ДИАГНОСТИКА ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ДИАГНОСТИКА ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Мамедова И.К. 1, Абрамовских Н.В. 1
1Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования. В число требований к предметным результатам в процессе обучения литературному чтению в качестве обязательного компонента включается достижение необходимого уровня читательской компетентности, общего речевого развития [6].

В России разработана «Национальная программа поддержки и развития чтения» на период до 2020 года, основой для которой послужила идея популяризации чтения и необходимость развития читательской компетенции в рамках возрастающей потребности страны в повышении интеллектуального потенциала граждан [4].

По мнению Н.Н. Сметанниковой, читательская компетентность – это качество сохранения прочитанного, сформированное на основе общей культуры человека, обеспечивающее возможность решения возникающих учебно-академических, социальных и профессиональных задач адекватно ситуациям в широком социальном взаимодействии и образовательно-профессиональной деятельности [5].

Е.Л. Гончарова рассматривает читательскую компетентность как психологическую систему и видит ее главную функцию в превращении содержания текста в личный, смысловой, познавательный и творческий опыт читателя [2].

Резюмируя сказанное, можно утверждать, что читательская компетентность предполагает не только включение обучающегося в читательскую деятельность, но и осмысление и понимание читаемого произведения.

Исходя из ФГОС НОО в читательскую компетентность входит:

овладение техникой чтения вслух и про себя;

элементарные приемы интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий [6].

Рассмотрим каждый элемент и проследим его место в системе читательской компетентности.

В словаре педагогического речеведения чтение определяется как вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие графически зафиксированного текста.

В словаре методических терминов и понятий чтение представляется как рецептивный вид речевой деятельности, направленный на восприятие и понимание письменного текста; входит в сферу коммуникативной деятельности людей и обеспечивает в ней одну из форм (письменную) общения.

Таким образом, можно сказать, что чтение – это речевая деятельность, которая направлена на зрительное восприятие и понимание содержания письменного текста, а также извлечение из него необходимой информации.

Исходя из этого, выделяются два компонента чтения:

технический компонент;

смысловой компонент.

Оба компонента опираются друг на друга и взаимосвязаны. Понимание осуществляется на основе звуковой формы слова, с которым связано его значение. Между этими сторонами процесса чтения существует тесная, неразрывная связь. Процесс понимания читаемого определяется характером восприятия. В тоже время процесс зрительного восприятия испытывает на себе влияние смыслового содержания ранее прочитанного. Улучшение техники чтения облегчает понимание прочитанного, ведь только легкий для понимания текст лучше и точнее воспринимается [3].

В нашей работе внимание уделяется как техническому компоненту, так и смысловому компоненты, потому что только в совокупности можно сформировать полноценный читательский навык как элемент читательской компетентности у младших школьников на уроках литературного чтения.

Овладение приемами интерпретации предполагает умение читателя перерабатывать текст, извлекать информацию из текста и реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста.

Овладение техникой чтения и приемами интерпретации текста, как отдельных элементов читательской компетентности, так и в целом формирование читательской компетентности у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения способствует достаточно высокой результативности образовательного процесса обучающихся. С целью получения объективной информации о состоянии и уровне сформированности читательской компетентности младшего школьника необходимо регулярно проводить мониторинг.

Боровкова Т. и Морев И. А. считают, что мониторинг - это постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или исходному положению [1].

Для проведения мониторинга используется определенные диагностические инструменты, к их числу можно отнести наблюдение, контрольные работы, карты успеха, банк методических заданий и другие. Так, рассматривая мониторинг читательской компетентности, можно говорить о том, что педагогам необходимо подобрать методики, которые отслеживают сформированность как компонентов читательской компетентности, так и в целом.

Для педагогической диагностики учителю предлагается использовать в своей работе критерии и показатели сформированности читательской компетентности младших школьников, выделенные Н. Е. Колгановой:

мотивационный критерий — наличие личностного отношения к чтению, сформированность потребности в чтении, читательская самостоятельность;

когнитивный критерий — полноценное восприятие литературного текста; наличие литературоведческих представлений о произведениях различных жанров; наличие читательского кругозора;

деятельностный критерий — умение оперировать полученной информацией; наличие качественного навыка чтения; степень развития умений учебного сотрудничества.

Для определения уровня сформированности читательской компетентности, мы провели мониторинг, где в качестве диагностического инструмента была использована методика О. Н. Крыловой, которая позволила выявить уровень читательской компетентности, оценку умений работать с текстом (находить информацию, осмысливать ее и устанавливать связи, интерпретировать содержание текста). Опытно-исследовательская работа проходила на базе МБОУ НШ «Перспектива» в 3 «Л» классе, где обучаются 28 человек. Обучение в классе ведется по УМК «Школа России».

Результаты показали, что высокий уровень показали: 64% обучающихся при диагностике сформированности мотивации к читательскому процессу, 71% обучающихся при диагностике сформированности умения искать и понимать информацию, 57% обучающихся при диагностике сформированности умения интерпретировать текст; средний уровень показали 28% обучающихся при диагностике сформированности мотивации к читательскому процессу, 19% обучающихся при диагностике сформированности умения искать и понимать информацию, 20% обучающихся при диагностике сформированности умения интерпретировать текст; низкий уровень показали: 8% обучающихся при диагностике сформированности мотивации к читательскому процессу, 10% обучающихся при диагностике сформированности умения искать и понимать информацию, 23% обучающихся при диагностике сформированности умения интерпретировать текст.

Исходя из вышесказанного, мы видим, что мониторинг помог определить уровень сформированности у обучающихся читательской компетентности по критериям: мотивационный, когнитивный и деятельностный, показал объективное состояние и уровень, сформированный у обучающегося на период обучения и выделить проблемы, с которыми столкнулись обучающиеся в ходе диагностики, которые позволили определить стратегию и перспективы дальнейшей работы по устранению пробелов, а именно работа по формированию мотивации к чтению, умению искать и понимать информацию из текста и умение интерпретировать текст.

Результаты проведенного мониторинга показали, что большинство обучающихся испытывают затруднения в высказывании своего мнения с позиции героя произведений, затрудняются вспомнить схожие ситуации из собственного опыта, что говорит о низком уровне сформированными личностного отношения к чтению и может привести к проблемам в формировании эмоционального отклика на произведение. Для активизации эмоциональной сферы обучающихся и формировании мотивации, уроки литературного чтения необходимо проводить в нестандартных формах, использовать игровые технологии, дискуссии, групповое взаимодействие, проектную деятельность, давать обувающимся творческие задания.

Также результаты диагностики показали, что обучающиеся испытывают трудности в понимании содержания произведения и поиске необходимой информации для ответов на вопросы, что приводит к бессмысленному чтению. Для решения данной проблемы необходимо использовать активные формы организации урока, где обучающиеся включены в образовательный процесс, к ним можно отнести метод драматизации. Используя его, обучающимся чтение текста будет доступнее, и понимание произведения облегчится за счёт того, что они сами будут вживаться в роди героев произведения. Не понимание текста произведения ведёт к появлению у обучающихся проблемы в интерпретирование текста, именно поэтому необходимо использовать также активные методы обучения, а именно творческое пересказывание, которое направлено не только на формирование умения понимать и интерпретировать текст, а будет эффективен для формирования всех компонентов читательской компетентности. Цель творческого пересказывания – вызвать у обучающихся эмоциональный отклик на читаемое произведение, помочь им глубже осознать идею произведения, которая заложена автором. Такие пересказы требуют от учеников работы воображения на основе представлений, полученных при чтении и анализе произведения. Пересказывание поможет обучающемся полноценно воспринять художественный текст и будет способствовать более углубленному пониманию читаемого.

В заключении можно сказать о том, что в связи с введением ФГОС НОО перед учителем встает много новых задач, в число которых входит формирование читательской компетентности как одного из ключевых в начальной школе, что послужит опорой для осуществления образовательной деятельности. Мониторинг уровня сформированности читательской компетентности обучающихся помогает учителю выявить проблемы, организовать работу по их устранению и организовать наиболее эффективную и результативную работу.

Список литературы:

Боровкова, Т. И. Мониторинг развития системы образования : Учебное пособие/ Т. И. Боровкова, И. А. Морева. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-а, 2004. – 150 с.

Гончарова, Е. Л. Ранние этапы читательского развития. К теории вопроса. / Е. Л. Гончарова. – М.: Школа-Пресс, 2007.

Зиновьева, Т. И. Методика обучения русскому языку и литературному чтению : учебник и практикум для академического бакалавриата / Т. И. Зиновьева. – М. Издательство Юрайт, 2016. – 468 с.

Национальная программа поддержки и развития чтения (проект). [Текст] // Школьная библиотека. — 2006. — № 9−10. С. 20−43.

Сметанникова, Н. Н. Стратегия воспитания Лидеров чтения / Н. Н. Сметанникова. – М.: ЗАО РИЦ МДК, 2007. – 80 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 57 с. – (Стандарты второго поколения).

Просмотров работы: 565