Учет социально-психологических особенностей детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Учет социально-психологических особенностей детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей

Махмутова А.Д. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Дети-сироты — это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Дети, оставшиеся без попечения родителей — это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.

В сфере социальной защиты детства ключевой проблемой стало сиротство. Не случайно семейная и демографическая политика, защита прав детей объявлены одними из стратегических приоритетов государственной политики. Несмотря на ряд позитивных тенденций, который стал заметен в последние годы, ситуация с сиротством продолжает оставаться крайне сложной, о чем свидетельствуют статистические данные.

Общее количество детей,оставшихся без попечения родителей, выявляемых в течение года, ежегодно сокращается. В Федеральном банке данных о детях-сиротах и детях, оставшихся в России без попечения родителей, на конец 2017 года на учете находились сведения о 73 тысячах детях-сиротах, по состоянию на 1 сентября 2018 года в детских домах числилось 47,8 тысяч ребят. За последние десять лет число сирот уменьшилось на 67,8 тысяч. Еще 5 лет назад в банке сирот было в 1,5 раза больше детей-68,8 тысяч, а 10 лет назад-115,6 тысяч. Такие результаты стали возможны по целому ряду причин. В частности, в России почти в два раза увеличилось количество кандидатов в усыновители и приемные родители. Данную проблематику регламентируют Федеральный закон РФ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» № 44 - ФЗ от 16 апреля 2001 г.,устанавливающий порядок формирования и использования государственного банка данных о детях сиротах, Федеральный закон от 24.04.2008г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»,Федеральный закон от 24.04.1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Социальная защита детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - одна из важнейших задач государства и общества. Рост социального сиротства, детской безнадзорности так же как демографическая катастрофа (число несовершеннолетних в Российской Федерации убывает ежегодно на миллион), имеют в основе своей общий кризис семьи. Небывалый духовный, экономический, политический, социальный кризис, потрясший Россию, привел к увеличению числа семей с тем или иным уровнем социальной, психологической или структурной дезорганизации. Резкое падение жизненного уровня населения впервые вызвало такое явление как отказ от ребенка в связи с отсутствием возможности его прокормить. Кризисные явления в российском обществе подтолкнули рост преступности, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний, расширив истоки детского неблагополучия [9].

Семья является наиболее благоприятной средой для развития здоровой личности, поскольку обладает превосходством в социализации индивида благодаря особой психологической и эмоциональной атмосфере любви и уважения, поддержки и понимания. Следовательно,семья приобщает ребёнка к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным эталонам. Поэтому современная государственная политика нашей страны в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, характеризуется устойчивой тенденцией к развитию семейных форм устройства детей (опека и попечительство, усыновление, приемные и патронатные семьи и т.д.)[5].

Однако решение проблемы сиротства зависит не только от государства. Чтобы справиться с социальной бедой, ее должно понимать,разделять и стремиться помочь все общество.

В современной социально-педагогической науке разработаны многие теоретические концепции, которые могут быть положены в основу исследования данной проблемы. Общие закономерности психического и личностного развития детей и подростков, воспитывающихся в детских закрытых учреждениях, отражены в трудах И.А.Залысиной, А.И.Захарова, Э.А.Минковой, В.С.Мухиной, Л.Я.Олиференко, А.М.Прихожан, Е.О.Смирновой, Е.А.Стреблевой, Н.Н.Толстых, Н.Г.Травниковой, Т.А.Шиловой, Т.И.Шульги и др.

Значимыми для нашего исследования являются также работы зарубежных авторов (М.Айнсворза, Дж.Боулби, Й.Лангмайера, З.Матейчика, К.Прингля, А.Фрейд и других), которые изучили характер ранней депривации, отсутствия контакта с матерью и взрослыми на этапе взросления развивающейся личности. Существенное значение для определения основных позиций нашего исследования имели работы, которые посвящены вопросам подготовки детей к семейной жизни (А.Н.Ганичева, И.А.Горчакова, О.Л.Зверева, Т.А.Куликова, А.М.Прихожан), различным аспектам социального сиротства (Л.А.Байбородова, И.Ф.Дементьева, И.В.Дубровина, Г.М.Иващенко, М.М.Плоткин, Е.Е.Чепурных).

Однако следует отметить, что в настоящее время социально-педагогическая наука и практика нуждаются в более глубоком и детальном исследовании подготовки детей-сирот к будущей семейной жизни.

Учет особенностей психического развития детей, воспитывающихся вне семьи, без попечения родителей (в домах ребёнка, детских домах и интернатах) является важным фактором в социальной работе. И.В. Дубровина и М.И. Лисина изучали особенности общения детей со взрослыми и сверстниками. Они учитывали, что различие в воспитании детей в семье и вне семьи связаны, прежде всего, и больше всего с разницей в их общении с окружающими людьми.  Темп развития детей,воспитывающихся вне семьи немного замедлен по сравнению с детьми, воспитывающимися в семье. Их развитие и здоровье имеют ряд негативных особенностей, которые отмечаются на всех этапах – от младенчества до подросткового возраста и дальше. Для воспитанников закрытых детских учреждений каждой возрастной ступени характерны специфические и различные комплексы психологических черт, которые отличают их от ровесников, растущих в семье. Специфика развития детей, которые воспитываются в закрытых детских учреждениях, свидетельствует о том, что многие свойства и качества их познавательной сферы и личности сохраняются на протяжении всего рассмотренного возрастного периода, обнаруживая себя в той или иной форме. К ним можно отнести такие особенности внутренней позиции как: слабая ориентированность на будущее, эмоциональную уплощенность, упрощенное и обеднённое содержание образа Я, сниженное отношение к себе, несформированность избирательности (пристрастности) в отношении к взрослым, сверстникам и предметному миру, импульсивность, неосознанность и несамостоятельность поведения, ситуативность мышления и поведения и многое другое. Психологические особенности детей, воспитывающихся в детском доме, доме ребёнка и интернате, и особенности их коммуникативной деятельности взаимосвязаны. Развитие общения у детей в большей степени обусловлено тем, как его организует и осуществляет взрослый. Взаимодействие со взрослым должно обеспечить ребёнку становление соответствующих его возрасту форм общения, его содержание. Лишенные попечения родителей, они, как правило, имеют потребность в общении, и потому при благоприятных условиях возможна сравнительно быстрая коррекция их развития.

Сравнение детей из семей и детей из учреждений интернатного типа почти всегда показывает, что развитие последних в области интеллекта, чувств и характера уступает развитию детей, воспитывавшихся в семье [8].

Ребята, которые воспитываются в учреждениях с самого рождения,претерпевают нарушения в развитии гораздо чаще и в большей степени,в отличие от детей, которые поступают в учреждения интернатного  типа лишь в школьном возрасте. Это происходит потому, что детство является периодом, в течение которого закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные, нравственные ориентации, жизнеспособность, целеустремленность. Эти духовные качества не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, заботы, когда семья создает у ребенка потребность быть признанным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление многому научиться. Вне семьи развитие ребенка идет по особенному пути с формированием своеобразных черт личности, которые проявляются в особых психоэмоциональных комплексах (незащищенность, импульсивность, низкая эмпатия и др.).

И.В. Климова, Л.Н. Водопьянова и Н.И. Салькова выделяют следующие отличительные особенности детей из закрытых детских учреждениях: повышенная агрессивность, сверхчувствительность, капризность, упрямство,

враждебность, нетерпеливость, часто проявляющиеся невротические тенденции, трудность в общении, признаки психического напряжения. Разбалансировка психоэмоционального состояния у мальчиков проявляется в капризности, завистливости, повышенном уровне самооценки, недоверчивости и чувстве незащищенности. У девочек зачастую наблюдаются чувство неполноценности, затруднения в общении, боязливость, тревожность, очень высокий уровень психического напряжения.

Кратко формулируя социально-психологические особенности детей, оставшихся без попечения родителей, можно сделать следующие выводы:
1.Недостаточное умственное развитие ребенка может заключаться и выражаться в ослаблении либо в несформированности, неразвитости познавательных процессов, неустойчивости внимания, слабой памяти, слабо развитого мышления (наглядно-образного, абстрактно-логического, вербального и др.), низкой эрудиции и т.д. Причинами низкого интеллектуального развития могут быть различны: от нарушения нормальной работы мозга, до отсутствия нормальной образовательно-воспитательной среды (педагогическая запущенность). Отсутствие должного внимания к интеллектуальному развитию ребенка может привести к серьезному отставанию в учебе.

2.Совместная игровая деятельность и общение детей со сверстниками. В процессе игр дети менее внимательны к действиям и состояниям партнера, часто вовсе не замечают обиды, игнорируют просьбы и даже слез сверстника. Находясь рядом, играют порознь. Или же все играют со всеми, но совместные игры носят, в основном, процессуальный характер; во время игр отсутствуют ролевые взаимодействия; даже включаясь в какой-либо общий сюжет, дети действуют от себя, а не от лица ролевого персонажа. По совершаемым действиям такая деятельность очень напоминает ролевую игру, но по субъективному, психологическому содержанию существенно отличается от нее. Контакты в игре сводятся к конкретным обращениям и замечаниям по поводу действий сверстника (дай, смотри, подвинься и т.д.).

3.Проблема половой идентификации воспитанников интернатных учреждений. Стереотипы женского и мужского поведения входят в самосознание через опыт общения и идентификацию с представителями своего пола. В детских домах дети отделены от этих ориентаций. Дошкольники уже хорошо знают о своей принадлежности к полу, стремятся утвердить себя как мальчика или девочку, в этом они мало отличаются от детей, воспитывающихся в семье. Однако качественно половая идентификация имеет существенные отличия. Если дети в семье идентифицируются с их родителями, с близкими родственниками и со сверстниками, то дети-сироты и дети,оставшиеся без попечения родителей идентифицируются, прежде всего, со своими сверстниками, т.е. мальчиками и девочками из группы.

4.Проблемы нравственного развития личности воспитанников. Проблемы нравственного развития начинаются с младшего школьного возраста и проявляются чаще всего в кражах, безответственности, подавлении и оскорблении более слабых, в снижении эмпатии, способности к сочувствию, сопереживанию и, в целом, в недостаточном понимании или непринятии моральных норм, правил и ограничений.

5.Социализация детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей. Под трудностью социализации специалисты подразумевают комплекс затруднений ребенка при овладении той или иной социальной ролью. Осваивая данные роли, человек социализируется, становится личностью. Отсутствие нормальных контактов для ребенка (семья, друзья, соседи и т.п.) приводит к тому, что образ роли создается на базе противоречивой информации, которую ребенок из различных источников.

6.Проблемы эмоционально-волевого развития воспитанников. Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности воспитанников детских домов отмечаются всеми исследователями в эмоционально-волевой сфере: в нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности, целеустремленности, недостаточном развитии самостоятельности («силы личности»), неадекватной самооценке. Нарушения подобного рода проявляются чаще всего в повышенной тревожности, эмоциональной напряженности, психическом утомлении, эмоциональном стрессе. Несмотря на наличие некоторых общих особенностей, характеризующих психическое развитие детей-сирот, следует иметь в виду, что в качестве субъекта психолого-педагогического сопровождения они представляют собой достаточно условную группу, внутренне дифференцированную. По существу, единственной причиной, которая позволяет объединить воспитанников детских домов, является депривационный синдром. Чехословацкие психологи Й. Лангмейер и З. Матейчек [8]  ввели понятие психических лишений или психической депривации, которые  определяются  как психическое состояние, возникающие в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение продолжительного времени. При этом, каждый ребенок имеет свою индивидуальную историю сиротства, свой опыт отношений со взрослыми, свой особый характер личностного развития, который не во всех случаях может быть квалифицирован, как отставание или задержка психического развития. В силу этих обстоятельств, психолого-педагогическое сопровождение психического развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, может носить только индивидуальный характер. Также большое влияние на личность ребенка оказывает тот факт, что он развивается в условиях депривации. Общим признаком является утрата свойственных детям жизнерадостности, оптимистического мироощущения. Психологам и социальным работникам важно не забывать о доминирующей в обществе установке на воспитание послушного ребенка (это касается иногда семьи и незакрытых учебных и воспитательных учреждений в не меньшей степени, чем заведений интернатного типа), при этом очень редко присутствует установка на воспитание счастливого ребенка.

Учитывая всё вышеизложенное, хочется отметить, что специалистам по социальной работе и педагогам, работающим с детьми в условиях детского дома, следует учитывать не только главные возрастные и личностные особенности, условия социальной среды воспитанников, но и основные психологические новообразования детей в определённом возрасте. Однако при этом необходимо помнить, что, как бы ни были разнообразны и благоприятны условия, все же основным источником психического развития ребенка и носителем человеческих отношений, ценностей и способностей является семья. И ничто не может заменить ребенку внимания и доброго отношения членов семьи.

Список использованных источников

Бурменская, Г.В. / Возрастно-психологический поход к консультированию детей и подростков. - М., 2008.

Зверева, О.Л. Актуальные проблемы семейного воспитания: магистерская программа «Педагогика дошкольного детства» / О.Л. Зверева. - Москва : МПГУ, 2015. – 40 с.

Зубкова, Т. С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений/ Т. С. Зубкова, Н. В.Тимошина. -2-е изд., стер. - М.: издательский центр “Академия”, 2014. - 224 с.

Добреньков, В.И. Фундаментальная социология в 15 томах.Т.10: Гендер.Семья.Брак./ В.И.Добреньков, А.И.Кравченко.-Москва: ИНФРА-М,2006.-1094 C.

Дубровина И. В., Лисина М. И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей.—М., 1982.

Лангмейер Й., Матейчик З. /Психическая депривация в детском возрасте.- Прага, 1984.

Фурманов, И.А., Фурманова, Н.В. Психология депривированного ребенка. Пособие для психологов и педагогов / И.А. Фурманов, Н.В. Фурманова. - М.: Владос, 2009. - 357 с.

Шульга, Т.И., Татаренко, Д.Д. Психологические особенности подростков-сирот, не имеющих опыта социализации в семье // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. Том 5. № 2. С. 203–213.

http://www.usynovite.ru/statistics/2014/ -Интернет-проект Министерства образования и науки РФ: «Усыновление в России». Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей.

Просмотров работы: 77