ТВОРЧЕСКАЯ РОЛЬ ЗВУКОРЕЖИССЕРА В УСИЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЛИЯНИЯ В МУЗЫКЕ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ТВОРЧЕСКАЯ РОЛЬ ЗВУКОРЕЖИССЕРА В УСИЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЛИЯНИЯ В МУЗЫКЕ

Хевелева П.С. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Все мы хоть раз смотрели фильмы и не редко ощущали чувство страха, радости или глубокой печали, когда сопереживали персонажам. Мы погружаемся в атмосферу фильма и испытываем те или иные эмоции, а помогает нам в этом звуковое и музыкальное оформление. Как же добиться эмоционального усиления и достижения человеком катарсиса?

Уже давно доказали, что люди, смотрящие киноленту без музыкального сопровождения воспринимают ее совсем по-другому, в отличие от тех, кто смотрит тот же материал, но уже с правильно подобранным саундтреком. Мнение последних менялось в лучшую сторону.

Кинематограф включает в себя большое количество выразительных средств, как, например, монтажные работы, цветовые и локационные решения, темпо-ритмические построения, звуковая выразительность и многое другое. Требуется правильно соотнести все эти средства, чтобы конечный продукт был лаконичен и оставлял след в сердцах зрителей. Согласованность между картинкой и звуком, в первую очередь достигается мелодикой, ритмикой и динамикой, а гармония и тембровые оттенки, при этом, иногда не играют большую роль. В некоторых случаях функциональность музыки заключается в представлении движения, когда сами кадры такового движения не привносят. Например, в фильме «Форсаж», где главные герои участвуют в гонках, и кадры показывают их за рулем автомобилей или общий план дороги, но огромная скорость машины передается именно благодаря саундтреку. Это подогревает интерес и возбуждает воображение. Такое же использование музыкального материала можно наблюдать в играх, где действия напрямую связаны со звуковым сопровождением и эффектами.

Иногда музыка характеризует личность героя и проходит лейтмотивом по всей кинокартине, а так же может передавать чувства и эмоции, которые он в данный момент испытывает. Он может ничего не говорить и просто смотреть в пол, но мы четко будем понимать, в каком состоянии наш герой находится: подавлен, опустошен, задумчив, разъярен или, может, счастлив.

Часто музыкальное иллюстрирование в кинематографе, опирается на естественные реальные звуки, отображающие те или иные явления, происходящие на экране, переносит их качества в музыкальную ткань. У такой музыкальной стилизации существуют свои функции, ее задача не просто показать одиночный шум, а усилить эмоциональное восприятие, вплетая в этот шум музыкальное оформление, тем самым придавая новые значения и ощущения. Например, в фильме «Король» во время военных сражений можно услышать низкочастотные импульсы в моменты ударов, а когда картинка замедляется, как ржание лошадей и лязги металла вплетаются в музыкальный материал, как при наступлении дождя меняется регистр и настроение.

В наше время мы имеем возможности не просто создать шумовой звук, но и изменить его по частотным, фазовым, тембровым и многим другим составляющим, сгенерировать новый, так чтобы достичь желаемого выразительного эффекта.

Совершенно особую роль играет саундтрек хорроров. Музыка в них призвана не столько пугать, сколько нагнетать напряжение. Частый прием использования диссонансов, а так же струнных инструментов (в основном скрипок), могут использоваться очень низкие частоты и очень высокие, для большего раздражения и напряжения, а так же струнных инструментов, в основном скрипок. Целью традиционных музыкальных инструментов является создание гармоничного звучания, однако же в фильмах ужасов звуковое и музыкальное сопровождение выполняет обратную функцию — оно должно вызывать ужас, дискомфорт и неприятные ощущения.

Поэтому инструменты, с непривычным звучанием очень ценятся звукорежиссерами и композиторами. К таким относится The Apprehension Engine, сама суть которого издавать пугающие звуки. Инструмент состоит из нескольких железных линеек, пружинных ревербераторов, металлических прутов и струн. Играть можно как смычком (например, извлекая чудовищные звуки из металлических спиралей), так и руками. Вотерфон, который создает неземное или пронзительное звучание. Яйбахар, акустический турецкий инструмент, напоминающий музыку из старых фильмов ужасов, но при этом абсолютно в новой интерпретации.

Таким образом, роль звукового и музыкального оформления существенно влияет на эмоциональную составляющую кинокартины. Благодаря различным способам использования музыкальной составляющей достигается нужный эффект. С каждым годом в мире появляется больше новых возможностей для композиторов и звукорежиссеров , которые они с успехом используют в своей работе и находят новые творческие решения. Уверена, им еще будет, чем нас удивить.

Список литературы:

Значение музыки в кино. URL: https://zen.yandex.ru/media/id/59745dbb57906a3fc29fc312/znachenie-muzyki-v-kino-5d9f9677e4fff000adc4ca05

Назаров Д. Какие необычные музыкальные инструменты используют в озвучке фильмов ужасов. URL: https://m.audiomania.ru/content/art-5613.html

Просмотров работы: 6