На сегодняшний день мониторинг является неотъемлемой частью образовательного процесса. Внедрение в систему образования педагогического мониторинга связано с усложнением результатов организации образовательного процесса за счет введения системно-деятельностного подхода как основы современной системы образования, внедрения активных методов обучения, обозначением сформированных результатов в группах предметных, метапредметных и личностных компонентов. В современных словарях мониторинг определяется как систематическое наблюдение за каким-либо процессом или объектом с целью выявления его соответствия заявленному или желаемому результату [4].
Впервые мониторинг в России начали практически организовывать и проводить лишь в самом начале 90-х гг. ХХ в. в связи с введением педагогических новообразований, изучение продуктивности осуществления которых стало необходимым условием инновационной деятельности, всегда сопровождающейся определенным риском. Мониторинговая информация о ходе и результатах нововведений помогала вовремя выявлять, устранять или минимизировать возможные негативные последствия. [1]
Осознание сути и решения задач мониторинга при практическом использовании в педагогике еще не закончены. Существует большое разнообразие трактовок данного понятия, в основном исследователи (А.С. Белкина, Н.К. Жукова, С.Л. Братченко, В.И. Андреев, О.А. Абдулина, Н. Маркова, А.Н. Майоров, В.Г. Горб, А.И. Севрук) отождествляют мониторинг с наблюдением, изучением, экспертизой, диагностикой, исследованием, контролем, информационным обеспечением (подробно представлено в таб. 1).
Таблица 1
Сущность понятия «мониторинг»
Отождествление |
Благодаря чему отождествляются понятия |
Наблюдение |
В значении слежения за изучаемым объектом наблюдению предписывают свойственные мониторингу длительность, непрерывность и систематичность, фиксацию происходящих изменений по заранее выделенным критериям оценки, что позволяет признать их смысловое тождество. |
Изучение |
Изучение, как правило, бывает эпизодическим, разовым, и только в случае, когда оно является постоянным, продолжительным, структурированным оно приобретает признаки мониторинга. |
Экспертиза |
Чаще всего экспертиза является одним из методов мониторинга, но никак не наоборот. По сравнению с мониторингом экспертиза менее технологична, менее ориентирована на нормы и стандарты, а более – на ценности и смыслы. |
Диагностика |
Как и мониторинг, диагностика направлена на изучение наблюдаемого педагогического объекта с целью постановки диагноза его состояния и прогноза дальнейшего развития, а также регулирования и коррекции. |
Исследование |
Мониторинговое исследование может быть проведено в рамках основного мониторинга в связи с возникновением проблемы, для разрешения которой нужны дополнительные данные или сведения, сбор которых не предусматривался программой мониторинга. |
Контроль |
С развитием педагогического менеджмента, содержание контроля стали трактовать гораздо шире, переадресовывая ему информационную, аналитико-оценочную, стимулирующую и другие функции. Но даже в такой интерпретации полного смыслового сходства между контролем и мониторингом не достигается. |
Информационное обеспечение |
В случае, когда единственным источником для принятия управленческих решений становится информация, добываемая с помощью мониторинга, такой мониторинг можно уподобить информационному обеспечению управленческой деятельности. |
В современной системе образования система мониторинга применяется на всех его уровнях, в том числе в начальной школе. В первую очередь это связано с необходимостью отслеживания освоения детьми как предметных, так и метапредметных результатов, являющихся целевыми показателями реализации образовательного процесса в начальном образовании.
Согласно ФГОС НОО, оценка – это особое действие, которое должно воспроизводить то, чему научился обучающийся, на сколько он продвинулся к цели, что нового узнал. Педагог в свою очередь должен раскрыть обучающимся принципы или критерии, по которым проводится оценивание, и дать возможность воспользоваться полученными результатами в своих интересах [5].
Основой оценки предметных результатов младшего школьного возраста является уровневый подход. Выделяют следующие уровни усвоения знаний:
воспроизведение и запоминание (оно связанно с непосредственным воспроизведением содержания усвоенного материала различной сложности);
применение знаний в знакомой ситуации по образцу (предполагает выполнение действий с четко обозначенными правилами; применение знаний на основе обобщающего алгоритма, схемы);
применение знаний в незнакомой ситуации (предполагается применение в качестве ориентира какой-либо обобщенной идеи) [3].
Педагог должен всегда помнить, что объектом оценки являются действия, выполняемые обучающимися с предметным содержанием, а не его личность. Оценка предметных результатов может быть, как текущей, с целью оценки эффективности деятельности системы образования и образовательного учреждения, так и итоговой, с целью заключительной оценки результатов учебной деятельности учащихся. Оценка достижения предметных результатов ведется в ходе выполнения итоговых проверочных работ.
Для осуществления оценивания предметных результатов на уроках окружающего мира необходимо не только разбираться в их особенностях и разрабатывать новые подходы, к измерению уровня их развития и сформированности, но и ориентироваться в измерительных средствах.
В рамках проблемы, поднимаемой в данной статье, необходимо обратиться к анализу содержания образования в рамках предмета «окружающий мир». В современной начальной школе реализуются несколько образовательных программ по учебникам, рекомендованным к применению в системе начального общего образования. Однако, не смотря на такое разнообразие, можно выделить обобщенные группы предметных результатов в рамках всех реализуемых образовательных программ. Проанализировав УМК Школа России по учебному предмету «Окружающий мир» 4 класса (автор учебника А.А. Плешаков), мы выделили в качестве одного из предметных результатов изучения данного курса формирование умения объяснять, какие интересы объединяют младшего школьника с родственниками, друзьями, земляками, гражданами своей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество [2].
При изучении раздела «Родной край – часть большой страны» детям предлагается ознакомиться с особенностями проживания в родном крае, т.е. изучить культуры, быт, традиции, обычаи народов Севера. Во время изучения данного раздела обучающиеся посещают, по возможности, экскурсии, общаются с представителями народов ханты и манси, подготавливают сообщения о традициях, обрядах, праздниках, одежде, ремесленничестве коренных народов. Чтобы отрефлексировать усвоенные знания детей по данному разделу, учитель может использовать в качестве оценочных средств мониторинга:
Ассоциативный ряд.
Учитель предлагает детям составить ассоциации с праздниками, деятельностью народов ХМАО.
Разные виды мини-опросов. Например, можно предложить следующие вопросы:
А) На территории какой равнины находится наш округ? (Западно - Сибирская равнина).
Б) В состав какой области входит наш округ? (Тюменская область).
В) Какие крупные реки протекают на территории нашего округа? (Обь, Иртыш, Тобол).
Г) Старейший город округа? (Сургут).
Д) Назовите полезные ископаемые нашего края? (Нефть, газ, торф, глина, песок).
Работа в парах или малых группах.
Например, учитель предлагает решить детям кроссворд.
Проблемная ситуация или проблемный вопрос.
А) Столица Югры - город Ханты – Мансийск расположен в тайге, в месте слияния двух великих сибирских рек – Иртыша и Оби, на семи живописных холмах. На одном из этих холмов разместился замечательный музей под открытым небом «Торум Маа». Это музей традиционной культуры ханты и манси. Здесь вы можете познакомиться с бытом коренных народов Югры, с традиционными деревянными постройками, стать участниками праздников.
Вопрос: Почему музей «Торум Маа» расположился именно на этом из семи холмов? (Этот холм является центральным среди остальных холмов, здесь расположено культовое место коренных народов – место, где поклонялись Богам).
Б) У коренных народов традиционный застольный этикет является своеобразным. Приём пищи становится моментом, объединяющим мужскую и женскую половину. Ханты и манси верили, что через еду духи давали человеку силу для добрых дел. Пищу подавали по старшинству: сначала мужчинам, затем женщинам. Существовали определённые поверья поведения за столом. Например, нельзя было выходить из-за стола, пока все не закончат есть. Считалось, что уходящий уносит с собой питательность еды.
Вопрос: Существовало и такое поверье: запрещалось хвастаться едой. Почему? (Ответ: верили в то, что если похвастаться едой, то может наступить голодное время).
Приведенные примеры охватывают в большей степени знаниевый аспект выявления представлений обучающихся о культурном наследии своего края. В рамках мониторинга необходим подбор оценочных приемов, которые бы позволили учителю выявлять все составляющие компоненты изучаемых предметных результатов. Так для диагностики деятельностного компонента учителем могут использоваться мини-проекты, защита которых показывает уровень владения не только представлениями обучающихся о культурных ценностях народов проживающих в ХМАО-Югре, но и показать ценностное отношение к охране культурного наследия. И конечно такими оценочными средствами выявляются не только сформированность предметных результатов, но и метапредметных, что является важнейшим компонентов в соответствии с ФГОС НОО реализации образовательного процесса.
Таким образом, применение учителем разнообразных средств оценки в педагогическом мониторинге позволяет выделить затруднения обучающихся при изучении конкретных тем в рамках уроков окружающего мира. В то же время такая дифференцированная оценка позволяет педагогу подобрать индивидуальные приемы работы с конкретным ребенком, испытывающим затруднения в усвоении предметных результатов, выстроить индивидуальный маршрут для детей с особыми образовательными потребностями.
Список литературы:
1. Белякова Е.Г., Строкова Т.А. Психолого-педагогический мониторинг. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2015. 240 с.
2. Бондаренко А.А. Окружающий мир. 4 класс: рабочая программа и система уроков по учебнику А.А. Плешакова. Волгоград: Изд-во Учитель, 2016. 357с.
3. Волкова Е.В. Управление начальной школой. 2016. 46-47 с.
4. Егорова Т.В. Словарь иностранных слов современного русского языка. М.: Изд-во Аделант, 2014. 800с.
5. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения / Васильева Т. С. // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф.: элктрон. журн. 2014. Режим доступа к журн. URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4793/ (дата обращения: 20.11.2019).