ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ВОЛНЕНИЯ ПЕВЦОВ НА СЦЕНЕ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ВОЛНЕНИЯ ПЕВЦОВ НА СЦЕНЕ

Соценко А.И. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Вокальное искусство является прекрасным и одновременно невероятно трудным видом музыкальной деятельности. Зрители готовы часами слушать легкое красивое пение, но мало кто может догадаться, какие сложные психофизические процессы остаются «за кулисами». Именно они, эти психофизические проявления играют с начинающими певцами злую шутку, а иногда и губят карьеры уже вроде бы успешных музыкантов. К чему ведет психологическая неустойчивость, каковы конкретные причины такого явления мы постараемся рассмотреть в этой статье.

Основным фактором воздействия на начинающего вокалиста является внешняя среда, а именно их профессиональные наставники, которым они доверили свой инструмент, свой голос. В период становления музыкальной личности мы склонны безоговорочно доверять своим педагогам и не ставить под сомнения их методы работы. Но зачастую преподаватели бывают резки и категоричны в своих высказываниях, пытаясь добиться определенного результата. Тем самым могут нанести серьезную психологическую травму, которая в дальнейшем будет мешать естественному течению развития голосового аппарата. Так, например, работая над конкретным произведением, у начинающего певца может не хватить дыхания, чтоб закончить фразу, и педагог, пытаясь найти этому факту оправдание, говорит, что у студента «короткое дыхание». В дальнейшем же, это может сформироваться в психологический зажим, где студент, сталкиваясь с такой проблемой, будет не способен спокойно работать и развиваться, а наоборот, будет испытывать дискомфорт и неудобство, что может спровоцировать уже физиологические проявления.

Так откуда же, все таки, возникают физические проблемы у молодых, здоровых певцов?! Всякого рода психологические зажимы, вызывающие в человеке неуверенность в себе и своем таланте, отрицательно сказываются на звучании его голосового аппарата и состоянии организма в целом. Такое явление в науке называется психосоматикой, то есть влияние психологического состояния на возникновение соматического (телесного) заболевания. Так, выходя на сцену, человек не может сосредоточиться и наслаждаться процессом исполнения, передачей художественного образа. Вместо того он «прокручивает» в голове основные проблемы, которых у него может быть и нет, но психологический зажим уже сформировался. На фоне всего этого появляется некачественное звукоизвлечение, учащённое дыхание, низкая позиция и отсутствие образа. В такие моменты психосоматика может сработать как защитная реакция организма на то, что молодой певец не справился с поставленными задачами. А именно это может проявиться в виде головной боли, повышенного давления или температуры тела, тошноты, боли в животе или панической атаки.

Не стоит путать здоровое сценическое волнение с разного рода зажимами и их психофизическими проявлениями. Первое является естественным для человеческого организма, объясняется выработкой большого количества адреналина и благотворно влияет на сценическое состояние. С психофизическими зажимами нужно научиться справляться и сейчас мы рассмотрим несколько методов. Первое и самое важное, что должен сделать певец, это защититься от самовнушения, избавиться от мысли о возможном «провале» и обратить внимание на художественную часть своего выступления. Второе, дайте себе право на ошибку, ведь всем людям свойственно ошибаться, не нужно впадать в панику от одной фальшивой ноты, ведь так можно испортить всю концертную программу, а иногда даже и всю сольную карьеру. Это является психологической проработкой зажимов, но также есть и упражнения, которые способствуют обретению спокойствия.

Сейчас мы рассмотрим несколько наиболее эффективных упражнений, которые помогут избавиться от психологических зажимов и нервного состояния, которое, в свою очередь может помешать удачному выступлению. Наиболее действенными являются дыхательные упражнения, то есть глубокие вдохи и выдохи, которые должны повторяться не менее 10 раз, ведь насыщение крови кислородом, очень хорошо тонизирует нервную систему. Так же опытные певцы советуют перед выступлением найти уединенное место, чтоб никто вам не помешал, и вспомнить все слова, поставленные перед вами задачи, а так же постараться прокрутить у себя все выступление от начала до конца. Это делается для того, чтоб выступающий был уверен, что можно сделать все хорошо, чтоб он уже представлял этот образ у себя в голове. Еще один хороший способ успокоить нервную систему - зевание. Известно, что оно ослабляет ощущение беспокойства и тревоги, поэтому, имитируя зевоту, мы помогаем организму справиться со страхом. Так же для вокалиста полезно это упражнение для расслабления голосового аппарата, поднятия зёва и естественному опусканию гортани. Это лишь немногие упражнения, которые могут помочь вокалисту справиться с проблемой психологического зажима.

Итак, мы рассмотрели ряд причин, из-за которых может проявиться проблема зажима и ее психофизического выражения. Так же следует отметить, что возникать она может на протяжении всей сольной карьеры. Поскольку подобные ситуации встречаются довольно часто, необходимо начинать бороться с ними на начальных стадиях.

Список литературы:

Карапетян К. Методическая разработка. Способы преодоления сценического волнения на сцене. URL: https://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-iskusstvo/library/2019/11/08/sposoby-preodoleniya-stsenicheskogo-volneniya-na

Понятие сценического волнения в психолого-педагогической литературе. URL: https://studbooks.net/894887/psihologiya/ponyatie_stsenicheskogo_volneniya_psihologo_pedagogicheskoy_literature

Овчинникова М. Психологические аспекты вокального исполнительства. URL: https://pedagogcentr.ru/publication/5/39/2993

1

Просмотров работы: 47