Дошкольный возраст – период наиболее интенсивного формирования личности ребенка. Дошкольникам интересно все, что они видят и слышат вокруг себя. В это время ребенок начинает осваивать новые для него социальные роли, показывать свою независимость и возможности. Также у него появляются признаки инициативности и творчества, желание исследовать, экспериментировать и познавать окружающий мир. Детям этого возраста свойственна эмоциональность, импульсивность, неустойчивость внимания, конкретность восприятия и мышления.
На жизнь современного ребенка огромное влияние оказывают средства массовой информации, которые помимо всего прочего обрушивают на детей не самую высоконравственную и развивающую музыку. Поэтому крайне важно, чтобы родители посвящали достаточно внимания музыкальному воспитанию своего ребенка, о пользе которого можно говорить достаточно долго. Как уже известно, музыка не только оказывает сильное эмоциональное воздействие, формирует вкус, является богатейшим средством эстетического воспитания и развития ребенка в целом, но также она крайне важна для духовного становления и формирования характера ребенка.
С раннего возраста дети выделяют музыку из окружающих их шумов. Они с интересом реагируют на нее, концентрируют свое внимание, прислушиваются, замирают, если музыка им нравится, они начинают улыбаться. Поэтому задача взрослого не дать угаснуть этому живому интересу, не отпугнуть обилием теоретических знаний. Важно правильно направить ребенка, заинтересовать его, и тогда весь образовательный процесс будет казаться ему увлекательным и интересным.
Поддержать интерес и привить любовь к музыке возможно с помощью игры. Игра – это основной способ обучения и воспитания дошкольника. Ребенок открывает для себя мир посредством сюжетно-ролевой игры. В учебном процессе при работе с дошкольниками необходимо сочетать как развлекательную, так и образовательную деятельность.
Для гармоничности и полноты музыкального воспитания необходимо использовать все виды музыкальной деятельности, которые являются доступными ребенку. В первую очередь это пение, ритмика, слушание музыки и игры на детских музыкальных инструментах.
Пение является наиболее распространенным и доступным видом музыкальной деятельности для детей дошкольного возраста. Многие дети охотно поют песни, начиная уже с двух лет. С детьми постарше можно придумывать текст песен самостоятельно и гармонизовать его, тем самым вовлекая детей в процесс сочинения музыки.
Большой простор для создания развивающих игр для детей дает ритмика. Это могут быть различные двигательные упражнения, танцы, любая подвижная деятельность, отражающая характер произведения. Детям в значительно большей степени, чем взрослым, присуща естественная потребность в движении, поэтому в образовательном процессе этим видом деятельности не стоит пренебрегать.
Из представленных видов деятельности слушание музыки является наиболее трудным, так как требует сосредоточенности внимания и мобилизации мысли и чувств. Здесь очень важно наращивать сложность музыкального материала постепенно, формировать образное мышление ребенка, обращать его внимание на содержание произведения. Дети постарше более чутко реагируют на музыку, они уже могут определить характер произведения, а некоторые даже способны дать оценку его исполнению.
Отдельно стоит выделить игру на детских музыкальных инструментах. Здесь начинается самый настоящий простор для творчества. Это могут быть: шумовые инструменты (яйца-шейкеры, бубны, барабаны), инструменты с фиксированным звукорядом (ксилофоны, пианино, губные гармошки, флейты, колокольчики, укулеле, калимба), игрушки с фиксированной мелодией (различного рода шкатулки и музыкальные ящики). Очень полезно устраивать групповые занятия с детьми дошкольного возраста с участием различных инструментов, тем самым создавая оркестр. Посредством групповых занятий дети учатся координировать свои действия с действиями окружающих, что является крайне важным навыком в обществе.
В игровой форме также должны преподноситься сведения о композиторах, музыкальных жанрах и инструментах. Эта информация может подаваться в виде сказки, чтобы уроки не носили навязчивый характер, и ребенок непроизвольно запоминал услышанное.
В настоящее время в обучение детей необходимо включать использование современных информационных технологий. Это могут быть программы-тренажеры для запоминания расположения нот на нотном стане и клавиатуре, программы для развития слуха (как звуковысотного, так и гармонического), творчески развивающие программы (с их помощью дети составляют простейшие мелодии, играя с ритмом, знакомятся с различными музыкальными инструментами). В наши дни дети растут в окружении it-технологий, и видеть двухлетнего ребенка с планшетом в руках не считается уже чем-то необычным, поэтому ввести гаджеты в обучение не составит труда. Возможности современных инновационных технологий действительно помогают повысить эффективность обучения, и не стоит ими пренебрегать. Они предоставляют возможность более результативно распределять время, реализовывать творческий потенциал ребенка, заинтересовывать его. Но важно помнить, что включение информационных технологий в учебный процесс должно быть грамотным и систематическим, нельзя зацикливаться на одном виде деятельности, занятие обязательно должно состоять из нескольких этапов, которые из урока в урок могут чередоваться.
К современному ребенку предъявляют серьезные требования. Уже с раннего возраста дети посещают большое количество секций, учат иностранные языки. Взрослые иногда не замечают, как навязывают ребенку тот или иной вид деятельности против его воли. Задача взрослого обогатить впечатления ребенка, приобщить к разным видам музыкальной деятельности, сохранить в каждом ребенке индивидуальность, стимулировать его желание творчески самовыражаться. И все это становится возможным, когда педагог не забывает про важность индивидуального подхода и умело вводит современные тенденции в образовательный процесс.
Список литературы:
1. Колесникова И. Психологические особенности дошкольного возраста. URL: https://moluch.ru/archive/234/42998/
2. Цыпляева О. Восприятие как вид музыкальной деятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2850/