ФИНАНСИРОВАНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ФИНАНСИРОВАНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Лебедева Д.С. 1, Василенко М.А. 2
1ФГБОУ ВО Кубанский государственный университет
2ФГБОУ ВО Ростовский государственный медицинский университет Минздрава России
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На протяжении длительного времени высшее образование в РФ финансировалось за счет федерального бюджета, так как оно выступало как общегосударственная задача. Позже произошло снижение доли государственного финансирования до 70-75% [1]. Вследствие усиления коммерциализации деятельности государственных высших учебных заведений увеличилась доля внебюджетных средств, в основном за счет предоставления платных образовательных услуг, что составляет 2/3 от общей суммы текущих расходов [2]. Государственные вузы могут получать внебюджетные средства также путем сдачи в аренду помещений здания вуза, курсов повышения квалификации или переподготовки, а также благодаря реализации научных разработок на договорной основе. Ведение вузами коммерческой деятельности поспособствовало увеличению количества коммерческих вузов в стране. Уменьшение количества бюджетных мест государством послужило стимулом учебным учреждениям для приема студентов на платной основе.

Увеличение доли коммерческого обучения привело к следующим проблемам:

Снижение качества высшего образования. О нем можно судить по оценкам различных экспертных организаций. Так, по индексу уровня образования (Education Index) Россия занимает 49-е место из 188-ми, по данным U21Rankings of National Higher Education Systems 2016 Россия заняла в рейтинге 34-е место из 50-ти, в рейтинге стран мира по уровню расходов на образование Россия заняла 98-е место из 153 стран, участвовавших в исследовании [3]. Эти цифры указывают на довольно низкий уровень качества высшего образования РФ наряду с другими странами мира. Также как показывает практика, выпускники вузов не готовы эффективно включиться в работу после окончания обучения, т.к. не имеют достаточных знаний и навыков.

Невозможность получения высшего образования детям из семей с небольшим доходом в виду высокой стоимости обучения. Министерство образования и науки предлагает решить данную проблему с помощью возобновления с 1 августа 2019 г. образовательного кредита на обучение в соответствии с Постановлением от 26 февраля 2018 г. N 197 «Об утверждении правил предоставления государственной поддержки образовательного кредитования». Образовательный кредит – денежные средства в валюте Российской Федерации, предоставляемые заемщику банком и иной кредитной организацией с целью оплаты стоимости или части стоимости получаемых образовательных услуг в текущем учебном году или последующих периодах обучения по основным профессиональным образовательным программам, которые оказывает заемщику образовательная организация, на основании договора об образовании, заключаемого при приеме на обучение за счет средств физического лица [4].

Низкий уровень оплаты труда преподавателей. Следует увеличить оклад профессорско-преподавательского состав. В противном случае, ученым и преподавателям приходится «выживать», стараясь увеличить свой доход путем преподавания нескольких дисциплин в разных вузах, что качественно сделать может не каждый преподаватель. Из этой проблемы есть вероятность вытекания проблемы коррупционной деятельности в вузах.

Низкий уровень финансового поощрения студентов. Финансирование образования также затрагивает и студентов. При распределении бюджетных средств в государственных вузах существует статья о льготах и стипендиях. Сумма этих поощрений давно уже является очень незначительной, учитывая «дороговизну» современной жизни. Из-за этого молодым людям приходится устраиваться на работу, что негативно сказывается на получении образования [5].

Финансирование системы отечественного высшего образования в претерпело множественные изменения с позитивными и негативными последствиями. Для повышения эффективности высшего образования государству в первую очередь необходимо рассчитать потребность в специалистах разных направлений; ужесточить требования для поступления в вуз студентов на коммерческой основе, что предотвратит выпуск неквалифицированных специалистов; обеспечить студентов рабочими местами после окончания обучения в вузе. Такой комплексный подход к планированию и финансированию образования будет способствовать повышению уровня и качества высшего профессионального образования.

Литература

Калашникова О.В. Финансирование высшего образования в условиях перехода к инновационной экономике: автореф. дис. … канд. эконом. наук. – Иваново. – 2011. – С. 11.

Аветисян И.А. Проблемы финансирования высшего образования в современной России / И.А. Аветисян // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2013. – № 1(25). – С. 108-122.

Капранова Л.Д. Финансирование высшего образования: основные тенденции / Л.Д. Капранова // Вестник академии. – 2017. – № 1. – С. 69-75.

Постановление Правительства РФ от 26.02.2018 N 197 (ред. от 07.03.2019) "Об утверждении Правил предоставления государственной поддержки образовательного кредитования". База данных: Консультант Плюс. (Дата обращения: 12.01.2020)

Толочко И.Г. Финансирование в сфере высшего образования: основные проблемы / И.Г. Толочко // Молодой ученый. – 2014. – №19. – С. 371-374.

Просмотров работы: 51