ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРОВ СОВРЕМЕННОЙ МАССОВОЙ МУЗЫКИ НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРОВ СОВРЕМЕННОЙ МАССОВОЙ МУЗЫКИ НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

Немова А.В. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В данной статье будут рассмотрены и проанализированы причины и следствия тяготения определенных людей к тому или иному жанру музыки. Откуда наши предпочтения берут начало и к чему приводят. В психологии существует не одно определение этого термина, однако за основу был взят следующий вариант: «Становление личности включает усвоение культурных ценностей, а также формирование на их базе стойкой индивидуальной системы ценностей и ориентаций, которые определяют деятельность и поведение человека» [2].

То, что нас окружает и есть мы сами. Ведь не зря любой русский человек с детства знает поговорку «скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты». Человек наблюдает за другими людьми, которые его окружают, будь он в детском саду, школе, во дворе, университете или на работе. Естественно, что происходит симбиоз взглядов и культурных предпочтений. Человек, никогда не слушавший реп, учась в университете, услышал обсуждение такого трека, как «Шире круг» репера под псевдонимом Баста. Он может пропустить ненужную ему информацию мимо ушей, однако будет еще много случаев подобных бесед, в результате чего, рано или поздно, субъекту станет интересно, что является естественным проявлением тяги к развитию, расширению познаний и заложено на генетическом уровне, благодаря многим векам эволюции. В результате человек, который никогда не слушал реп – послушает его. Один раз, второй, третий и так далее. Сначала ему не понравится, однако, чем чаще личность совершает цикличное действие, тем быстрее оно входит в привычку. Итог: взрослый человек приобщается к такому жанру как реп (это всего лишь один из сотни возможных вариантов).

Взрослая, сформировавшаяся личность менее склонна к смене уже наработанной зоны комфорта, то есть к смене взглядов, однако подросток только за счет этого и формируется. Входя в возраст тин-эйджера, личность отдаляется от привычных форм поведения, таких как «слушаться маму», «нельзя – значит нельзя» и прочих подобных установок. Человек выбирается из «скорлупы» слепого повиновения и развивает интерес к окружающему, к неизведанному.

Реп

Так как реп культура формировалась на улицах, можно сказать, что там она и осталась. Подходя к своему дому и видя на лавочке молодых людей у подъезда с акустической музыкальной колонкой, вряд ли хоть кто-нибудь подумает, что они слушают классику. Дело в поведении таких личностей, в их стиле одежды, в их способах выражения мыслей. Такие люди будут слушать, реп, и, естественно, не самых приличных содержания и выражений.

Становление личности происходит посредством усвоения культурных ценностей и влияния окружающей среды. На основе чего формируются новые виды деятельности человека, его привычки и поведение. Понятно, что слушая тексты с нецензурной бранью и пропагандой наркотиков, границы мышления не развиваются, а наоборот, сужаются. Личность, вобравшая в себя такие модели поведения, не станет высокообразованной, так как не будет видеть смысла в изучении других языков, хорошей стабильной работе, приличном поведении в обществе и многом другом, что отличает интеллигентных людей. Следовательно, подросток, который находился под постоянным контролем со стороны родителей, чью жизнь распланировали вместо него самого, слышит трек ЭлДжея про красивую жизнь с «кучей женщин, денег, вечеринок и алко-содержащих продуктов», тем более, что в реп-сфере эти вещи не просто популярны, они практически пропагандируются в 90 процентах подобных песен, и, исходя из заложенной в природе индивида тяги к расширению границ своего познания, он начинает тянуться к подобному музыкальному жанру, потому что в реальности нельзя, но в песне – можно. Когда подобные темы в песнях перестают удовлетворять абстрактному желанию «попробовать то, что запрещено», подросток начинает пробовать всё вышеперечисленное в реальной жизни.

Альтернативный рок

Если сравнить тексты репа и альтернативного рока, можно заметить огромное различие. Тексты альтернативного рока, в процентном соотношении, содержат намного меньше пропаганды алкоголя, наркотиков и пр. Более того, сам жанр не предполагает поднятие подобных тем. Отсюда следует, что ребенок не перенимает подобный пагубный образ жизни (по крайней мере, не из музыкальной составляющей). В большинстве текстов данного жанра поднимаются серьезные философские темы, которые, возможно, подросткам понять сложно, однако начало осмысления – это тоже прогресс. Данный жанр не ограничивается только текстами философского содержания.

Учитывая направленность текстов на философские проблемы, тяжелые времена в истории человечества и сложные межличностные взаимоотношения, подросток, слушая подобную музыку, будет осмыслять всё то, что он слышит каждый день в эмоциональных проявлениях вокалистов и музыкантов. Будет тянуться к изучению отсылок, представленных в песнях, для того, чтобы лучше понять общий смысл услышанного. Чаще всего, люди, которые предпочитают рок, имеют хотя бы минимальное музыкальное образование, будь то игра на гитаре, на барабанной установке или на фортепиано. Такие люди стараются создать свою музыкальную группу, вдохновляясь кумирами. Наличие дополнительного образования уже говорит о более разносторонней личности, готовой к расширению кругозора и личностного познания. Такие люди чаще беседуют с собой, что является хорошей психологической практикой, чаще задаются действительно важными вопросами, совершенствуются в своих умениях. Однако не всегда попытки глубже узнать себя оборачиваются в положительную сторону. Как показывает история массовой музыки, самый большой процент самоубийств приходится именно на музыкантов альтернативного рока. Принято считать, что творческие люди более чувственные и экспрессивные. Такое мнение, от части, укоренилось именно из-за широкого спектра эмоций, чувств и переживаний, проходящих «в» и «через» музыканта. Рефлексия, как известно, помогает в развитии интеллекта индивида, и является его непременным спутником. Однако не каждая психика способна выдержать огромное количество вопросов без ответа, жизненных проблем и неприятностей. Таким образом, подросток не может прекратить мыслить и «копаться» в себе, так как это неотъемлемая часть его собственного Я, и не выдерживает страданий и лишений. В результате чего, в будущем, индивид страдает депрессией, расстройством личности, психическими отклонениями, сформировавшимися на фоне многочисленных сравнений себя с более успешными сверстниками. С течением времени, подобные отклонения прогрессируют, в результате становясь привычкой. Итогом является суицид.

Поп-музыка

Чаще всего, подросток, который слушает поп-музыку, ухожен, имеет гуманитарный склад ума, Айфон – обязательный атрибут. В поп-музыке не поднимаются высокодуховные темы, однако поп призывает к красивой жизни, это мелодичная музыка, которую можно легко напеть везде и везде она будет «к месту». Здесь отсылок к пагубной жизни больше, чем в альтернативном роке, однако не так много, как в реп музыке, ведь поп-культура зародилась отнюдь не на улицах. Это музыка социально стабильных людей. Подросток, слушая такую музыку, вряд ли задумается о проблемах неравенства в социальных слоях общества, однако ему понравится тот уровень жизни, что называют «выше среднего».

Исходя из основной массы слушателей данного музыкального жанра, можно сделать вывод, что именно поп стиль способствует максимальному социальному (и никакому другому) развитию личности, если сравнивать его с репом и альтернативным роком. Именно те люди, которые стремятся соответствовать общим стандартам качества, в итоге получают повышение, или являются «любимцами» своего окружения. Это происходит из-за безликости индивида, который с течением времени перестает понимать себя, его волнует только цель, которую нужно достичь. В результате, формируется человек, способный расширять границы своих интеллектуальных познаний, превозмогать себя, у которого процесс усвоения информации обуславливается лишь желанием достичь конечной цели, но не личными предпочтениями и увлечениями.

Такие люди становятся социально значимыми и успешными, однако сказать, что их интеллектуальное развитие превосходит уровень «выше среднего» нельзя.

Подводя итоги, следует обратить внимание, что практически все наблюдения, приведенные в этой статье, основаны на моем собственном опыте и предполагают возможность противоположного мнения. Каждый человек – уникален, и порой, предугадать итог не дано никому.

Список литературы:

Пономарев С. Становление личности. URL: https://sunmag.me/sovety/18-03-2014-stanovlenie-lichnosti.html

Сенькин В. Формирование человеческой личности: как происходит и чем обуславливается. URL: https://headlife.ru/formirovanie-lichnosti/

Просмотров работы: 51