ХОРОВОЕ ПЕНИЕ КАК ОСОБЫЙ ТИП ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ХОРОВОЕ ПЕНИЕ КАК ОСОБЫЙ ТИП ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ

Свистунова Д.С. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Коммуникативные способности, являются важным навыком для человека, живущего в социуме. Способность передавать и воспринимать информацию, жизненно необходима для социального существа. Возможностей передать информацию несколько: мимика, письмо, речь. Рассмотрим подробнее последний способ и связанный с ним метод его восприятия, на примере видов искусств, связанных с речью и слухом – литература и музыка, связаннаяс словом (вокальная). Если в других видах используются материя для создания определенного образа (краски, строительные материалы, мрамор, ткани), то в вышеуказанных видах искусств используется речь. Без актера не оживает пьеса, без вокалиста или актера хора не оживает музыкальное произведение. Однако литературные произведения воспринимаются всеми легко и понятно, для этого нужна лишь хорошая акустика, знание языка, на котором идет пьеса и конечно хорошая дикция актера.

Совсем иначе обстоят дела с вокальной музыкой связанной со словом. Для наилучшего ее восприятия зрителем также нужна акустика, знание языка и дикция исполнителя, однако и этого бывает недостаточно, если говорить не о сольном, а о хоровом исполнении музыкального произведения. Хоровая музыка сложна для восприятия, так как к слушателю направлена информация одновременно от большой группы людей. По наблюдениям Павла Чеснокова, отраженными в его книге в «Хор и управление им», хор по количеству певцов может быть малым (от 12 человек), большим хором (от 54 человек) [3, с. 28–29].

Перейдем к рассмотрению особенностей хоровой речи:

Количество исполнителей. Звуковые волны одновременно поступают от большого количества людей к одному слушателю и хорошо если текст произведения произносится синхронно, тогда задача хора одновременно, слаженно и четко произносить текст. Однако нередко встречаются хоровые партитуры, где у каждой хоровой партии свой фрагмент текста или у одной партии идет повествование, а другие партии создают ей звуковой и смысловой фон, растягивая или изредка произнося отдельные слова из того же литературного источника. В таком случае воспринимать речь и улавливать смысл произведения становиться сложнее.

Речь на распев. Специфика певческой дикции заключается в продолжительном выдерживании звука на гласных, так как их легче распеть, певческий - речевой аппарат устроен так, что при гласных звуках открывается рот, создавая возможность наилучшим образом формировать звук. Так появляется вторая особенность хоровой речи – растягивание слов, долгое пропевание или распев, порой настолько большой или долгий, что предыдущий слог бывает трудно вспомнить. От этого и возникает сложность в восприятия хоровой музыки ?

Дикция хора. Так как гласные буквы распеваются, то согласные произносятся быстрее, но четче и особенность их произнесения заключается в соотнесении их внутри слова к последующему гласному. Например, слово «Катюшка» произносится как «Ка-тюш-ка», в пении будет распеваться «Ка-тю-шка». Буква «ш» переходит к следующему слогу по причине того, что слог «тюш» замыкался бы согласной и не было бы возможности ее пропеть дальше, а при распеве слова «Каа – тюю – шкаа» ни один слог не замыкается слово легко пропеть. Несколько непривычный для восприятия речи прием, поэтому от хора требуется максимальная дикция в воспроизведении согласных звуков. От качества дикции в значительной степени зависит вокальная сторона исполнения.

Особенности строения певческого аппарата. Они возникают в связи с разницей в формировании букв в определенные моменты пения. На произнесение влияет: высота пения и связанная с ней позиция (в крайних регистрах весьма проблематично произносить согласные, легче перейти на распев гласных, отчего может теряться четкость пения); характер произведения влияет на движенияартикуляционного аппарата, так при исполнении быстрых произведений следует облегчать силу звука, слова произносить легко, «близко» и очень активно, в драматических произведениях, торжественных гимнах слова произносятся значительно, при более «крупной» артикуляции [2]. В спокойных, распевных сочинениях текст произносится мягко, в маршевых - скандировано, твердо. Все певцы должны овладеть навыками единообразной артикуляции. Наиболее частым недостатком у певцов является нечеткое произношение слов, заканчивающихся на согласную. Другой недостаток - низкое интонирование согласных, в результате чего в исполнении возникают «подъезды», glissando в начале звука.

Логические паузы. Для того чтобы слушатели правильно воспринимали смысл текста, хору следует грамотно расставлять логические паузы, так называются остановки (перерывы) в речи, группирующие слова по смыслу. От перестановки паузы смысл может измениться, также как от перестановки ударения: «Гости новые танцы затеяли» пауза или цезура перед или после слова «новые» дают две интерпретации фразы.

Обобщим понятие «хоровая дикция». В книге К. П. Виноградова «Работа над дикцией в хоре», автор дает исчерпывающее определение: «Под понятием «хоровая дикция» следует подразумевать некий комплекс, состоящий из собственно дикции, т.е. четко, согласно орфоэпии, спетых согласных и гласных, сохранения в пении правильного ударения в слове и соблюдения законов и правил логики» [1, с. 54–55].

Как показывают личные наблюдения, даже если выступает хор высокого профессионального уровня, остается 10-15% слушателей, которые оказываются неспособными воспринимать подобное воспроизведение речи, так как она непривычна, даже если звучит на родном языке. Предлагаемый выход – знакомится заранее с музыкальным произведением, хотя бы прочитать литературный текст, так мозгу уже будет легче воспринимать хоровую речь. Другой способ – частое соприкосновение с хоровой музыкой, если есть желание, потребность и увлечение, просто надо чаще слушать и привыкать к произношению. Однако самым беспроигрышным способом все-таки является знакомство с литературным текстом музыкального произведения, даже опытные музыканты прибегают к нему, если идут на концерт незнакомой для них хоровой музыки. Если ни один вышеуказанных способов не помог, остается настроиться на эмоциональный лад произведения и наслаждаться звучанием хора.

Список литературы:

Виноградов К. Работа над дикцией в хоре. М.: Музыка, 1967.

Рамендик Д., Солонкина О. Психология и психологический практикум: учебное пособие для гуманитарных специальностей. URL: https://uchebnikfree.com/prakticheskaya-psihologiya-obschenie/2122-osobennosti-sluhovogo-44263.html.

Чесноков П. Хор и управление им. М. Музгиз, 1961.

Чурсина Т. Дикция. Орфоэпия. Логика и культура речи в хоровом пении: методическая. URL: http://1momk.ru/upload/iblock/de8/de8090487d80789b7f9238b783716007.pdf.

Просмотров работы: 6