МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА «РАННЕЙ ЗРЕЛОСТИ» - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА «РАННЕЙ ЗРЕЛОСТИ»

Мещерякова М.В. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одному из известнейших писателей современности Харуки Мурками принадлежит следующее высказывание: «Когда буря стихнет, ты, верно, и сам не поймешь, как смог пройти сквозь нее и выжить. Неужели она и впрямь отступила? И только одно станет ясно. Из нее ты выйдешь не таким, каким был до нее. Вот в чем смысл песчаной бури» [4, c. 1]. Несмотря на метафоричность данного изречения, истинная сущность его содержания будет понятна каждому. Ведь речь идет о сложных периодах жизни, которые именуются «кризисами».

«Кризис» (от греческого слова krineo, «разделение дорог») – острая ситуация для принятия какого-то решения, сопровождающаяся острым эмоциональным состоянием, вследствие столкновения субъекта с непреодолимыми для него обстоятельствами [3, c. 1]. Вопреки негативному мнению, процесс кризиса оказывает позитивное влияние на становление личности, помогая ей перейти на новый этап целостности (при условии его конструктивного завершения).

Согласно Э. Эриксону, в процессе жизни человек проходит 8 кризисов, среди них наибольший интерес представляет кризис ранней зрелости. Его временные рамки ориентировочно затрагивают годы жизни человека с 20 до 25 лет. Приоритетной социальной группой общения становятся друзья и любимые. Главной задачей данного периода является способность посвящения себя другому человеку без опасения потерять самого себя. При позитивных социальных условиях, таких как душевная теплота, понимание, доверие со стороны родственников и друзей, психосоциальный результат разрешения кризиса будет конструктивным. Субъект приобретет навыки единения с людьми, познает чувства близости, любви, интимности. В случае если преобладают отрицательные социальные условия: одиночество, излишняя поглощенность собой, отщепенство, то кризис разрешается деструктивно и ведет к регрессии и опустошенности личности, изоляции ее от общества.

Для облегчения прохождения процесса кризиса и предотвращения его деструктивного варианта разрешения существуют следующие методы:

1. Коучинг;

2. Автономное преодоление с помощью самоанализа, чтения практической литературы;

3. Обращение за помощью к специалисту.

Коучинг (англ. сoaching) – метод колсантинга и тренинга, в процессе которого человек, называющийся «коуч», помогает обучающемуся достичь некой жизненной или профессиональной цели. В отличие от менторства, коучинг сфокусирован на достижении четко определенных целей вместо общего развития [6]. Данное понятие было впервые введено У. Тимоти Голви [1].

От психологического консультирования данный подход отличается тем, что всю основную работу проделывает сам клиент (ставит цели, ищет средства), коуч только поддерживает направляет, а не предоставляет готовых решений. Общение в данном методе предполагает «вопросно-ответный» характер. Консультации могут осуществляться как в индивидуальном, так и в групповом порядке. Среди техник коучинга наибольший интерес представляет модель GROW. Она разработана основателем бизнес-коучинга сэром Джоном Уитменом, и включает четыре группы вопросов:

1. Goal (цель) – какую цель хочет достигнуть клиент;

2. Reality (реальность) – что происходит в действительности;

3. Options (опции) – возможности или варианты выхода из ситуации;

4. Will (намерения) – что необходимо сделать в первую очередь.

Метод, приведенный выше, лежит в основе многих сфер, в которых работают коучи, однако чаще всего их принято объединять в две большие группы:

1. Бизнес-коучинг, ориентированный на работу с представителями бизнеса и решающий вопросы его организации, продвижения, эффективности, материального стимулирования, поиска ниши и так далее.

2. Лайф-коучинг, направленный на повышение качества и осмысленности жизни, решение личных проблем, преодоление конфликтов в отношениях, на разработку жизненных стратегий и так далее.

На данный момент коуч-сессии являются одним из распространенных методов в решении сложных жизненных ситуаций как в России, так и в зарубежных странах.

Следующий вариант – автономное преодоление экстренных ситуаций, является самым доступным, но сложным в осуществлении на практике. Прибегая к данному методу, следует обратиться к практической литературе таких авторов как: Семенова Е., Лисс М., Корнелл А. и других. В их книгах дается много различных упражнений, советов и рекомендаций, помогающих самостоятельно разобраться в себе.

В том случае, если кризисный период не удалось преодолеть с помощью двух вышеперечисленных вариантов, следует обратиться к психологу.

Кризис – это поворотный момент жизненного пути личности. Осознанный подход к данному процессу – умение управлять им, стимулировать его, организовывать, направлять, обеспечивать благоприятные для него условия, может привести к росту и совершенствованию личности.

Списоклитературы:

1. Голви Т. Внутренняя игра в теннис. М.: Сэнтэ, 2008.

2. Дауни М. Эффективный коучинг: уроки коуча коучей: [технологии развития организации через обучение и развитие сотрудников в процессе работы: пер. с англ.]. М.: Добрая книга, 2013.

3. Малкина-Пых И. Возрастные кризисы взрослости. М.: Эксмо, 2005.

4. Мураками Х. Кафка на пляже. М.: Эксмо, 2005.

5. Смирнов С. Коучинг – что это такое простыми словами? URL: http://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fsergeysmirnovblog.ru%2Fsposoby-zarabotka%2Fkouching-chto-eto-takoe.html

6. Renton J. Coaching and Mentoring: What They Are and How to Make the Most of Them. New York: Bloomberg Press, 2009.

Просмотров работы: 403