С введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов изменился социальный заказ, а именно изменились цели образования, содержание, технологии, средства обучения и, конечно же, меняются требования к результатам, которые представлены в стандартах второго поколения группами предметных, метапредметных, личностных. Педагогу начальной школы важно не только констатировать факт достижения каждым ребенком всей совокупности данных результатов, но и в системе рассматривать эффективность их формирования на разных этапах организации образовательного процесса. Поэтому значимым новшеством в современной системе образования стало введение мониторинга как инструмента помогающего решать данную задачу профессиональной деятельности. Рассмотрим более подробно понятие мониторинг в работах современных ученых.
Происхождение понятия «мониторинг» и его перенос в психолого-педагогическую науку связывают с такими науками как экология и социология. Более подробно обзор трактовок данного понятия представлен в таблице 1.
Таблица 1
Характеристика понятия мониторинг
Понятие |
Определение содержания, автор |
Психолого-педагогический мониторинг |
В.Г. Алямовская «сложный процесс, включающий в себя систему взаимосвязанных специфических видов деятельности, носителями которых являются разные участники, выполняющие различные функции, необходимые для оперативного отслеживания результатов педагогических воздействий и среды дошкольного учреждения на здоровье, физическое и психическое развитие ребенка». |
Мониторинг в образовании |
А.Н. Майоров «система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой момент времени и дающая прогноз его развития». [2, С. 85]. |
Педагогический мониторинг |
Л.С. Шайдурова «форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы с целью ее развития». [5, C.34] |
Мониторинг |
А.С.Белкин «процесс непрерывного научно-обоснованного, диагностико-прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения». [1, C.34] |
Образовательный мониторинг |
Коллектив авторов (Д.Ш. Матрос, Д.М. Полев, Н.Н. Мельникова) «система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития». [3, С. 18]. |
Анализ содержания определений позволяет определить в качестве основы организации мониторинга реализацию таких функций как диагностика, оценка, корректировка образовательного процесса. Таким образом, внедрение мониторинга в систему современного образования позволяет в комплексе реализовать данные функции как основные в управлении образовательным процессов в начальном общем образовании.
Современный учитель начальной школы использует различные инструменты проведения мониторинга в своей повседневной профессиональной деятельности, в том числе и на уроках окружающего мира.
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко отраженный интегрированный характер, объединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что дает возможность ознакомить учащихся с целостной картиной мира. Но эта особенность предметной области окружающий мир и представляет определенную трудность для учителя начальной школы, которому необходимо выстроить последовательную систему мониторинга позволяющую отследить качества разнообразных предметных результатов, формируемых у обучающихся.
Так как в статье невозможно охватить все аспекты проведения мониторинга в рамках предмета «окружающий мир», покажем особенности его организации на примере отдельной темы. В рамках данного предмета особое внимание уделяется знакомству обучающихся с историей родного края, формирование ценностного отношения к его культуре. Например, обучающимися изучается тема «Страницы истории Отечества». Данная тема предусматривает первоначальное ознакомление детей с историей родной страны, а именно с наиболее значимыми историческими событиями и яркими историческими личностями. Тема призвана показать сопричастность к истории каждого ученика, каждой семьи, выделить взаимосвязь времен и поколений.
Знание своих корней, история прошлого своей семьи – является необходимым багажом знания каждого человека. Формирование исследовательских умений через изучения своей родословной будет являться важной при оценке уровня предметных знаний, так как именно через данную деятельность можно формировать интерес к истории Отечества, своего края, семьи и воспитание гражданина. Отметим главное, что способность к исследовательской деятельности и проявляет через заинтересованность к истории родного края.
В начальной школе третьих и четвертых классах дети начинают изучать начальный курс истории, где они учатся расставлять даты в хронологическом порядке. Учителя дают различные задания для формирования исторических знаний, одним из эффективных заданий является создание своей родословной. В рамках данной тематике могут быть использованы задания с оценочной составляющей, позволяющие отследить в рамках мониторинга предметных результатов уровень сформированности конкретных представлений у детей об истории своего края.
Мини-исследование «Моя родословная» должна состоять из 4 этапов:
Составление учащимися генеалогического дерева;
Написание истории семьи и рода;
Создание презентации;
Защита своей работы перед учащимися на уроке, а также представление лучших работ за пределы школы (различные конкурсы).
Подбирая информацию о семье, обучающиеся работают с устными источниками – воспоминаниями родных. Проанализировав полученную информацию, учащиеся значительно расширяют кругозор и интерес к истории своей семьи, а через нее к истории жизни края и страны в целом, что является важным предметным результатов, формируемым через организацию уроков окружающего мира. Изучая свою родословную, обучающиеся начинают связывать историю своей семьи с историей малой родины и страны. Благодаря созданию древа ребенок может почтить историю своей семьи, тем самым более глубоко изучить ее связи с историей развития нашего общества в определенный исторический период.
Таким образом, составление генеалогического древа формирует потребность в изучении обучающимися истории Отечества, своего края, семьи. Исследование своей родословной развивает у учащихся личностное отношение к истории. Обучающиеся ощущают связь с прошлым своей страны, учатся понимать настоящее время. Исследовательская деятельность обучающихся в создании семейных родословных способствует сохранению исторической памяти, сближению семьи. Оценочными средствами будет являться творчество ребенка, правильность составления генеалогического древа.
Таким образом, мониторинг в начальных классах должен отражать прежде всего динамику изменения некоторого измеряемого качества, предметного результата в виде определенных представлений, ценностных отношений, например, овладение учащимися учебным материалом в соответствии с требованиями ФГОС. А приобщение обучающихся к учебно-исследовательской деятельности является одним из перспективных путей организации мониторинга в современной начальной школе.
Список используемой литературы:
Горб В.Г. Педагогический мониторинг образовательного процесса как фактор повышения его уровня и результатов // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. - № 5. - С. 33-37.
Майоров А.Н. Проблемы информационного обеспечения управления образованием// Школьные технологии. - 1999. - № 3. № С. 66-85.
Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга// Школьные технологии. - 1999. - № 1-2. - С. 10-21.
Мониторинг системы образования: Учеб.-метод. комплект. Саратов, 2002.
Шайдурова Л.С. Внутришкольный мониторинг ñ инструмент управления качеством образования // Завуч. - 1998. - № 6. - С. 36-47.