Приступая к обсуждению заявленной темы, следует отметить перманентную актуальность использования подвижных игр, как в процессе физического воспитания детей, так и в процессе их специализированной тренировки. Мы задались целью осуществить подбор дидактических игр, которые соответствуют целям и задачам уроков физического воспитания (с изучением материала легкой атлетики) и тренировочного процесса по легкой атлетике, в том числе для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (ОДА), а именно - с детским церебральным параличом (ДЦП).
Сначала был осуществлен анализ известных дидактических игр на предмет их соответствия содержанию легкоатлетических занятий и тренировок. Были рассмотрены такие игры, как «Пройти ворота», «Повторяй за мной», «Радуга», «Змейка», «Услышь свое имя», «Кенгуру», «Гуси», «Осьминог», «Чья команда победит», «Эстафета», «Змейка», «Передайка», «Пятнашки», «Переверни цаплю», «Салки». С нашей точки зрения, наиболее соответствующими предмету исследования являются игры «Чья команда победит», «Осьминог» и «Повторяй за мной». Кроме того, мы ранжировали эти игры по сложности («Чья команда победит» – легкая; «Осьминог» –средняя сложность; «Повторяй за мной» – сложная). Далее была разработана шкала экспертной оценки освоения игр.
0 |
1 |
2 |
3 |
|
Усложнение заданий (оценка игр по сложности) |
-не справился с самой легкой по сложности игрой/ упражнением |
-выполнил самую легкую игру/упражнение |
-выполнил среднюю по сложности игру/упражнение |
-выполнил самую сложную игру/ упражнение |
Помощь (в выполнении заданий) |
-преподаватель помогал в игре легкой по сложности |
-преподаватель помог в средней по сложности игре |
-преподаватель помог в игре сложной |
-преподаватель не помогал |
Концентрация внимания |
-не концентрировал вниманиена играх |
-отвлекался и не понял правила легкой по сложности игры |
-отвлекался, но внимательно слушал и понял правила средней по сложности игры |
-внимательно слушал правила и понял сложную игру |
Правильность выполнения |
-не повторил упражнения |
-повторил неправильно 3-5 упражнения |
-повторил неправильно более 1-2упражнений |
-повторил все упражнения верно |
Память (запоминание каких-либо упражнений) по количеству упражнений |
- не запомнил правила игры - не запомнил упражнение |
-правила игры повторялись не однократно -запомнил менее 1-2 упражнений |
-запомнил правила игры -запомнил более 3-5 упражнений |
-запомнил все правила игры -запомнил более 5 упражнений |
Способность самому придумать упражнение |
-не придумал упражнения |
- задумывался над придумыванием упражнения -придумал 1-2 упражнения |
-не задумывался придумать упражнения -придумал 3-5 упражнений |
-придумал больше 5 упражнений |
Таким образом, мы провели подготовительную работу к следующему этапу исследования, на котором предполагается изучение освоения данных игр у детей с нарушениями ОДА. Параллельно предполагается применить отобранные игры в тренировочном процессе легкоатлетов в возрасте 9 – 10 лет. Не смотря на предполагаемое очевидное преимущество детей без нарушений, эта информация позволит выполнить полноценное изучение внедрения дидактических игр в тренировочный и образовательный процессы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Левченко И. Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с.
Немкова С. А. Детский церебральный паралич: диагностика и коррекция когнитивных нарушений: учеб.-метод, пособие / М-во здравоохранения и соц. развития Российской Федерации, Науч. центр здоровья детей РАМН, Российский нац. исслед. мед. ун-т им. Н.И. Пирогова; — М.: Союз педиатров России, 2012. — 60 с.
Ненси Р. Финни Ребенок с церебральным параличом. Помощь, уход, развитие. Книга для родителей / Ненси Р. Финни. – Теревинф, 2009. – 234 с.
Семенова К. А. Лечение двигательных расстройств при детских церебральных параличах / Семенова К.А. – М: «Медицина», 1976. – 185 с.
https://scicenter.online/spetsialnaya-psihologiya-scicenter/razvitie-emotsionalno-volevoy-sferyi-lichnosti-131719.html