Зеленые защитные полосы - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Зеленые защитные полосы

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Историческая справка.

Защитные полосы — это узкие лесные или лесо-садовые посадки, защищающие определенные земельные территории (пески, сколы оврагов, поля) или хозяйственные объекты, населенные пункты, ж/д пути и другие от неблагоприятных явлений: снежных заносов, огня, суховеев и т.д.

В зависимости и от назначения защитные полосы бывают: ветрозащитные, полезащитные полосы, снегозащитные, вдоль объектов ж/д транспорта, вдоль городских улиц и магистралей.

Впервые лесозащитные полосы начали применять вдоль железных дорог.

Снежные заносы представляли собой одно из самых серьёзных бедствий на железных дорогах, в особенности на путях южной части Европейской России, в степной местности. Там из-за сильных ветров, безлесости и снегопадов это превратилось в стихийное бедствие. В 1880 году на участке ОренбургБузулук из-за бурана путь был закрыт в течение 50 дней. С расширением сети железных дорог пришлось всё большее внимание уделять борьбе с заносами. Одновременно с практическими мерами по борьбе со снегом началась научная работа, направленная на выяснение механизма образования снежных заносов.

Первые защитные лесные полосы начали создаваться в России в 1861 году на Московско-Нижегородской железной дороге. Это были посадки ели. К 1900 году протяжённость лесополос из хвойных пород по Российской империи составляла уже 3000 км.

В 1868 году Главным инспектором железных дорог бароном Дельвигом был издан циркуляр, в котором перечислялись способы борьбы со снегом. Среди прочих упоминалось и насаждение деревьев.

При строительстве железнодорожных магистралей на юге страны, где плохо приживаются хвойные породы, высаживались лиственные породы деревьев, а также кустарники. Одесский специалист по разведению лесов М. К. Срединский предложил проект «Устройство древесных насаждений на Южных железных дорогах», который начал реализовываться с весны 1877 года на Курско-Харьковско-Азовской железной дороге под руководством автора и продолжался десять лет. В результате сильные снежные метели 1888 года, в отличие от 1876, перерывов в движении не вызвали. Уже к 1896 году общая протяжённость лесных полос из лиственных пород составляла 3170 км, а площадь посадок 2536 га.

Также применялись различные защитные мероприятия для защиты от заносов песками, в том числе и лесонасаждения, при строительстве Астраханской линии Рязано-Уральской железной дороги (начиная с 1909 года).

Было установлено, что защитные лесные полосы являются наиболее надёжным и эффективным средством ограждения железных дорог от снежных заносов. Однако вдоль железных дорог полосы отчуждения были неширокими, в условиях частной собственности на землю расширить их было затруднительно, что в свою очередь не позволяло сделать широкие защитные полосы. Узкие полосы не могли обеспечить высокую эффективность защиты.

За рубежом железнодорожные защитные лесонасаждения начали применять значительно позднее. В 1900 году в Париже прошёл международный железнодорожный конгресс. На основании доклада русского инженера Сергея Демьяновича Карейши «Борьба со снегом на русских железных дорогах» всем странам было рекомендовано создавать лесные полосы для предупреждения снежных заносов.

После 1917 года появилась возможность расширения лесозащитных полос вдоль железнодорожных линий. С 1921 года на железных дорогах создавались питомники для выращивания посадочного материала.

В 1940 году в структуре МПС СССР были организованы подразделения, которые должны были заниматься вопросами защитных лесонасаждений.

К 1950 году общая площадь защитных лесонасаждений вдоль железных дорог превысила 100 тысяч га, протяжённость более 27 тысяч км.

В эти же года появилась проблема с получением высокого урожая зерновых культур и овощей. Поволжье и Юг России регулярно подвергались засухе, пыльным бурям, которые буквально в течении нескольких часов уничтожали на сотнях тысяч гектаров посевы и в некоторых местах срывали весь пахотный горизонт. Это явление вызвало неурожаи в 1929-1931 годах и стало одной из причин голода на Украине, Кубани, в Поволжье и Казахстане. В связи с этим было принято постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 20.10.1948 № 3960 «О плане полезащитных лесонасаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоёмов для обеспечения высоких и устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах европейской части СССР». Но план не имел прецендентов в мировом опыте по масштабам. В соответсвии с этим планом предстояло посадить лесные полосы, чтобы преградить дорогу суховеям.

Согласно плану началось грандиозное наступление на засуху путём посадки лесозащитных насаждений, строительства прудов и других нововведений направленных на успешное ведение работ в сельском хозяйстве. Сталинский план преобразования природы появился в результате двадцатилетней работы в астраханской полупустыне, где практически на голом месте в 1928 г. учёные и лесоводы своими руками посадили первые гектары молодых деревьев. Для внедрения плана в действие работниками лесхозов было заготовлено шесть тысяч тонн семян древесных и кустарниковых пород. Учёными были разработаны составы лесополос. В них входили такие деревья как липа, ясень, дуб, клён татарский, жёлтая акация и другие. Для привлечения птиц в лесополосы предполагалось высаживать малину и смородину. По плану созданного института «Агролеспроект» лесом покрылись четыре крупных водораздела бассейнов Днепра, Дона, Волги, Урала, европейского юга России.

Уже в первые годы осуществления этого плана было посажено 2280 гектаров защитных деревьев. В результате была достигнута стабилизация степных биоценозов. Одновременно на полях колхозов и совхозов вводились травопольные севообороты, чем обеспечивалось восстановление плодородия почв. Как показал опыт, эффект воздействия только посадки лесных полос на урожайность охраняемых ими полей достигал невиданных прежде результатов. Так, урожайность зерновых культур увеличивалась на 25-30%, овощных — на 50-75% и по травам в 2-3 раза.

Основные виды конструкций и функции зеленых защитных полос.

У защитных полос большую роль играет конструкция насаждения, она влияет на скорость ветра, отложение снега, влажность почвы и другое.

Продуваемая конструкция насаждения применяется обычно в районах с холодными снежными зимами и большими снегопереносами. В ней крупные просветы между стволамисоставляют более 60 % площади стволов, в кронах — до 10 %.

Ажурная конструкция, как правило, используется в сухостепных районах с непостоянным снеговым покровом и пыльными бурями, а также на орошаемых и осушаемых землях, здесь имеются просветы по всему профилю — 15—35 %.

Плотная конструкция подходит для защиты животноводческих ферм, жилых строений, дорог, каналов и т. п., у неё просвет по продольному профилю составляют не более 10 %.

Для каждой зоны оптимальным является свой состав деревьев и кустарников, Например, среди деревьев, рекомендованных для Центральночернозёмной зоны в качестве лесообразующей породы, есть берёза повислая, дуб черешчатый, лиственница сибирская, сосна обыкновенная, тополь бальзамический, берлинский и китайский; сопутствующей — вяз обыкновенный, груша лесная, клён остролистный, липа мелколистная, рябина обыкновенная, яблоня лесная; кустарники — бузина красная, боярышник, ирга, кизил, облепиха.

В последние годы зеленые насаждения все чаще используются с целью улучшения самих условий пребывания человека в городской среде.

Зеленые насаждения на улицах могут выполнять следующие функции:

защитные — находясь между тротуаром и транспортным потоком, обеспечивают безопасность пешеходов, защищают от перегрева солнечными лучами и чрезмерного шума;

гигиенические — сокращают поступление пыли, газов, улучшают микроклимат;

психологического воздействия — цветом, формой, запахом сглаживают впечатления от безликих нагромождений железобетонных объемов. В различные времена года вносят не только разнообразие в оформление городской среды, но и напоминают о самом присутствии природы;

оптического воздействия — вносят в современную застройку утерянный человеческий масштаб. Расчленяют однообразную протяженность города;

ориентации в условиях смежного пространственного переплетения улиц и площадей. Отдельные деревья, их группы или рядовые посадки становятся ориентирами.

Классификация видов озеленения автомобильных дорог.

К защитному озеленению относят:

противоэрозионное озеленение

Противоэрозионное озеленение применяют для защиты дорог от разрушительного воздействия стока атмосферных осадков и дефляционных ветров. Эрозии подвержены в основном незащищенных грунтовые поверхности обочин, откосов и водоотводных канав. Особенно низкая противоэрозионная устойчивость характерна для таких грунтов как: мелкозернистые пылеватые пески, пьглеватые суглинки и глины, лессы и лессовидные суглинки, мергелистые грунты с большим содержанием глинистых частиц.

Прилегающие к дорогам дефлируемые участки песков без предупредительных мероприятий могут привести к заносам проезжей части.

Одной из эффективных мер противоэрозионной защиты грунтовых поверхностей является создание на них растительного покрова из трав с развитой корневой системой, которая проникает на глубину 20 см и более и в результате образует плотный и прочный дерновой слой.

снегозащитное озеленение

Снегозащитное озеленение создают для защиты дорожного полотна от снежных заносов. Этот вид озеленения применяют в виде одной или нескольких полос, а при небольших объемах снегоприноса - в виде живых изгородей из ели или кустарников.

Снегозащитная лесная полоса состоит из нескольких рядов деревьев и кустарниковой опушки, расположенной с полевой стороны. Живая изгородь представляет собой густую двухрядную посадку деревьев или кустарников, которой путем систематической стрижки придают определенную высоту, плотность и форму.

По своему действию снегозащитные посадки представляют собой объемную преграду, внутри и вблизи которой снижается скорость ветра и происходит отложение снега.

Конструкция полосы определяется типовой схемой снегозащитных насаждений (рис.1), на основе которой выбирается рабочая схема полос для каждого конкретного случая. Рабочую схему составляет проектная организация, она определяется состав древесно-кустарнковых пород, их размещение по рядам, а также кол-во рядов, ширину междурядий и размещение растений в рядах.

Рис.1 [1]

пескозащитное озеленение

Пескозащитное озеленение служит для защиты автомобильных дорог от песчаных заносов и включает создание древесно-кустарниковых насаждений (по схемам, аналогичным снегозащитным), а также закрепление прилегающих к дороге песков посевом трав.

Пески закрепляют растительностью: по обе стороны дороги, если ось совпадает с направлением движения песков или составляет с ним угол меньше 30°; только с наветренной стороны дороги, если пески имеют явно выраженное наступательное движение, направленное под углом большем 30° к оси дороги, и заносы с противоположной стороны невозможны.

При закреплении песков растительностью вспомогательными средствами, приостанавливающими движение песков на период прорастания семян и укрепления корневой системы растений, служат механические защиты, разлив вяжущих материалов или другие способы фиксации поверхности песков.

шумо-газо-пылезащитное озеленение

Шумо-газо-пылезащитное озеленение создают на участках дорог, проходящих через населенные пункты или вблизи них, рядом с территориями курортных зон, лечебных заведений, заповедников, заказников, национальных парков, а также через угодья, предназначенные для выращивания ценных сельскохозяйственных культур и др. Такой вид озеленения представляет собой плотную многорядную посадку специально-подобранных древесно-кустарниковых пород и является эффективным препятствием на пути распространения шума, выхлопных газов и скапливающейся на дорожном покрытии пыли (рис.2).

Рис.2 [1]

Декоративное озеленение преследует цель усиления связи автомобильной дороги с окружающей природой. Оно включает в себя не только посадку новых деревьев и кустарников, но и сохранение на придорожной полосе существующей растительности, дополнение ее новыми посадками, органически в соответствующее окружающему ландшафту или маскирующие непривлекательные места.

Вместе с тем декоративные посадки применяют и для обеспечения безопасности движения: обозначение трассы дороги на большом расстоянии, особенно за пределами фактической видимости поверхности проезжей части; предупреждение водителей о примыканиях и перекрестках; защита от бокового ветра и др.

Требования к декоративному озеленению.

Зеленые насаждения на городских улицах могут быть в виде рядовых посадок, полос кустарников и живых изгородей, групп деревьев и кустарников, разделительных полос газонов, технических коридоров, инженерных коммуникаций в виде газонов, зеленых островков регулирования движения транспорта и пешеходов, «островков безопасности» и т. д. (рис.3)

Рис.3

На выбор типа озеленения конкретной улицы влияют следующие параметры: климатические условия, система озеленения района, интенсивность движения транспорта и его виды, интенсивность пешеходного движения, ширина улицы, назначение зданий, необходимость затенения тротуаров и зданий.

Рекомендуемый ассортимент для создания защитных насаждений вдоль дорог (ОДМ 218.011-98. Методические рекомендации по озеленению автомобильных дорог).:

шиповник

жимолость татарская

спирея рябинолистная и средняя

карагана древовидная

клен татарский

облепиха

сирень обыкнвоенная

ирга круглолистная

вяз приземистый

дуб черешчатый

ива белая

лиственница сибирская

сосна обыкновенная

тополь канадский и бальзамический

В зависимости от принятого поперечного профиля улицы уровень озелененности нетто (в красных линиях) на отрезках между перекрестками принимается следующий: жилые улицы 52—55 %, магистрали районного значения 29—43 %, магистрали общегородского значения 24—45 %, скоростные дороги 50—56 %.

Минимальная ширина зеленой полосы при посадке одного ряда деревьев между проезжей частью и тротуаром принимается 3 м, при двух рядах — 5 м. При посадке кустарников ширина зеленой полосы принимается при одном ряде не менее 0,8 м, при двух рядах — не менее 1,5 м. (СНиП II-К.3-62 Улицы, дороги и площади населенных мест. Нормы проектирования.)

Наиболее распространенный способ озеленения улиц — рядовые посадки деревьев одного вида (в регулярном стиле)(рис.4). Прием предусматривает строго определенное размещение деревьев, кустарников или групп однообразного построения по прямым или правильным кривым линиям. Данная посадка применяется на участках дорог, проходящих в равнинной местности, или при оформлении особо ответственных дорог, подъездов к городам или населенным пунктам, в населенных пунктах.

Рис.4 [1]

Рядовые посадки вдоль улицы могут быть между проезжей частью и тротуаром, в один, два или несколько рядов с кустарником и без него, нередко их дополняют рядовыми посадками между тротуаром и застройкой. Возможны и другие сочетания.

К зеленым разделительным полосам относятся насаждения вдоль магистралей и улиц, отделяющие пешеходные пути от проезжей части с интенсивным транспортным движением или разграничивающие разные направления движения транспорта. На разделительной полосе существуют только поперечные проходы. При интенсивном движении для лучшей защиты пешеходов от пыли и выхлопных газов транспорта целесообразно высаживать с каждой стороны проезжей части по два ряда деревьев и живую изгородь из кустарников. В этом случае ширина полосы принимается не менее 6 м. На полосах шириной свыше 7,5 м вдоль проезжей части обязательна однорядная посадка деревьев, а остальная территория может быть озеленена группами деревьев в сочетании с кустарниками, различными по породам, размерам, характеристикам крон. Иногда на газонах устраивают цветники.

На магистралях общегородского значения создают защитные зеленые полосы шириной не менее 25 м с плотными многоярусными насаждениями из нескольких рядов деревьев и кустарников.

Ландшафтно-групповой (свободный) прием — предусатривает свободное размещение деревьев и кустарников в виде отдельных элементов и групп различного размера (рис.5). Расстояние между группами может быть разное. Такой прием применяют на участках дорог с холмистым или волнистым рельефом. Прием следует использовать для зрительного ориентирования водителя.

Рис.5 [1]

При проведении работ по озеленению городских улиц следует иметь в виду, что в первую очередь производят посадки на улицах с наибольшей интенсивностью движения транспорта и пешеходов, а также на улицах, примыкающих к промышленным предприятиям. Деревья и кустарники, размещенные на перекрестках, поворотах и у пешеходных переходов, не должны мешать пешеходам и водителям видеть дорогу и движущийся транспорт, заслонять светофоры и указатели. Опоры фонарей наружного освещения, а также мачты крепления проводов трамваев и троллейбусов могут размещаться в полосе кустарников. Возраст высаживаемых на улицы деревьев должен быть не менее 10 лет, а кустарников — 4—5 лет.

Самое серьезное внимание при озеленении городских улиц должно уделяться эксплуатации насаждений. Деревья и кустарники необходимо защитить от механических повреждений (особенно при уборке снега), не использовать для удаления снега соль, другие химикаты, способные нанести ущерб растениям; следить, чтобы не вытаптывались приствольные круги, не ставились на газоны автомобили; регулярно поливать, рыхлить и периодически заменять верхний почвенный слой под кроной деревьев.

Заключение.

В заключении можно сказать, что необходимо:

озеленять все городские улицы, магистрали и шоссе,

междугородние трассы,

административные, жилые здания и здания детских учреждений,

так как озеленение улиц на прямую влияет на экологию: деревья забирают на себя дорожную пыль, очищают воздух от вредных загрязнений и несут защитную функцию от природно-климатических явлений. На городских улицах необходимо защищать деревья от механических повреждений, путем устройства заборов, приствольных кругов и необходимо соблюдать расстояния посадок деревьев и кустарников от дорожного полотна. Необходимо своевременно проводить мероприятия по уходу за деревья, для сохранения зеленых полос.

Список литературы.

ОДМ 218.011-98. Методические рекомендации по озеленению автомобильных дорог

СНиП II-К.3-62 Улицы, дороги и площади населенных мест. Нормы проектирования

Защитные государственные лесные полосы [Электронный ресурс] / Режим доступа:https://ru.wikipedia.

Ландшафтная архитектура и зеленое пространство [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://landscape.totalarch.com

Просмотров работы: 34