РЕЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОКАЛИСТА - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

РЕЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОКАЛИСТА

Текучева Е.Е. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В вокальном искусстве музыка всегда связана со словом, пение еще иначе называют «музыкальной речью». В ее образовании принимают участие органы так называемой надставной трубы (мягкое нёбо, ротовая полость, нижняя челюсть, глотка и гортань). Это часть голосового аппарата, которая формирует звуки, и называется артикуляционным аппаратом.

Одной из проблем в вокальном мире является низкая разборчивость певческой речи, плохая дикция. Пока певец внимательно не разберется в механизме, воспроизводящем гласные и согласные, его дикция будет лишена свободы и энергии. Вокалист должен заботиться о развитии гибкости и подвижности артикуляционного аппарата, добиваться легкости в работе его органов, для достижения ясного и чёткого произношения.

Особое внимание нужно уделить работе над одинаковым формированием гласных ( а, о, у, и, э, ы ), их единый характер способствует наилучшему течению звука. Гласные звуки имеют ярко выраженный основной тон, поэтому могут петься, в то время как в согласных звуках основной тон (высота звука) отсутствует, или слабо выражен. Правильное образование гласных происходит при непрерывном потоке звуковых волн, создавая льющееся пение.

Чтобы создавалось ощущение ровности голоса, вокалист должен незаметно изменять гласную. Он должен ее округлять в позиции, увеличивая этот оттенок к высоким нотам. В нижнем регистре наоборот, он должен высветлять гласные, стараясь не глубить и не ширить звук.

Этот прием различным гласным дает следующее: а, приближается к открытому о; открытое е приближается к и; о приближается к у; Применять это правило необходимо на протяжении всего диапазона.

Чтобы овладеть всеми оттенками голоса можно использовать следующее упражнение: надо переходить на одно и той же ноте (используя гласные а, э, и, о, у) и на одном дыхании через весь доступный диапазон. Звук должен сохранять одинаковую степень силы на протяжении всего упражнения. Это упражнение поможет держать гласные в одной позиции, сгладит регистры, и позволит управлять всеми движениями глотки для воспроизведения звуков различного характера.

Согласные звуки возникают в ротовой полости. Делятся они на глухие ( к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ) и звонкие (б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р). Гласные и согласные образуются одними и теми же органами. Активное произношение согласных вызывает сокращение мышечных стенок ротоглотки , превращая ее в резонатор, из за этого увеличивается звонкость гласных в пении. Чем более чётко произносятся согласные, тем ярче звучит голос.

В вокальных упражнениях в основном применяются звонкие согласные , так как на этих звуках хорошо работают голосовые складки, и имеют высоту звучания.

Согласные звуки делятся на несколько видов:губные (б, м, п), язычные (д, л, р, т, ц, ч), нёбные (м, н). Положение артикуляционных органов при образовании согласных звуков может положительно, или наоборот отрицательно влиять на последующую гласную. Так согласные к, г, сокращают мышцы мягкого нёба, при этом оно хорошо поднимается, создавая «купол». Но в то же время эти согласные связаны с напряжением корня языка, и при не правильном применении могут еще больше усугубить горловой призвук. Согласные «б», «м», «п» хорошо активизируют губы, а согласные «ж», «в», «ф» губы и язык.

Так называемые взрывные согласные (т, п) связаны с напором дыхательной струи, и могут быть использованы для активации дыхательной функции. Согласные «б», «д», «р», формируют твердую атаку. Для их образования органы приходят в полное соприкосновение и благодаря давлению воздуха они расходятся, и тогда слышится согласная.

Сонорные согласные (л, м, н, р) могут звучать вокально, поэтому имеют важное значение для голосообразования и часто применяются в вокальных упражнениях. Они помогают найти правильное головное резонирование. Согласная «л» активизирует кончик языка и собирает звучание. Согласные «л», «м» способствуют приближению звука, «м» и «н» - нёбные согласные, которые усиливают резонирование носовой полости, не применяются при малоподвижном мягком нёбе и, особенно при согласной «р», которая хорошо активизирует сокращение голосовых связок и дыхание.

Любой профессиональный певец ценится намного выше, если обладает хорошей дикцией. В своей профессии пришлось столкнуться с одной из таких проблем. Существует такой дефект речи как ротацизм.

Ротацизм - или картавость, неправильность произношения звука «р». Происходит замена звука «р» на горловой вибрирующий «r» (французский), возникающий в результате дрожания маленького языка или мягкого нёба. В моём случае это происходит из-за слабых мышц языка, и так как в формировании звука язык не принимает участия, необходимо выработать навык подъёма языка за верхние зубы в момент произнесения звука «р». При произнесении звука передняя часть языка в форме ковша поднята за верхние зубы, боковые края плотно прилегают к верхнему зубному ряду, средняя часть и спинка напряжены и неподвижны. Нужно сформировать правильную форму языка, уточнить и закрепить точное место произнесения звука и отработать механизм его образования.

К счастью, сделать это в вокальной позиции немного проще. Принцип работы со звуком «р» в вокале точно такой же, как и в разговорной речи: для начала звук «р» произносится в том же положении языка , что и звуки «д» и «т» но с вибрацией- нужно прижать кончик языка к верхним передним зубам, и направить на него струю выдыхаемого воздуха( помочь ему в этом можно с помощью ложки);

Когда вибрация начинает получаться самостоятельно, можно произносить сочетания «дррр», «тррр»;

Далее необходимо подключить гласные, выговаривая слоги : «тру», «тро», «тра», «дру», «дро», «дра» так далее;

Затем переходим к словам, которые начинаются на «тр» и «др» (друг, треск, драма и т.д.). Самые сложные сочетания букв, это несколько согласных подряд. Этому нужно уделить особое внимание.

Вокальная речь имеет свои особенности. “Носителями” вокального звука являются гласные. Поэтому в выпеваемом слоге гласные удлиняются. Они занимают почти всю длительность интонируемого звука (в обычной речи произношение гласных и согласных равно по времени.). Согласные максимально укорачиваются, но произносятся предельно четко и ясно. В связи с этой особенностью меняется сущность певческой дикции. Если речевая дикция зависит целиком от ясного и четкого произношения согласных, то певческая дикция зависит и от формирования гласных.

Только здоровый голосовой аппарат, хорошая вокальная выучка и ежедневный тренаж могут служить надежным фундаментом, на котором выстраиваются высокие творческие достижения певца. Одно из важных условий обучения вокалу – это регулярная и последовательная работа. Нерегулярность занятий, большой временной разрыв между ними ведут к потере навыков. Случайные или редкие занятия никогда не приведут к овладению сложным искусством пения, требующим большой, упорной и последовательной работы.

Список литературы:

1. Аникеев Ф., Аникеева З. Как развивать певческие голоса. Кишинев: «Штиинца», 1981.

2. Вербовая Н., Головина О. Искусство речи. М.: Искусство, 1977.

3. Иванов А. Об искусстве пения. М.: Голос пресс, 2008.

4. Морозов В. Искусство резонансного пения. М.: Искусство и наука, 2002.

5. Морозов В. Тайны вокальной речи. Л.: Наука, 1967.

Педагогические ситуации

Ситуация №1

Ученик, при наличии хороших вокальных данных, не может выразить всю полноту звучания из-за зажатости голосового аппарата. При этом пропадает желание заниматься вокалом.

Решение:

Провести с учеником беседу, проявляя искренность и открытость при разговоре.

Выяснить причины зажатия. Привести примеры из личного опыта или опыта предыдущих учеников, тем самым показав, что через данные трудности проходят все вокалисты.

Подобрать индивидуальные упражнения и соответствующий репертуар.

Ситуация № 2

Из-за большого диапазона ученику не правильно определили природный тембр голоса. По этой причине начались проблемы с интонацией.

Решение:

С помощью распевок определить настоящий тембр голоса.

Подобрать индивидуальные упражнения для улучшения восприятия звуковысотности нот.

Внимательно следить за правильным дыханием и дикцией.

Ситуация № 3

По причине некомпетентности предыдущего педагога у ребенка пропало желание заниматься музыкой.

Решение:

Заверить ученика в том, что многие проходили через похожие трудности.

Доказать ученику, что продуктивные занятия приносят свои плоды.Если это уместно, поделиться собственным опытом или привести в пример других учеников или даже музыкантов, которыми он восхищается.

Не забывать отмечать не только моменты, которые необходимо исправить, но и те, которые у него получились хорошо. 

Сторителлинговая история

В скалистой долине Ордал, жили и развивались три разных деревушки. В каждой из них занимались своим ремеслом. Одни растили травы, для целебных снадобий, другие выращивали необычных животных. А в третьей деревушке жили искусные плотники и кузнецы. Но из-за обрывов между скалами, внутри которых бурлила река, деревушки могли общаться друг с другом и помогать провизией только лишь по натянутому тросу между скал. Однажды, лучший плотник Легат, создал устройство, которое поможет создать ему крепкие и надёжные мосты между деревнями, и люди наконец- то смогут без препятствий общаться и делиться знаниями. Так он и сделал. С тех пор, совершенно разные деревушки превратились в одну большую и сплоченную деревню, а мост стали называть в честь создателя – «легато».

Просмотров работы: 115