ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПРИ ОБУЧЕНИИ ПЕНИЮ И ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО ВЗРОСЛЫХ БЕЗ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПРИ ОБУЧЕНИИ ПЕНИЮ И ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО ВЗРОСЛЫХ БЕЗ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Штей С.Ю. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Профессиональный вокалист отлично понимает, что значит «сделать звучание голоса светлее \ теплее \ спеть на улыбке \ не глубить». Задача данной статьи – разобраться в том, как объяснить эти приемы и навыки человеку без музыкального образования.

Прелесть эпитетов в том, что они, как короткие команды, вмещают в себя конкретное действие голосового аппарата + работа воображения + работа внутреннего слуха. И работать эта схема будет только когда станет понятна ученику.

Эмоциональные эпитеты – самые понятные для взрослых начинающих певцов. На собственной практике отмечено, что даже на самом первом занятии можно вживлять в объяснение такие слова: «спой весело / задумчиво / задушевно» - и они понятны почти всем. Уходит фокус внимания с мысли «как звучу со стороны» на мысль «спеть в характере», следовательно - появляется легкая улыбка, плечи расправляются, дыхание становится глубже, снимается зажатие с гортани, голос становится громче и теплее.

Почему обучение вокалу не строится на объяснении физиологических процессов? – потому что человек не видит голосового аппарата и не может отдельно прочувствовать некоторые мышцы. Многое что делает певец происходит благодаря контролю звучания т.е. результата, и корректируется только после акта пения.

Также существуют звукоизобразительные эпитеты – например «звонче \ яснее»; физические – «свободнее \ мягче \ теплее \ светлее \ активнее»; эпитеты-названия приемов – « белым звуком \ глубже\ шире \ на зевке / на улыбке ».

Эпитеты всегда идут рядом с объяснением механизма работы голосового аппарата, особенно на первых порах. Именно дополняя друг друга, эти два способа эффективны.

Еще один полезный прием в объяснении – скопировать. Им не следует злоупотреблять, так как подражание голосу педагога (или другого певца) может помешать раскрытию природного тембра голоса. На начальных этапах следует сопровождать эпитеты исполнительским примером, и учить отличать на слух окраску голоса со стороны и оценивать его качество.

Дыхание, очень важная составляющая хорошего пения, то, чему в первую очередь должен научиться ученик. И при объяснении этого явно физиологического процесса, который человек прекрасно контролирует, тоже используются эпитеты. Очень популярен и эффективен способ объяснения – «удивись». Эта задача обеспечивает вокальный зевок, правильный легкий и неслышный вдох, и активно задействует легкие. Следует попросить ученика спеть какую-нибудь фразу «удивившись» и внимательно проследить что происходит с дыханием, а после попросить рассказать во всех подробностях что он или она почувствовал.

Многое зависит еще и от человека, его эмоционального интеллекта, врожденных навыков музыкальности, гендерной принадлежности. Женщинам легче ловить настроения и эмоцию звука, а мужчины любят знать что и как работает внутри голосового аппарата. Основы физиологической работы голосового аппарата объясняются на самых первых занятиях, и последующий ввод эпитетов в работу педагога происходит при совместном использовании и эпитетов и объяснении что происходит на физическом уровне.

Очень важно объяснить вокалисту что голос – это хрупкий инструмент, за которым следует следить. Рассказать об вокальной гигиене: о диете, о том как сильно влияют вредные привычки и недосып на звучание голоса. На практике у учеников это вызывает большое удивление, когда они понимают, что голос их не слушается из-за невнимательного отношения к нему.

Многие приходят на уроки вокала не с целью блистать на сцене, а чтобы обрести уверенность в себе и раскрепоститься. Опираясь на такой запрос ученика, можно привносить в уроки вокала некоторые тренинги из начального курса актерского мастерства: спой как будто зовешь кого то из другой комнаты / пой и ходи по комнате или ищи что-нибудь / составь актерский этюд на песню или короткое музыкальное сочинение / расскажи песню как стих.

Вопрос о музыкальных эпитетах актуален и для обучения игре на фортепиано, в работке над образными задачами и в разучивании фортепианных приемов (legatо, non legato, staccato). Как то на первом занятии игре на фортепиано 35-летний мужчина осваивал простейшую мелодию, и на примере этой мелодии правильное положение пальцев на клавиатуре. Он играл правильными пальцами, но на non legato. Это мешало ему почувствовать позицию руки и запомнить правильную аппликатуру. Когда же его попросили сыграть «романтичнее» – он начал связывать звуки, не имея еще представления о туше, он сыграл мелодию legato! Это пример фактора талантливости, и тест на умение перевести эмоциональное ощущение в звучание. С таким человеком можно общаться на музыкальном языке не объясняя его. Вывод: эпитеты в работу надо вводить постепенно, но обязательно. Они воспитывают в человеке творчество, кроме музыкального слуха развивают еще и воображение, учат слышать окраску тембра голоса, характер мелодии, в общем – воспитывают творческую личность. Эпитеты актуальны и для освоения важного умения вокалиста - дыхания. Этот язык – язык музыкантов, понимая который человек учится понимать и искусство.

Список литературы:

1. Дейша-Сионицкая М. Пение в ощущениях. М.: Музыкальный сектор, 1926.

2. Дмитриев Л. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 1968.

3. Смелкова Т. Основы обучения вокальному искусству. М.: Планета музыки, 2014.

Просмотров работы: 2