АККОРДЕОН В ДЖАЗЕ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

АККОРДЕОН В ДЖАЗЕ

Омельянюк С.А. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Невероятно красив, аристократичен внешне, способен заменить собою целый оркестр, сочетая в себе многозвучность и многотембровость. Да, речь сейчас пойдет об аккордеоне. Самые различные ассоциации возникают у людей при слове аккордеон: для кого-то это русский народный инструмент под который поют частушки; для кого-то наоборот, связь с Францией и головокружительными вальсами; кто-то считает, что аккордеон это «маленькое пианино», ну а кто-то и вовсе не видит разницы между гармошкой и уже давно усовершенствованным музыкальным инструментом.

Одним из важных качеств аккордеона, является наличие меха, без которого, этот инструмент потеряет всю свою красоту и ценность. С помощью меха исполнитель может влиять на окрас звука, сделать его более мягким и гладким или же более устойчивым и жестким, а так же на динамическую гибкость звука – от нежнейшего пиано до пронзительного форте. С помощью меха и воздуха можно исполнять приемы которые являются преимуществом только этого инструмента, такие как: рикошет, тремоло мехом, нетемперированное глиссандо.

Ну раз речь уже пошла о мехе и воздухе, то мы поговорим и о конструкции этого инструмента. Это клавишный духовой музыкальный инструмент со сложной конструкцией, из более 100 деталей. Состоит из 3 основных частей: правый полукорпус, мех и левый полукорпус.

Правая часть включает в себя коробку и гриф с фортепианной клавиатурой. В коробке находится дека, резонаторы, клапаны и регистры, которые меняют тембр инструмента. На правый корпус крепятся ремни, которые держат инструмент на плечах у исполнителя, самое интересное, что ранее в США аккордеон называли «пианино на бретельках».

Левая часть инструмента состоит из коробки, в которую вмонтированы левая дека, резонаторы, вся механика и клавиатура для левой руки, насчитывающая 120 кнопок. Левая клавиатура содержит шесть рядов: два ряда басы, а остальные – готовые аккорды (мажорные, минорные, септаккорды и уменьшенные септаккорды). На левом корпусе находятся регистры, а также малый ремень, при помощи которого левая рука приводит в движение мех.

Мех аккордеона изготавливается из специального картона, проклеивается тканью и усиливается кожей и стальными накладками. Вес концертного готово–выборного аккордеона достигает 15 кг.

Поговорив о самом инструменте и его конструкции, мы переходим к основной теме этой статьи - к джазу, а точнее, аккордеон в джазе.

Сначала о самом понятии джаза. Джаз – это вид полуимпровизационного музыкального искусства, явившегося результатом трёхсотлетнего синтеза на американской земле элементов западноафриканской и европейской музыкальных культур. В основу джаза взяты европейская гармония, западноафриканский ритм и евроафриканская мелодика.

На сегодняшний день можно сказать, что джаз отстоял свое место в учебных заведениях и стоит рядом с классической музыкой, но в отличии от классики, джазу не хватает пособий и учебников по которым можно двигаться вперед, так как джаз, повторюсь, есть видом полуимпровизационного искусства.

В последние десятилетия среди музыкантов наметился больший интерес к джазовой музыке. Современные дети больше тянутся к эстрадной музыке, року, джазу, а это другой подход, другие приемы, по сравнению с традиционным обучением игре на инструменте.

Конечно, сейчас существуют переложения для аккордеона различных эстрадных пьес. Баянные композиторы тоже пишут эстрадную музыку для нашего инструмента, но проблема немного в другом – не все до конца понимают, как играть такую музыку, как правильно свинговать. Освоить джаз в плане исполнительства, наверное, точно так же трудно, как и классику. Качество интерпретаций джазовых композиций и исполнения напрямую зависит от того, насколько исполнитель владеет своим инструментом, знает ли он достаточно хорошо специфику своего инструмента, возможности звукоизвлечения, умеет ли он импровизировать и свинговать.

Импровизация бывает как свободной, так и ограниченной, то есть может быть полностью записана композитором. Известный американский дирижер, руководитель джазового оркестра Дюк Эллингтон говорил, что исполняя уже готовое произведение, джазовый музыкант все равно импровизирует и это выражено в исполнительской манере: в технике, в артикуляции, в зукоизвлечении. «Разукрашивание» в музыке передается путем запаздывания или опережения долей в такте и этот прием в джазе получил название «Off-beat», что в переводе звучит как «мимо доли». Этот прием является одним из основных признаков свинга.

Правильное исполнение свинга создает чувство «раскачивания» (с англ. Свинг – качать, раскачивать) и у слушателя возникает чувство ускорения темпа исполнителем или наоборот замедление. Исполнительская манера свинга практически строится на акцентировании слабых долей.

Основными составляющими музыкального произведения являются мелодия, гармония и ритм. Мелодия – основа любого музыкального сочинения, она должна быть выразительной и понятной даже без каких либо украшений. А вот гармония и будет служить главным украшение к мелодии. Ритм – это еще одно украшение в джазе, обогащаясь культурой народов Африки, Латинской Америки, Средней Азии, можно создавать неповторимые ритмические рисунки.

Что бы понять и научится импровизировать нужно больше слушать качественную джазовую музыку, начиная с конкретных инструментов, в частности джазовых аккордеонистов – Арт Ван Дамма, Р. Гальяно, Ф. Марокко, В. Данилина и заканчивая джазовыми коллективами.

Джазовые направления включают в себя: блюзы, баллады, стандарты, джазовые стандарты, авторские композиции. Важно вслушиваться в музыку и отмечать моменты, которые характерны для того или иного направления.

Среди джазовых музыкантов есть такое понятие, как «играть по цифровке», если в академической музыке все ноты выписаны, то в джазе выписана мелодия, а сверху проставлена гармония. Перед исполнением композиции важно ознакомится с гармонией темы и запомнить, как звучат эти аккорды, но для начала можно выписывать их нотами, а так же есть уже готовые таблицы с аккордами. Над гармонией можно работать с помощь следующих упражнений, например, играть правой рукой каждый из аккордов поочерёдно от всех нот, начиная с трезвучия, заканчивая нонаккордом и играть обращения каждого из аккордов поочерёдно от всех нот.

Аккордеон в сольных джазовых композиция можно рассматривать, как своего рода оркестр. В партии правой руки будет мелодия, импровизация, можно даже представить, что вы играете на трубе или саксофоне, которые часто используются в джазе. Левая рука выполняет функцию ритма и гармонии, представим контрабас, бас гитару и ударные.

Очень часто играя левую руку на готовой системе, исполнитель не может передать нужный характер звучания джаза, так как готовые басы в себе содержат готовые аккорды из определенных звуков, что не дает свободы исполнителю в плане гармонии, для этого на нашем инструменте существует выборная система, которая позволяет самостоятельно набирать звуки, которые нам потребуются. В плане тембра и аккустики это звучит более матово и интересно.

Как говорил Владимир Данилин, один из известнейших российских джазовых аккордеонистов, что аккордеон в джазе это инструмент неисчерпаемых возможностей, его звук рождается буквально «на груди», рядом с сердцем и любой инструмент живой, если в него вложена душа.

Список литературы:

1. Бажилин Р. Аккордеон в джазе. М.: Издательство Катанского, 2000.

2. Хромушин О. Учебник джазовой импровизации. СПб.: Композитор, 2002.

3. Комарова Т. Из опыта работы над джазом ДМШ им. В. В. Андреева. СПб., 2006.

Просмотров работы: 104