Инновации как основа конкурентоспособности предприятий - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Инновации как основа конкурентоспособности предприятий

Гультаева Е.Ю. 1, Тюкалова Е.В. 1
1РАНХиГС
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Основные факторы современной конкуренции обусловлены преимуществами, в основе которых – научно-технические достижения и инновации. К несомненным достоинствам последних, как фактора повышения эффективности и производительности производства продукции и услуг можно отнести следующие.

Во-первых, при переходе от статичной конкуренции к динамичной инновации обеспечивают уникальность конкурентных преимуществ субъекта экономических отношений, как на микро, так и на глобальном уровне.

Во-вторых, использование современных высокоточных технологий является одним из важнейших и необходимых условий высокого качества продукции и услуг.

В-третьих, инновационный процесс не заканчивается на стадии внедрения (первым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением допроектной мощности новой технологии), а продолжается и после нее, по мере распространения новшество совершенствуется, становится максимально эффективным, приобретает ранее неизвестные потребительские свойства. И, наконец, инновационные технологии открывают новые области применения, рынки, и, соответственно, новых потребителей.

В 30-е годы прошлого века австрийский экономист Й. Шумпетер, являющийся основоположником теории инноваций, определил инновацию как любое возможное изменение, происходящее вследствие использования новых или усовершенствованных решений технического, технологического, организационного характера в процессах производства, снабжения, сбыта продукции, послепродажного обслуживания и других сферах деятельности предприятия[5].

С тех пор появилось большое множество определений, трактующих понятие «инноваций» с различных точек зрения. Но все они едины в том, что инновация связана с прогрессивными изменениями, направленными на повышение эффективности производства и лучшее удовлетворение общественных потребностей[3].

Одной из задач государства в наше время является повышение инновационной деятельности предприятий. Этот процесс является одним из важнейших, так как помогают занять прочные лидирующие позиции на рынке среди других компаний.

Как показывает практика между конкурентоспособностью и инновациями существует прямая взаимосвязь. Предприятия внедряющие инновации имеют возможность не только реализовывать продукцию, пользующуюся спросом, но и снижать издержки за счет современных технологий. При прочих равных условиях, предприятие первым внедрившее инновационные разработки будет обладать большими преимуществами по сравнению с конкурентами как перед потенциальными потребителями, та и перед инвесторами [2].

При выборе определенных инноваций предприятия отдают предпочтения тем, которые приемлемы для их производственного процесса, а также являются нестандартными, креативными и в силу этой уникальности обеспечивают высокий экономический эффект от внедрения [4].

Необходимо отметить, что не все инновации касаются именно производственного процесса, некоторые из них изначально представляют конкурентные преимущества, дают возможность занять определенную рыночную нишу или захватить сегмент потребителей, которые ранее были не доступны ни рассматриваемому предприятию, ни их конкурентам. В том случае если конкуренты не способны своевременно отреагировать, то это обеспечить предприятию гарантированный успех и выведет его на новый уровень, обеспечив высокую конкурентоспособность.

Мировой рынок знает множество примеров, когда инновации положительно отражались на положении предприятия среди потенциальных конкурентов. Яркий пример применение инновационной деятельности для повышения конкурентоспособности предприятия - события на рынке мотоциклов в начале 1980-х годов. Когда компания Yamaha предприняла попытку атаковать компанию Honda, та в ответ вместо традиционного снижения цен выбрала инновационную стратегию и за восемнадцать месяцев выпустила на рынок 113 новых моделей мотоциклов, не оставив сопернику никаких шансов на успех.

Таким образом, во всем мире применение инноваций сегодня - это не прихоть, а необходимость выживания, сохранения конкурентоспособности и дальнейшего процветания.


Именно поэтому можно сделать вывод о том, что для того, чтобы инновация обеспечивала ожидаемый эффект, необходимо внедрять ее стратегически правильно, только в этом случае она положительно отразится на повышении конкурентоспособности предприятия. Схематично влияние инноваций на конкурентоспособность представлено на рисунке 1.

 

 

Рис. 1. Взаимосвязь инновационной деятельности и конкурентоспособности предпринимательской структуры [1] 

Из данного рисунка можно сделать вывод, что между инновациями и конкурентоспособностью существует прямая зависимость. Инновации — это прямой путь к конкурентоспособности, так как «последствиями» внедрения инноваций могут быть не только положительный эффект для финансовых результатов деятельности предприятия — это снижение издержек, рост прибыли, но и внешние эффекты — повышение лояльности клиентов, улучшение имиджа, рост инвестиций, выход на новые рынки и т. д.

Наибольшие преимущества получают предприятия, которые выбирают путь финансирования собственных внутрифирменных разработок либо устанавливают контроль над разработками за пределами фирмы (договоры с НИИ, университетами).

Собственные разработки могут финансировать немногие фирмы, причем западный рынок отличается высокой концентрацией затрат фирм на НИОКР. Различаются цели НИОКР. Это могут быть разработка нового продукта, разработка новой технологии или улучшение производимого продукта. Основную долю затрат на НИОКР фирмы тратят на первое направление, но существуют национальные и отраслевые особенности по отдельным целям.

Повышенный интерес к инновациям в настоящее время объясняется просто — именно инновация способна оказать значительный эффект в процессе конкурентной борьбы. Эффект от большинства инновационных проектов в разы превышает эффект, который можно достичь посредством внедрения каких-либо других мероприятий по оптимизации деятельности. На практике предприятие, внедрившее инновации, развивается большими темпами по сравнению с конкурентами, при этом долгое время может не терять лидирующих позиций. Подводя итог данного исследования можно сделать вывод о том, что предприятия, которые формируют стратегическое поведение на основе инновационного подхода, где главной целью является осваивание новых технологий, производство новых товаров и услуг, имеют возможность добиться на рынке лидерского положения, сохранить высокие темпы развития, снизить уровень издержек, достигнуть высокого уровня прибыли. Эффект, полученный от внедрения инноваций, повышает эффективность деятельности предприятия и существенно упрочняет ее конкурентные преимущества на внутреннем и мировом рынках.

Инновационная активность предприятия во многом определяет его текущие и стратегические конкурентные позиции, а, следовательно, и сам факт существования на рынке.

Сегодня разработку и внедрение инноваций осуществляют менее 10% от общего числа российских предприятий, недостаточна также и доля предприятий, осуществляющих инвестиции в приобретение новых знаний и технологий (около 12%). К тому же российские предприятия ориентированы, прежде всего, на заимствования готовых технологий, а не на создание новых.

Список литературы:

Ильенкова С. Д. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / С. Д. Ильенкова. — М.: Юнити, 2003. — 186 с.

Мякотин М. П. Взаимосвязь инновационной деятельности и конкурентоспособности предприятия // Молодой ученый. — 2018. — №23. — С. 332-334.

Сайбель Н. Ю., Симакова Е. И. Влияние инновационных технологий на конкурентоспособность фирмы // Молодой ученый. — 2016. — №30. — С. 264-267.

Чурсин А. А., Соловьев В. П. Влияние инноваций на механизмы управления конкурентоспособностью // Инновации. 2013. — № 3 (173). — С. 54–60.

Шумпетер И. Теория экономического развития: исследования предпринимательской прибыли, капитала, кредита и цикла конъюктуры. – М.: Прогресс, 1982. – 455 с.

Просмотров работы: 1274