Эмпатия – способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей, субъективно воспринимать другого человека, проникать в его внутренний мир, понимать его переживания, мысли и чувства [1]. Семья играет важную роль в формировании эмпатии. В.П. Кузьмина (2009) в своем исследовании говорит о том, что «…эмпатия является связующим звеном в отношениях между взрослым и ребенком, определяющих вхождение последнего в сообщество сверстников» [3]. Сформированная эмпатия оптимизирует процесс социализации ребенка, придавая ему гуманистическую, духовную направленность. Форма и устойчивость проявления эмпатии ребенка к сверстникам зависит от особенностей детско-родительских отношений в семье. Эта зависимость определяется понятием «социальной связности», представленной следующей цепочкой: эмпатийное отношение к ребенку в семье (формирование эмпатии у ребенка как личностной характеристики по законам интериоризации-экстериоризации (эмпатийное отношение ребенка к родителям (обратная связь) и сверстнику (прямая связь)) [3]. С помощью эмпатии происходит приобщение младшего школьника к миру переживаний других людей, формируется представление о ценности другого, развивается и закрепляется потребность в благополучии других людей [2].
В нашем исследовании приняли участие 147 первоклассников (84 мальчика и 64 девочки) в возрасте 7-8 лет. 120 человек (59 девочек, 61 мальчик) учащиеся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования «Город Архангельск» «Средняя школа № 50 имени дважды героя Советского Союза А.О. Шабалина» и 27 человек (12 девочек, 15 мальчиков) обучаются в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении Архангельской области «Архангельская санаторная школа-интернат №1». Для изучения стилей семейного воспитания была использована методика изучения родительских установок (Parental Attitude Research Instrument - РARI), которая предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли) (Е.С. Шефер, Р.К. Белл) [6]. Так же нами был выбран опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений (АСВ)» (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис) [6], позволяющий определить различные нарушения процесса воспитания, выявить тип неграмотного патологического воспитания и установить некоторые причины этих нарушений. Для изучения эмпатии и ее характеристик применена методика «Диагностика уровня эмпатических способностей» (В.В. Бойко) [6].
Проанализировав результаты, полученные по методике «Диагностика уровня эмпатических способностей» (В. В. Бойко), было выявлено, что 63% первоклассников имеют заниженный уровень и 30% очень низкий уровень эмпатии (рис. 1).
Рисунок 1 – Количество учащихся (%) с разной выраженностью уровня эмпатии
(по методике В. В. Бойко)
Такие дети не понимает эмоциональных состояний другого человека, его переживаний, мыслей, чувств. Поскольку у ребенка с особой силой «срабатывает» механизм подражания, то формирование у него способности к эмпатии имеет реальную основу - эмпатическое отношение к нему со стороны родителей [4]. Полученные данные совпадают с данными Г. Н. Пересыпкиной (2017) о том, что низкую эмоциональную отзывчивость испытывают 56,7% первоклассников [5].
Более половины первоклассников имеют низкие уровни развития по шкалам «Рациональный канал» (54,4%), «Эмоциональный канал» (51,7%), «Установки» (55,8%) (рис. 2).
Рисунок 2 – Количество учащихся (%) с разной выраженностью показателей эмпатии (по методике В. В. Бойко)
Примечание: 1 – рациональный канал; 2 – эмоциональный канал: 3 – интуитивный канал; 4 – установки; 5 – проникающая способность; 6 – идентификация.
Рациональный канал эмпатии характеризует направленность внимания, восприятия и мышления эмпатирующего на сущность любого другого человека — на его состояние, проблемы, поведение. Другими словами, низкий уровень по данной шкале говорит о том, что ребенок не способен направлять своё внимание и восприятие на другого человека с целью понимания его состояния, такой первоклассник ориентирован больше на себя и свои чувства. Эмоциональный канал эмпатии определяет способность эмпатирующего входить в одну эмоциональную «волну» с окружающими — сопереживать, соучаствовать. Эмоциональная отзывчивость в данном случае становится средством «вхождения» в энергетическое поле партнера. Низкий уровень говорит о возможных проблемах в способности сопереживать и сочувствовать другим людям. Установки, способствующие или препятствующие эмпатии, соответственно, облегчают или затрудняют действие всех эмпатических каналов. Эффективность эмпатии снижается, если человек старается избегать личных контактов, считает неуместным проявлять любопытство к другой личности, убедил себя спокойно относиться к переживаниям и проблемам окружающих. Иначе говоря, установки мешают эффективному взаимодействию с другими людьми и делают невозможным эмпатию. Данные установки могут быть навязаны обществом, родителями, учителями [1].
Были обнаружены корреляционные взаимосвязи между стилями семейного воспитания с показателями эмпатии (рис. 3).
Рисунок 3 – Корреляционные взаимосвязи стилей семейного воспитания с показателями эмпатии
Примечание: достоверность взаимосвязи при p<0,05 (по t-критерию Спирмена).
Проникающая способность в эмпатии расценивается как важное коммуникативное свойство человека, позволяющее создавать атмосферу открытости, доверительности [6]. Было выявлено, что если родитель чрезмерно строг, подавляет сексуальность ребенка, то проникающая способность у ребенка снижается и он будет не способен создать качественную эмпатическую связь, т.к. будет ожидать от других людей такого же доминирования и подавления. Чувствительность как показатель эмоционального здоровья, коррелирует с такими стилями семейного воспитания, которые могут быть охарактеризованы как доминирование родителей над ребенком. Причем, если «холодность» родительских отношений сочетается с авторитарностью, то ребенок вряд ли способен понять чувства и переживания другого человека и тем более посочувствовать ему, то есть проявить эмпатию. При таком отношении родители требуют от ребенка беспрекословного исполнения и послушания, соблюдения общепринятых норм, но их мало беспокоит, добр ли их ребенок, способен ли отказываться от собственного удовольствия ради благополучия другого человека. Можно предположить, что в таких семьях у ребенка не складывается осознание ценности другого человека и он не способен к эмпатии, но не потому, что не хочет действовать в ущерб своим интересам, а от того, что не получил действенного сочувствия в рамках семейного воспитания. Отсутствие необходимого эмоционального фона в родительских отношениях приводит к неприятию ребенка и деформации развития его личностных качеств, в том числе и эмпатии [4].
Итак, было выявлено, что больше половины первоклассников имеют низкий уровень эмпатии. Большинство обследованных учащихся имеют низкие уровни развития рационального, эмоционального канала и установки. Доказана отрицательная взаимосвязь важной характеристики изучаемого феномена «проникающая способность в эмпатии» со стилями семейного воспитания: «строгость родителей», «подавление сексуальности ребенка», «воспитательная неуверенность родителей», «предпочтение мужских или женских качеств в ребенке». Показана зависимость «чувствительности» младшего школьника от негативных форм влияния родителей: «исключение внесемейных влияний на ребенка», «сверхавторитет и контроль родителей», «стремление родителей ускорить развитие ребенка», «формирование семьей зависимости ребенка от нее». Проблема развития эмпатии не теряет своей актуальности в настоящее время. Существует необходимость проведение психологических мероприятий с первоклассниками, у которых возникли трудности в понимании эмоциональных состояний и неумении сопереживать другим. Должна осуществляться психологическая поддержка эмоционального здоровья первоклассников, необходимо создать условия для эмоционального благополучия детей, гармоничного развития их личности в семье и вне её.
Данная работа основана на материалах исследований, проведенных в рамках РФФИ
№ РФФИ № 19-013-00348 А (2019-2021 гг.) «Эмоциональное здоровье как фактор семейного
воспитания и успешной адаптации первоклассников в условиях современных образовательных организаций различного типа».
Список литературы:
Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996. – 472 с.
Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. – 2012. – № 2. – С. 147-156.
Кузьмина В.П. Проблема влияния детско-родительских отношений на формирование эмпатии у детей // Вестник ВятГУ. – 2009. – №2. – С. 121-125.
Кузьмина Р.И., Аблаева Л.Р Эмоциональная сфера младших школьников в контексте стилей семейного воспитания // Евразийский союз ученых. – 2016. – № 2-5 (23). – С. 27-29.
Пересыпкина Г.Н. Формирование эмпатии у детей младшего школьного возраста // Сборник научных трудов студентов, магистрантов, аспирантов «Молодость. Наука. Перспектива». – 2017. – С. 134-138.
Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Бахрах-М, 2001. – 672 с.