Нормативные документы, регламентирующие организацию образовательного процесса в начальном общем образовании, указывают на то, каким должно быть содержание начального общего образования и образовательный результат. Каждый год меняются требования к учителю, к образовательным программам, к учебным планам школы, меняется список рекомендованных учебников. Изменения не обходят и способов оценки результата образования. Именно оценка результатов позволяет сделать вывод об эффективности использования образовательных программ в образовательных учреждениях [1,2].
В ФГОС НОО определены требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностные, метапредметные и предметные результаты [1]. В нашей статье мы особое внимание уделим предметным результатам обучающихся начального общего образования. Дадим характеристику данного понятия с точки зрения нормативной базы. Предметные результаты – это опыт обучающегося в специфической для предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению. Предметные области четко прописаны в ФГОС НОО, где дается обобщенная характеристика тех предметных результатов, которые должен продемонстрировать обучающийся по окончании начальной школы. Вместе с тем для достижения необходимого уровня предметных результатов необходимо создания результативной системы организации образовательной деятельности учителем начальной школы, в рамках которой особая функция накладывается на систему мониторинга.
Мониторинг качества предметных результатов – это оценка достижений обучающимися планируемых результатов по отдельным учебным предметам. Достигаются эти результаты за счет основных компонентов образовательного процесса: учебные предметы (обязательная часть учебного плана на уровне НОО) [1]. Мониторинг представляет собой достаточно сложную систему оценки, базирующуюся на четком выделении критериев и показателей оценивания конкретной группы предметных результатов, подборе соответствующего надежного диагностического инструментария, практике его использования в деятельности учителя начальной школы. Однако готовность к применению системы мониторинга предметных результатов должна формироваться в годы обучения будущего педагога в профессиональном образовании. Будущему учителю начальной школы важно понимать значение организации мониторинга предметных результатов и необходимо овладеть соответствующей системой оценки в процессе как теоретического обучения, так и прохождения различных видов практик.
Для определения отношения студентов к теме «мониторинг предметных результатов у обучающихся» было проведено исследование на базе Сургутского государственного педагогического университета. Целью нашего исследования стало выявление отношения студентов к организации мониторинга предметных результатов у обучающихся в начальной школе.
Организация и методы исследования. В опросе участвовала группа респондентов из числа студентов по направлению подготовки ФГОС ВО 44.03.01 «Педагогическое образование (уровень бакалавриат)». Всего в исследовании приняли участие 25 студентов, обучающиеся на четвертом курсе по направленности «Начальное образование» (2019-20 учебный год). В предложенном респондентам опросе содержались вопросы, касающиеся организации и проведения мониторинга предметных результатов у обучающихся начальной школы. Студентам было предложено пройти социологический опрос на сайте: https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSdBDCrgSLGx6CdL0ZGwPYz5cqkDKQHBTXat8GPyC7f2kUC_IQ/viewform .
Результаты исследования.
На вопрос «Знаете ли Вы, что такое предметные результаты», 83,3% студентов ответили, «да» - имеют представление о предметных результатах обучающихся в начальной школе. 16,7% студентов ответили «нет» - это может говорить о том, что студенты не сталкивались с понятием «предметные результаты».
На вопрос, касающийся трактовки понятия «предметные результаты», ответили 75% студентов. Мы получили следующие ответ: «результаты, связанные с освоением предмета», «результаты по изучению предмета», «результаты усвоения предметной области», «универсальные учебные действия», «знания, умения и навыки по предмету». Анализируя полученные ответы, мы можем сделать вывод о том, что студенты знают определение «предметных результатов» и могут его применить в будущей профессиональной деятельности.
На вопрос «Знаете ли вы как их оценивать у школьников?» 85% студентов ответили «да». 15 % студентов ответили «нет» - что говорит о возможных затруднениях, которые могут возникнуть у будущих учителей начальной школы в дальнейшей профессиональной деятельности при оценке предметных результатов у обучающихся.
На вопрос «Предложите свои варианты оценки предметных результатов?» мы получили следующие ответы: «Солнышко умений»; «контрольные работы, опросы, тесты, викторины»; «тест, контрольная, опрос»; «опросы, задания, упражнения»; «опросы, тесты, методики»; «тесты, контрольные работы». Анализируя полученные ответы, мы можем сделать вывод о том, что большинство студентов знаю отдельные формы и методы оценки планируемых результатов и готовы их в дальнейшем применять. Однако, есть небольшая часть студентов, которая называет одно-два оценочных средства, что, безусловно, недостаточно для полной оценки предметных результатов у обучающихся начальной школы.
На вопрос, «Какие на Ваш взгляд, наиболее эффективные технологии для оценки предметных результатов у школьников?», студентам предлагалось выбрать несколько наиболее эффективных технологий. Мы получили следующие результаты: 71,4% студентов выбрали технологию «самоконтроль»; 57,1% студентов выбрали «самооценка»; 85,7% отдали предпочтение технологии «взаимооценка»; 28,6% студентов выбрали «взаимоконтроля» и «прогнозирования».
На вопрос «Назовите известные Вам методы оценки предметных результатов?» у студентов возникли трудности - ответили только 20% студентов. Ответы были следующие: «промежуточные аттестации, итоговые аттестации»; «опрос»; «рейтинг». Данные результаты свидетельствуют нам о том, что большинство опрошенных студенты не знают основные методы оценки предметных результатов.
На последний вопрос, «Какие на Ваш взгляд, наиболее эффективные методы для мониторинга качества предметных результатов у школьников?», студентам предлагалось выбрать несколько наиболее эффективных методы. Мы получили следующие результаты: 80 % студентов отдали предпочтение методу «контрольный опрос (устный или письменный)»; 75% студентов выбрали «тестирование»; 50% студентов выбрали «анализ исследовательской работы учащихся»; 45% «анализ контрольного задания»; 30% выбрали «наблюдение» и «собеседование». Данные результаты показывают нам, что для студентов основным и эффективным методов в мониторинге предметных результатов является «контрольный опрос».
На основании всех полученный результатов опроса, мы можем сделать вывод о том, что студенты 4 курса направленности «Начальное образование» знают, что такое предметные результаты, знают основные методы и технологии оценки предметных результатов. У некоторых студентов есть сложности в знании темы «предметные результаты у обучающихся».
Для организации мониторинга предметных результатов, мы можем предложить несколько рекомендаций:
Необходимо знать определения «предметные результаты»; «мониторинг»; «оценка»
Необходимо знать нормативные документы, регулирующие деятельность в отношении оценки предметных результатов
Учителю для оценки планируемых результатов необходимо определить инструментарий, в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.
Использовать уровневый подход в достижении предметных результатов.
Учителю необходимо применять эффективные методы и технологии для оценки предметных результатов.
Данные вопросы целесообразно включить в содержание учебных дисциплин в рамках которых будущие педагоги начальной школы осваивают компетенции связанные с организацией и реализацией системы мониторинга предметных результатов в начальной школе.
Список используемой литературы:
Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2010.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. В 3 частях. Под редакцией Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2010.
Беспалько В.П. Мониторинг качества обучения. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.