Термин «мотивация» в психологии спорта употребляется в широком и узком значении. В широком смысле он означает факторы и процессы, побуждающие людей к действию или бездействию в различных ситуациях. В более узком смысле исследование мотивов предполагает подробный анализ причин, объясняющих, почему люди предпочитают один вид деятельности другому, почему при решении определенных задач они действуют с достаточной интенсивностью и почему они продолжают работу или какие-либо действия в течение продолжительного времени [1].
Мотивация - это осознанная причина активности человека, направленная на достижение определённой цели, совокупность различных побуждений к определённой активности, которые порождают, стимулируют и регулируют эту активность.
Причины, по которым ребенок занимается определенным видом спорта, могут быть самыми различными, и их трудно свести к каким-то очевидным принципам. Различными бывают не только мотивы, в результате которых спортсмен подросткового возраста становится членом какой-либо команды, но и мотивы, побуждающие спортсмена выступать во время сезона или в какой-то конкретной игре или соревновании [2].
Специфичность спортивной мотивации обусловлена качественным своеобразием спортивной деятельности. Выделяют два уровня спортивной мотивации:
общая мотивация. Её формирование является задачей всего воспитательного процесса. Необходимым условием этого является постановка и закрепление в сознании ребёнка далеко поставленной цели;
мотивированность на данной тренировке, на конкретном этапе подготовки, которая, преломляясь через общую мотивацию, актуализируется посредством осознания задач данного этапа подготовки и самооценки своего состояния, функционирования возможностей.
Развитие и функционирование спортивной мотивации предполагает необходимость высокого уровня развития ряда свойств личности:
положительное отношение к спорту и преодоление трудностей спортивной деятельности;
эмоционально-волевых качеств - целеустремлённости, решительности, настойчивости, уверенности в своих силах, самообладания, находчивости, эмоциональной устойчивости, чувства коллективизма и его проявлений.
Каждый ребёнок нуждается в мотивации к занятиям спортом. Мотивация помогает достичь желаемых результатов.
Особенно важно уделять внимание формированию устойчивой мотивации к занятиям спортом на начальной стадии спортивной подготовки.
В мотивации ребёнка к занятиям спортом велика роль учителя физической культуры, тренера. На формирование у ребёнка устойчивой мотивации к занятиям физической культурой и спортом очень влияет личность тренера, его профессиональная деятельность. Соответственно важным является тщательный выбор первого тренера для дошкольника. Тренер формирует позитивное отношение к спорту, он формирует поведенческие паттерны. Тренер отвечает не только за физическую форму ребенка, но и за психологическую.
Но главным мотиватором детей все же являются их родители. И если мотивация детей достаточно изучена в научной литературе, то мотивация родителей пока однобоко описана. В основном, авторы описывают ее как стремление родителей компенсировать то, что недополучили в детском возрасте. Кроме того, часто у родителей преобладает желание гордиться своим ребенком, а также делиться его успехами с друзьями, родственниками и знакомыми.
В ноябре-декабре 2019 года нами проведено исследование мотивации родителей школьников, занимающихся в детской футбольной школе к занятиям физической культурой и спортом. Для проведения опроса родителей была разработана GOUGLE-анкета. В исследовании приняли участие 84 родителя школьников. Анкетирование прошло с 22 ноября по 20 декабря 2019 года.
Для понимания результатов исследования определимся с «портретом» опрошенных. Более двух третей опрошенных (69%) – женщины. Это обусловлено тем, что, во-первых, они всегда охотней идут на общение, во-вторых, как правило в младшем школьном возрасте воспитанием детей больше занимаются мамы.
Почти половина опрошенных (46%) находятся в возрасте старше 40 лет, 35% - от 30 до 40 лет.
Рис. 1. Распределение респондентов по возрасту
Половина детей респондентов находятся в возрасте от 8 до 10 лет. Это тот возраст, когда дети уже осознанно начинают заниматься спортом. В то же время они еще достаточно подвержены влиянию взрослых. Кроме того, в этом возрасте у детей происходит частая смена интересов. Четверть детей находятся в возрасте от 5 до 7 лет. В этом возрасте дети еще не могут сами выбирать род занятий, в данной ситуации вид деятельности для ребенка определяют, в основном, родители.
Рис. 2. Ответы респондентов о возрасте занимающихся детей
У большинства детей (83%) установлен режим дня для ребенка и 73% детей данный режим дня соблюдают.
Половина опрошенных родителей являются примером для ребенка в части занятий физической культурой и спортом. Это достаточно высокий результат. Но, во-первых, это мнение родителей. Во-вторых, мы говорим о мотивированных родителях, которые осознанно три раза в неделю приводят детей на занятия в спортивную секцию.
Отвечая на вопрос о том, что могло бы поспособствовать выбору родителями и ребенком вида спорта наибольшее количество положительных ответов набрал ответ о самостоятельном желании ребенка заниматься именно этим видом спорта (рис. 3). Кроме того, большое количество положительных ответов набрал вариант о хорошем качестве услуг и гарантированном результате тренировок. Безусловно, прежде всего родители ориентируются на желания ребенка. Это и естественно, так как для того, чтобы пробудить интерес к занятиям спортом можно только при добровольном желании ребенка. Трудно привить любовь к регулярным занятиям через преодоление нежелания» и «нелюбви».
Рис. 3. Результаты ответов на вопрос «Что, на Ваш взгляд, могло бы поспособствовать выбору Вами и Вашим ребенком вида спорта?»
На вопрос о причинах выбора родителями спортивного заведения для детей ответы распределились следующим образом (рис. 4):
Рис. 4. Результаты ответов на вопрос «Что может привлечь Вас в выборе спортивного заведения для занятий ребенка выбранным видом спорта?»
Наибольшее количество ответов набрали варианты «Комфортная обстановка для занятий» и «Квалификация тренерского состава». Это определяющие факторы комфорта для родителей и детей. При соблюдении этих факторов предприятие будет иметь положительный отклик у клиентов.
При выборе тренера родители прежде всего ориентируются на наличие опыта работы с детьми и квалификацию тренера (рис. 5). Это подтверждает тот факт, что детский тренер должен совмещать в себе талант педагога и наличие определенных методик для воспитания спортсмена. Он должен глубинно знать структуру спортивной деятельности, а также он должен владеть педагогическим инструментарием (нагрузка, беседы, взаимодействия).
Рис. 5. Результаты ответов на вопрос «Что может привлечь Вас в выборе тренера для занятий ребенка выбранным видом спорта?»
При оценке полезности занятий физической культурой и спортом большинство родителей сделали упор на факторы укрепления здоровья ребенка и получение им дополнительных навыков и способностей (рис. 6). Таким образом, родители подтверждают стремление развивать ребенка через занятия спортом, а также находят их полезными не только с точки зрения получения дополнительных навыков, но и укрепления здоровья ребенка.
Рис. 9. Результаты ответов на вопрос «Как Вы считаете, в чем полезность регулярных тренировок ребёнка в спортивном учреждении?»
Подводя итоги исследования можно сделать вывод, что родители, отдавая детей в спортивную секцию заботятся о его здоровье и развитии. Для этого они выбирают комфортные с точки зрения занятий спортивные школы с грамотным квалифицированным тренерским составом, имеющим педагогический подход к детям. В своем выборе родители ориентируются на желание ребенка.
Литература
Бороздина Л. В. Диагностика мотивации достижения успеха и избегания неудачи: авторская разработка психодиагностической схемы: учебно-методическое пособие / Л. В. Бороздина. - Москва: Акрополь, 2012. - С. 54.
Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. Санкт-Петербург.: Питер, 2000. — 415–476 с.