К вопросу о дифференциации применения особых правил и норм об уголовной ответственности несовершеннолетних - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

К вопросу о дифференциации применения особых правил и норм об уголовной ответственности несовершеннолетних

Щуров С.А. 1
1МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В силу социально-психологического статуса малолетнего преступника общество не может предъявить к нему тех же требований, что и к взрослому, совершающему преступления, требовать от него тот же уровень осознанности и ответственности, а так же осознания собственных поступков и их последствий. Несовершеннолетний является субъектов правоотношений, вынужденно, в силу возраста, пораженным в определенных правах.

Равным образом, эти же особенности оказывают влияние и на восприятие несовершеннолетним требований уголовного закона, что в свою очередь требует проведение особого рода уголовной политики в отношении несовершеннолетних, что сказывается на правилах привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности, правила проведения уголовного судопроизводства в их отношении, обязательного наличия адвоката и законного представителя, а так же особенностях выбора и назначения наказания, а так же отбывания наказания, которые предусмотрены целым комплексом нормативны-правовым актов1.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет с одной стороны, при нормальных условиях воспитаний и развития, имеют достаточный уровень социализации. К порогу 14-летия, у несовершеннолетнего складываются привычки, восприятие категорий «хорошо» и «плохо», «можно» и «нельзя», появляются навыки контроля за своим поведением, осознание своего поведения и его возможных последствий. С другой стороны,

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, с одной стороны, достигают уже достаточно высокого уровня социализации (у них появляется самостоятельность, настойчивость, умение контролировать своё поведение, владеть собой, определенная степень ответственности, осознание своего «я» и др.), с другой – происходит дальнейшая социализация личности (продолжается или завершается обучение в школе, либо начинается обучение в рамках профессионального, среднего или высшего образования; отдельные несовершеннолетние устраиваются на работу; происходит уяснение своего места в обществе, начинает формироваться осознание своей социальной и личностной роли как в обществе, так и в отдельных общностях (школа, работа, техникум, институт, семья и пр.); накапливается определенный опыт межличностных отношений)2. Естественно, в силу природы, генетики, характера, условий воспитания, среды, многих других факторов, несовершеннолетние имеют разный уровень социализации, но исследователи в области педагогики, психологии и социологии выделяют именно данную возрастную группу (от 14 до 16 лет), когда несовершеннолетние достигают определенного уровня социализации, что позволяет им анализировать собственное поведение, сопоставлять его с правилами поведения в обществе, в том числе и установленными законодателем, запретами и делать выводы относительно его правомерности или неправомерности с помощью таких категория как «плохо» и «хорошо», «добро» и «зло»; формируется представление о правилах и необходимости их соблюдать, а так же представление что есть закон, преступление и наказание.

Современные тенденции законодательного регулирования в сфере регулирования правоотношений с участием несовершеннолетних субъектов указывают на стремление государства придать несовершеннолетнему особый статус в различных правоотношениях, в том числе и вытекающих из реализации уголовной ответственности. Особое отношение государства к несовершеннолетних, продиктовано непосредственно традиционным отношением к несовершеннолетним как к слабой социальной группе, которая нуждается в усиленной охране и защите и установлено в качестве приоритета основным законом государства (Конституция РФ провозглашает приоритет защиты материнства и детства), а так же продиктовано правовыми актами, принятыми международным сообществом.

Среди основных международно-правовых актов, имеющих не только важное значение, но и влияние на национальную правовую систему, следует отменить Конвенцию о правах ребенка, а так же Минимальные стандартные правила ООН, устанавливающие стандарты по вопросам уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних граждан. Данные Стандарты ратифицированы РФ и являются частью ее правовой системы в силу прямого указания Конституции РФ.

Основополагающими являются следующие положения анализируемых актов: пункт 1 статьи 3 Конвенции о правах ребенка, в соответствии с которой при воздействии на ребенка, независимо от того, какой субъект с ним контактирует, необходимо отдавать приоритет защите его прав и соблюдению интересов3. Кроме того, важное значение в вопросах установления национальной уголовной политики в отношении несовершеннолетних так же имеет статья 5 Минимальных стандартных правил ООН, относительно отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, в соответствии с которой «система правосудия в отношении несовершеннолетних направлена в первую очередь на обеспечение благополучия несовершеннолетнего… обеспечение того, чтобы любые меры воздействия в отношении несовершеннолетних были всегда соизмеримы как с особенностями личности правонарушителя, так и с обстоятельствами правонарушения»4.

Текст анализируемых международных актов так же устанавливает запрет пыток и иного жестокого обращения в отношении несовершеннолетних, применения смертной казни, произвольного, без законных оснований, лишения свободы, а также право несовершеннолетнего, лишенного свободы, на гуманное обращение и уважение достоинства.

Наличие в УПК РФ главы 50, регламентирующей особый порядок уголовного производства в отношении несовершеннолетних является реализацией конституционных принципов справедливости и гуманизма, особой охраны детства со стороны государства, логически проистекающей из международно-правовых обязательств Российской Федерации. Как отмечает А.И. Чучаев, «наличие данной главы устраняет разрыв между уголовным и уголовно-процессуальным законодательством»5.

Современный российский законодатель дифференцированно подходит к установлению уголовной ответственности, в рассматриваемом случае таким критерием является возраст субъекта привлечения к уголовной ответственности, а именно – не достижение установленного законом возраста совершеннолетия – 18 лет. При этом, специфика уголовной ответственности несовершеннолетних субъектов законодательно определяется как материальными уголовно-правовыми нормами (глава 14 УК РФ), так и уголовно-процессуальными нормами, имеющими организационно-правовой характер и устанавливающих порядок рассмотрения уголовных дел с участием несовершеннолетних (глава 50 УПК РФ). Кроме того, некоторые элементы правового статуса и их особенности несовершеннолетнего правонарушителя регламентированы законодателем в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее – ФЗ «Об основах системы профилактики»)6.

Применение отдельных норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства на практике повлекло отдельные проблемы правоприменения. Верховный Суд РФ как высший суд, на которого возложена функция толкования нормативных правовых актов и разъяснения их действия и применения, в данной сфере принял ряд Постановлений: от 14 февраля 2000 г. № 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних»7 (данное постановление ныне утратило свою силу и не применяется), а так же Постановление от 1 февраля 2011 г. № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних»8, которое применяется и поныне и служит правовым ориентиром для разрешения отдельных коллизий при применении отдельных норм.

Следует подчеркнуть, что несмотря на дифференциацию уголовной ответственности несовершеннолетних и системное выделение уголовно-процессуальных норм, опосредующих уголовное судопроизводство с участие несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого, отдельные положения российских законов не в полной мере отвечает требованиям международных правовых актов к установлению правового статуса несовершеннолетнего в национальном законодательстве.

В то же время в России уголовная политика в отношении несовершеннолетних не развивалась последовательно по причине многочисленных политических изменений и потрясений. В законодательстве происходили резкие сдвиги то в сторону снижения, то в сторону ужесточения уголовной ответственности данной возрастной группы. Это во многом объясняет противоречивость российской государственной политики в сфере предупреждения преступности и иных правонарушений несовершеннолетних на современном этапе, а так же напрямую связано с экономическими и социальными кризисами, преследовавшими Россию на протяжении последнего десятилетия.

Уголовная политика в отношении несовершеннолетних, равно как и иные направления политики государства, включает в себя помимо идеологической части и практическую деятельность соответствующих органов и учреждений государственной власти и местного самоуправления. Уголов­ная политика государства, в том числе в отношении несовершеннолетних, объединяет как правотворческую, так и правоприменительную деятельность, направленную на противодействие преступности. В большей степени о направлениях, тенденциях в уголовной политике, ее состоянии можно судить по кон­кретным действиям различных субъектов, складывающимся в определенную систему. Именно эта система и есть то, что следует называть уголовной политикой государства. При этом уголовная политика в отношении несовершеннолетних, равно как уголовная политика государства в целом, не сводится также и к управлению методами борьбы с преступностью. Управление является внешним выражением уголовной политики в отношении несовершеннолетних, отражая формы ее осуществления. Содержание же ее составляют конкретные методы, меры, мероприятия, действия отдельных субъектов в сфере предупреждения преступлений и иных правонарушений несовершеннолетних, их реальное воплощение и реализация на практике, ожидаемые и достигнутые результаты борьбы с негативными явлениями в этой области.

Уголовная политика в отношении несовершеннолетних в значительно большей степени должна включать в себя меры общесоциального характера, учитывая особую уязвимость лиц несовершеннолетнего возраста, незрелость их сознания и личности. При этом уголовная политика не подменяет собой политику социальную, поскольку предусматривает особый комплекс обще­социальных мер, направленный непосредственно на несовершеннолетних и применяемый в целях недопущения совершения ими правонарушений. Большинство уголовно-правовых норм имеют ярко выраженный принудительный характер, карательную направленность, поэтому при отсутствии в содержании уголовной политики в отношении несовершеннолетних мер социального характера политика государства в этом направлении превращается только в политику карательную, приобретая односторонний характер, направленность только на последствия преступной деятельности, но не на ее причины9.

Следует отметить, что уголовная политика в отношении несовершеннолетних должна содержать такой важный аспект, как изоляция несовершеннолетних обвиняемых и осужденных от влияния взрослых преступников, так как так восприимчивость и гибкость психики несовершеннолетнего при общении с рецидивистом в течение определенного времени неизменно накладывает отпечаток на сознание несовершеннолетнего, смещает его симпатии в сторону «воровской жизни», «тюремной романтики». Стираются грани между осознанием правомерного поведения и оправданием собственных поступков, имеющих характер правонарушения или преступления. Именно с целью исключить такое влияние уголовная политика предусматривает изолированное содержание несовершеннолетних и взрослых преступников как в местах предварительного заключения, так и при отбытии наказания в том случае, если несовершеннолетний осужден к реальному сроку лишения свободы.

Необходимо говорить о пересечении уголовной политики в отношении несо­вершеннолетних с политикой социальной, экономической, другими направлениями государственной политики. Все эти разделы не существуют изолированно, а имеют множество точек соприкосновения, взаимно обусловливая друг друга. Необходимо проводить целенаправленную государственную политику, которая бы способствовала объединению усилий семьи, школы, общественных организаций, правоохранительных органов, учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних10.

Таким образом, социально-правовыми основаниями применения особых правил и норм об уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних обусловлена особым статусом несовершеннолетнего лица, его возрастом, социальным положением в обществе, психофизиологическим развитием и состоянием, а так же приоритетом защиты несовершеннолетних (детей), прямо установленных Конституцией РФ, исходя из принципа гуманизма. Немаловажную роль в обеспечении такого статуса имеют нормы международного сообщества, ратифицированные и воплощенные государством в рамках национального законодательства.

Свое воплощение особое отношение к несовершеннолетним как субъекту уголовной ответственности государство проявляется в основах уголовной политики в отношении несовершеннолетних.

Уголовная политика в отношении несовершеннолетних предусма­тривает меры не только уголовно-правового характера и реализуется не только через них: речь идет и о мерах, не носящих уголовно-правового и даже принудительного характера, направленных на предотвращение совершения несовершеннолетними любого возраста впервые любых правонарушений, предотвращение повторного совершения правонарушений, мерах, направленных на ресоциализацию, оказание помощи несовершеннолетним, преступившим закон. Это меры социальной и иной помощи несовершеннолетним до и после совершения правонарушения, во время отбывания наказания за его совершение и после отбытия.

Уголовная политика, в том числе в отно­шении несовершеннолетних, должна располагать системой мер реагирования как на преступные действия, так и на правонарушения, не являющиеся преступными. Противоправная деятельность несовершеннолетних, не выходящая за рамки уголовного закона, зачастую предваряет их будущую преступную деятельность. Профилактика правонарушений является в этой связи важнейшим этапом борьбы с преступностью несовершеннолетних, ее предупреждения, а потому не может находиться вне уголовной политики. Реализация же таковой во многом опирается на административно-правовые нормы.

1 Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (в ред. Федерального закона от 19.12.2016 г. № 436-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954; Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ (в ред. Федерального закона от 19.12.2016 г. № 457-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 52 (ч. I). – Ст. 4921; Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 08.01.1997 г. № 1-ФЗ (в ред. Федерального закона от 28.11.2015 г. № 358-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 2. – Ст. 198; Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ (в ред. Федерального закона от 02.06.2016 г. № 160-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 23. – Ст. 2102; Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 26. – Ст. 3177 и др.

2 См.: Боровиков В.Б. Вина и уголовная ответственность несовершеннолетних // Российская юстиция. – 2009. – № 5. – С. 15-16.

3 См.: Конвенция о правах ребенка: одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г. [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс.

4 См.: Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила): приняты 29.11.1985 г. Резолюцией 40/33 на 96-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс.

5 Чучаев А.И. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный). – М.: Норма, Инфра-М, 2014. – С. 232.

6 См.: Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 26. – Ст. 3177.

7 Утратил силу.

8 О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 г. № 1 (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2016 г.) // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2011. – № 4.

9 См.: Середа С.П. К вопросу об уголовной политике в отношении несовершеннолетних // Вестник Вологодского института права и экономики Федеральной службы исполнения наказания. – 2012. – № 19. – С. 79.

10 См.: Косевич Н.Р. Уголовная политика в отношении несовершеннолетних как часть социальной политики Российской Федерации по защите детства // Российский судья. – 2014. – № 2. – С. 21.

Просмотров работы: 25