ОРГАНИЗАЦИЯ МОНИТОРИНГА УМЕНИЯ СОСТАВЛЯТЬ ПЕРЕСКАЗ ТЕКСТА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ОРГАНИЗАЦИЯ МОНИТОРИНГА УМЕНИЯ СОСТАВЛЯТЬ ПЕРЕСКАЗ ТЕКСТА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Лопарева Д.Д. 1, Абрамовских Н.В. 1
1Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В требованиях ФГОС и конкретизирующих его планируемых результатах освоения программ начального образования мониторинг занимает важное место, т.к. с помощью оценивания можно установить уровень знаний школьников, и насколько было понятно то или иное умение, формируемое на уроках. А также отследить их индивидуальные результаты в достижении планируемых результатах освоения программ начального образования; выявить эффективность осуществляемой учебной программы; проводить диагностику использования выбранных учителем методов и средств обучения; создать настрой у обучающихся к активной познавательной деятельности; формирование навыков самоконтроля и самооценивания [9].

А.Н. Майоров трактует понятие «мониторинг» как непрерывное, длительное наблюдение за состоянием образовательной среды и управление им путем современного информирования людей о возможном наступлении неблагоприятных и недопустимых ситуаций [6].

По мнению Т.А. Строковой, «мониторинг выступает как последовательное осуществление сбора, обработки, систематизации, анализа, оценки и интерпретации собираемой информации о состоянии необходимого объекта; прогноза его дальнейшего функционирования и развития и выработки коррекционных мер» [8].

При определении понятия «мониторинг», исследователи сходятся во мнении о том, что он осуществляется целенаправленно, с целью последовательного наблюдения за явлениями и процессами, происходящими внутри образовательной среды, и последующим отслеживанием и контролем над ними, а также осуществление корректировки; возможностью проведения аналогии и сравнительного анализа между полученными результатами и планируемыми, составлением прогнозируемых результатов.

Таким образом, в современной системе образования определяется необходимость проведения мониторинга качества предметных результатов обучающихся на уроках. Одним из основных базовых умений освоения обучающимися образовательной программы, формируемых на уроках, являются читательские умения, которые относятся к группе предметных результатов. Особенность данных умений заключается в том, что они являются не только предметными результатами по предмету «литературное чтение» на ступени начального общего образования, но и общеобразовательными, которые создают условия для эффективного и успешного усвоения полученных знаний в различных предметных областях. Сущность проведения диагностики предметных результатов по литературному чтению является важным составным компонентом единой системы педагогического мониторинга. Осуществление образовательного процесса с использованием систематического мониторинга дает возможность педагогу добиваться высоких результатов, при использовании меньших затрат, и достигать планируемые результаты на уроках по предмету литературное чтение.

Литературное чтение является базовым учебным предметом, в процессе которого формируется и развивается связная речь. В ходе изучения учебно-методических комплектов нами было выявлено, что становлению связной устной речи у младших школьников уделяется особое внимание [5].

По мнению Ф.А. Сохина, «связная речь это не только последовательность связанных друг с другом мыслей, выраженные точными словами в правильно построенных предложениях». Связная речь включает в себя достижения ребёнка в усвоении им родного языка, его звуковой стороны, грамматического строя, а также словарного запаса. По оформлению детьми своих высказываний можно выявить уровень их речевого развития [7].

Как отмечал профессор А.В. Текучев, «связная речь – это любая единица речи, составные языковые компоненты которой (служебные и знаменательные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое» [2].

Таким образом, можно сделать вывод, что связная речь представлена связанными между собой мыслями и развернутым высказыванием, имеющим определенную последовательность слов и предложений, представляющую логическую цепочку, что в свою очередь и является показателем уровня речевого развития школьников.

Одним из компонентов связной речи является умение составлять пересказ текста. Использование на уроках такого средства, как пересказ текстов, в том числе художественных произведений благоприятно влияет на связность речи младшего школьника. В процессе пересказа текста обучающиеся соблюдают нормы литературной речи, и используют и соблюдают их в повседневной и учебной деятельности. Главной особенностью считается то, что тексты содержат образные и подробные описания, которые вызывают интерес и мотивацию у обучающихся к анализу и изучению какого-либо произведения, способствуют формированию и развитию умения описывать предметы и явления, обеспечивает условия для повышения качества всех сторон речи, повышают внимание к значимости изучения языка.

Пересказ, по мнению М.Ф. Гнездилова, это «довольно сложный акт интеллектуальной переработки и воспроизведения воспринятого при чтении, предполагающий целый ряд мыслительных операций, а именно: оценку отдельных моментов, отбор наиболее существенных, комбинирование их в соответствии с планом или заданием» [5].

Алексеева М.М., Яшина Б.И. считают, что пересказ - это осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. В ней активно участвуют мышление ребенка, его память и воображение. Для овладения пересказом необходим ряд умений, которым детей обучают специально: прослушивать произведение, понять его основное содержание, запоминать последовательность изложения, речевые обороты авторского текста, осмысленно и связно передавать текст [1].

Тем самым, можно сказать, что пересказ представляет собой связную и последовательную устную передачу содержания прочитанного, которое характеризуется осмысленным воспроизведением текста.

Одними из главных особенностей работы с текстом для пересказа является то, что обучающиеся, при чтении и анализе произведения, выделяют главные аспекты, определяют идею, сюжет произведения, также выделяют действующих героев, их поведение, мотивы, проводят отбор слов и выражений, которые являются основой для передачи содержания и сути, и которые можно заменить другими.

В начальных классах на уроках литературного чтения применяются следующие виды пересказа:

- пересказ близкий к тексту;

- краткий или сжатый;

- выборочный;

- с перестройкой текста;

- с творческими дополнениями [3].

На уроках в начальной школе чаще всего применяется такой вид пересказа, как подробный пересказ, т.е. близкий тексту. Применение данного вида связано с тем, что он представляет собой средство закрепления в памяти школьников главного содержания произведения и усвоения логики и последовательности происходящего там. Для пересказа необходимо прочитать текст, запомнить его содержание и главную идею для предстоящего рассказа его своими словами.

Целью школьных пересказов является оказание помощи ребёнку в умении избегать подобных ошибок, обогащать и разнообразить его речь, приучить к последовательности и точности изложения [4].

Для многих педагогов при проведении мониторинга возникают трудности, которые связанны с тем, что возникают затруднения в применении методов, приемов и средств диагностики умения пересказывать текст. В связи с этим возникает потребность в выявление способов проведения мониторинга для изучения уровня сформированности умения пересказывать у младших школьников на уроках по предмету литературное чтение.

Содержательный компонент при проведении диагностики подбирается и изменяется с учетом возрастных особенностей младших школьников. Диагностика направлена на определение таких характеристик развития обучающихся, как: умения проводить анализ содержания и формы литературных произведений; умения придумывать монологическое выступление с использованием выразительных средств языка, пересказывать литературные произведения описательного и сюжетного характера; умения использовать образные средства языка в повседневной и учебной жизни для решения различных коммуникативных задач; умения подбирать синонимы и антонимы к словам, изолированным и предъявляемым в контексте; умение преобразовать информацию из текста; особенности понимания переносного значения и многозначности слов, различения смысловых оттенков слов; умение осмысленно читать текст.

В образовательном процессе мониторинг проводится в начале и в конце учебного года. Целью такого мониторинга является определение начального и сформированного уровня владения умением пересказывать текст у младших школьников. В ходе мониторинга контролируется усвоенный обучающимися материал, выявляется результативность отдельных методических приемов, выделяются перспективы дальнейшей работы.

Проведение диагностики может быть организовано индивидуально, в парах или группе, определение объекта исследования будет зависеть от содержания заданий. Необходимо обеспечить такую обстановку при исследовании, чтобы обучающиеся не имели возможность давать схожие ответы друг с другом. Наиболее эффективной формой организации диагностики является индивидуальное общение с учеником, так как результаты будут более точными.

Полученные результаты в ходе проведения диагностики фиксируются педагогом. Существуют различные способы фиксации результатов: дневниковые записи, составление протоколов наблюдений, бесед, заполнение таблиц, магнитофонные записи, стенограммы и т.д. Выбор способа фиксации полученных результатов определяется о сложностью речевого материала, формой организации работы с обучающимися, степенью сформированности умений педагога быстро и точно выделять исследуемые факты речи и др. На основе анализа полученных фактов составляются общие характеристики речи детей, а именно, характеристика умения пересказывать текст, в ходе чего составляется программа дальнейшей педагогической работы.

На основе теоретического исследования по данной проблеме нами была организована опытно-исследовательская работа, целью которой являлось проведение мониторинга сформированности умения составлять пересказ текста у младших школьников на уроках литературного чтения. Констатирующий этап был проведен среди 2-х классов на базе МБОУ СОШ № 19 г. Сургут.

Для мониторинга сформированности уровня умения пересказывать текст была проведена диагностика с использованием таких методик, как«Пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа)» по В.П.Глухову, а также «Пересказ незнакомого текста» по Л.Н. Ефименковой.

Таблица 1.

Критериальная характеристика сформированности умения пересказывать текст

Критерии

Показатели

Характеристика

Методики

Когнитивный

-полнота передачи содержания текста;

-наличие смысловых пропусков, повторов;

-соблюдение логической последовательности изложения;

- наличие смысловой и синтаксической связи между предложениями, частями рассказа;

-связность рассказывания;

-соответствие грамматического оформления высказывания языковым нормам.

Низкий уровень – используются повторные наводящие вопросы. Отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента, неоднократные нарушения связности в изложении.

Средний уровень – пересказ составлен с некоторой помощью. Отмечаются отдельные нарушения при воспроизведении текста, отсутствие художественно-стилистических элементов.

Высокий уровень – пересказ составлен самостоятельно, полностью передается содержание текста, соблюдается связность и последовательность в предложении.

Методика «Пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа)» по В.П.Глухову.

Деятельностный, эмоционально-мотивационный

-умение полно и логически излагать знакомый текст;

-передачи текста от имени героев с интонацией и выразительностью.

Низкий уровень - пересказ не составлен совсем или составлен ответами на вопросы.

Средний уровень - пересказ составлен с некоторой помощью взрослого, много пауз в пересказе, иногда отсутствует логическое и последовательное изложение. но содержание текста передано полностью.

Высокий уровень - пересказ составлен самостоятельно, полностью передается содержание текста, соблюдается логичность текста.

Методика «Пересказ незнакомого текста» по Л.Н. Ефименковой.

В начале исследования была проведена диагностика, которая позволяет выявить возможностей детей воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст. Для этого была проведена методика «Пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа)» по В.П.Глухову. (Приложение 1)

Результаты показали, что 13 обучающихся свободно могут пересказать текст от имени любого героя, при этом сохраняют выразительность передачи текста героя и умеют сохранить интонацию героя.

На среднем уровне находятся 11 обучающихся, так как они могут пересказать текст, но им нужна помощь учителя или дети делали паузы во время пересказа или излагали рассказ, забывая о выразительности интонации.

На низком уровне находятся 5 обучающихся. Эти дети, если излагали текст, то по наводящим вопросам учителя, при этом они не следили за выразительностью и интонацией своего пересказа. Результаты диагностирования качественных показателей отражены в диаграмме 1.

Диаграмма 1

Далее представим результаты по деятельностному и эмоционально-ценностному критерию исследования по уровню сформированности умений пересказывать текст.

Для этого была проведена методика «Пересказ незнакомого текста» по Л.Н. Ефименковой. (Приложение 2)

Результаты диагностики пересказа незнакомого текста, показали, что с заданием справились 10 обучающихся, они смогли справиться со всеми заданиями учителя.

На среднем уровне находятся 14 обучающихся. Эти ученики выполнили задания, но делали ошибки, не смогли выделить основную мысль текста и правильно озаглавить текст или давали заглавие одним словом, например, «инструменты», «консерватория», которые не отражали сущность рассказа. Так же некоторые дети не смоли определить начало или конец текста.

На низком уровне находятся 5 обучающихся, так как не могут определять части рассказа, не владеют приемами пересказа, ими делались попытки озаглавить рассказ, но делали это с помощью педагога. Качественные результаты диагностирования отражены в диаграмме 2.

Диаграмма 2

Диагностика показала, что большая часть опрашиваемой группы детей находится на высоком и среднем уровне сформированности умений пересказывать текст. Но также была определена значительная часть обучающихся с низким уровнем сформированности умения пересказывать.

Данный мониторинг позволяет педагогу выявить проблемы т пробелы в обучении, способствует определению дальнейшего пути развития умения пересказывать.

Обобщая вышесказанное, мы можем сделать вывод о том, что диагностическая работа по достижению планируемых результатов возможна на любой ступени обучения литературному чтению. Пересказы текстов занимают важное место на уроках чтения в начальной школе. Пересказ является одной из основных форм работы учащихся над учебным материалом и одним из эффективных приемов развития их мышления и речи. У учителя появляется возможность отслеживать результаты учащихся, что позволяет видеть достижения всех учащихся класса и каждого ученика в отдельности, планировать дальнейшую работу по формированию и развитию умения пересказывать текст.

Список источников

Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. И. Яшина, М. М. Алексеева ; под общ. ред. В. И. Яшиной. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 448 с.

Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного и школьного возраста с общим недоразвитие речи. [Текст] / В.П.Глухов - М.: Владос, 2002. – 280 с.

Дементьева А. М. Обучение пересказу [Текст] / А. М. Деменьтьева – М: Учпедгиз, 2002. - 73с.

Лешли Д.В. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. [Текст] / Д.В. Лешли – М.: Просвещение, 1991.

Лурия А.Р. Язык и сознание [Текст] / Под ред. Хомской Е.Д. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. – 340 с.

МайоровА.НМониторинг в образовании [Текст] А.НМайоров. – Издание 3-е, исправленное и дополненное. – М: Интеллект-центр, 2005. – 424 с.

Текучев А.В.Теория и методика преподавания русского языка. Практические занятия. Часть 1. [Текст] / Под ред. А. В. Текучева - М. 2010. - 10 с.

Строкова Т. А. Мониторинг в школьном образовании [Текст]: монография / Т.А. Строкова. – Тюмень: Изд-во ТГУ, 2007. – 196 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации.- М.:Просвещение, 2010 г.

Просмотров работы: 231