонтерством, есть респонденты, имеющие более 36 часов свободного времени в неделю.

Среди людей, ответивших положительно на вопрос о занятиях волонтерской деятельностью, большинство женщины (86, 3%), не состоящие в браке и не имеющие детей.

Респонденты-волонтеры пояснили, что занимаются волонтерской деятельностью с частотой

более одного раза в неделю – 8,3% респондентов;

раз в неделю – 10% респондентов,

раз в месяц –21,7% респондентов,

раз в два месяца –18,3% респондентов,

раз в год –20% респондентов,

менее одного раза в год –16,7% респондентов.

При ответе на этот вопрос респонденты могли предложить свой вариант, при этом от части участников опроса были получены ответы, что они занимаются волонтерской деятельностью нестабильно или очень редко.

На вопрос «Что для Вас значит волонтерская деятельность?» большинство респондентов (64,4%) выбрало вариант «возможность принести людям пользу» (рис. 5). Участникам опроса также важно общение с единомышленниками и с интересными людьми, приобретение нового опыта, реализация собственных идей. Также респонденты могли предложить свои варианты в поле анкеты, при этом был получен интересный ответ: «выход из зоны комфорта».

Рисунок 5. Ответы респондентов на вопрос: Что для Вас значит волонтёрская деятельность?»

Ответы респондентов на вопрос об их отношении к видам волонтерства представлены на рис. 6 –7.

Рисунок 6. Отношение респондентов к экологическому, медицинскому, спортивному, событийному волонтёрству.

Рисунок 7. Отношение респондентов к социальному, культурному, корпоративному, медиа волонтерству, донорству

Как видно, интерес к разным видам волонтерства у большинства респондентов присутствует, при этом самым интересным видом волонтерства для них оказалось событийное, а самым неинтересным - корпоративное.

Под событийным волонтерством понимается добровольная помощь при проведении мероприятий местного, регионального, федерального и международного уровня [1]. Мы считаем, что интерес к событийному волонтерству у жителей Екатеринбурга за последние годы вырос за счет успешного проведения Чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 и в дальнейшем в связи с проведением в городе крупных международных мероприятий, в основном, спортивных. Некоторые из них стали традиционными, например, ежегодный международный марафон «Европа – Азия».

По определению Е. Мороз, корпоративное волонтерство – это добровольное участие сотрудников организаций в различных социальных программах при поддержке своей компании [3]. На наш взгляд, корпоративное волонтерство (НКО) большинству респондентам неинтересно, т.к. скорее всего они не имеют информации об этом виде волонтерства и его миссии.

Социальное волонтерство – это добровольческая деятельность, направленная на помощь определенным категориям граждан [2]. Социальное волонтерство остается на низком уровне предпочтений респондентов-волонтёров. Оно всегда интересовало немногих т.к. данный вид требует более осознанного и ответственного подхода, не всегда совместимого с усвоенными гражданами ценностями общества потребления.

Культурное волонтерство (арт-волонтерство) - возникший не так давно вид волонтерства, но уже завоевавший популярность, благодаря встречам и работе с интересными людьми. Арт-волонтерство интересно как мужчинам, так и женщинам. Культурное волонтерство – это направление работы волонтеров, которые задействованы в сфере культуры. Волонтеры задействованы не только в культурных мероприятиях, но и в сохранении культурного наследия [1].

Медиа волонтерство тоже молодой вид волонтерской деятельности и респонденты плохо осведомлены о нем. Медиа волонтерство – это волонтерская деятельность, направленная на информирование других людей о волонтерстве [2].

Донорство как вид волонтерства появился достаточно давно, и сейчас популярность данного вида снова начинает расти. Донорство интересно большинству респондентов, среди людей выбравший данный вид, есть как женщины, так и мужчины разных возрастов.

В качестве выводов можно отметить:

во-первых, по результатам исследования выявлено, что большинство респондентов имеют свободное время для организации собственного досуга;

во-вторых, наиболее распространенная причина нехватки времени на досуг – основной род занятий;

в-третьих, респонденты предпочитают пассивный досуг, что, очевидно, вызвано усталостью от быстрого темпа жизни мегаполиса. Формы досуга, которые выбирают чаще всего респонденты – общение и отдых;

в-четвёртых, большинство респондентов считают, что волонтерство является формой досуга и занимаются волонтерской деятельностью;

в-пятых, составлен портрет волонтера: женщины, не имеющие семейных отношений, занимающиеся волонтерской деятельностью в среднем один раз в месяц;

в-шестых, основной мотив деятельности волонтера – возможность принести людям пользу. Волонтеры отдают предпочтение таким видам волонтерства как экологическое и событийное.

Литература

По доброй воле // Российская газета. 2015. №6865. URL: http://rg.ru/2015/12/28/volontery.html (дата обращения 09.01.2019)

Основные виды волонтерства. URL: http://volonter-school.ru/2016/04/osnovnye-vidy-volonterstva/ (дата обращения 09.01.2019)

Мороз Е. Развитие корпоративного волонтерства. Минск: Центр Европейских Исследований. 2012, 101 с.

Просмотров работы: 35