МОНИТОРИНГ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

МОНИТОРИНГ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Джалолова Л.М. 1, Абрамовских Н.В. 1
1Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 N 273-ФЗ в ст.3. п.3 изложены «Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования», наряду с гуманистическим характером образования обозначено приоритетное направление – формирования бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования [8].

Проблема формирования экологических представлений у детей младшего школьного возраста является одним из актуальных направлений в современных психолого-педагогических исследованиях. А ее решением является - непрерывное экологическое образование, которое способно постепенно изменить миропонимание людей, их отношение к миру природы, осознанному использованию природных ресурсов. Поэтому целенаправленному формированию у детей экологического мышления и сознания уделяется самое пристальное внимание, как в теории, так и в практике решения образовательных задач на ступени начального общего образования.

Частью экологического воспитания является формирование экологических представлений у детей младшего школьного возраста. Экологические представления - это сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней; о человеке как части природы; об использовании природных богатств, загрязнении окружающей среды и так далее [3].

По мнению, С.Н. Николаевой, формирование экологических представлений – обязательное условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя [4].

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования включает программу экологического образования и воспитания младших школьников [7]. Что в свою очередь предусматривает создание механизма непрерывного экологического образования и направляет учителя начальной школы на поиск и разработку эффективных средств воспитания экологически грамотного индивида, способного гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознавать свое место в природе. Заложенные в начальной школе экологические знания и умения послужат фундаментом дальнейшей экологической и культурологической осведомлённости.

В решении любой образовательной задачи учителю важно выявить как сильные, так и слабые стороны построения собственной профессиональной деятельности с целью ее корректировки, перевода в новое качественной состояние и повышения ее результативности. В современной системе образования для этого предлагается множество инструментов, одним из которых является мониторинг предметных результатов обучающихся начальной школы. Мониторинг находит широкое применения в решении задач диагностики, прогнозирования, корректирования образовательных действия учителя, в том числе в направлении экологического воспитания детей младшего школьного возраста. Но, прежде чем представить конкретных инструментарий проведения мониторинга необходимо определить сущность данного понятия в современной науке.

Мониторинг, по мнению Г.М. Коджаспировой, – это постоянное наблюдение за каким-либо процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. [5]. Таким образом, для реализации мониторинга в системе образования учителю необходимо не только подобрать оценочные инструменты его проведения, но и достаточно четко представить каким образом он будет анализировать полученные результаты.

Для выявления исходного уровня сформированности у детей младшего школьного возраста экологических представлений можно использовать «Диагностику экологических представлений (основана на методике О. Соломенниковой)». При проведении данной методики можно опираться на показатели оценки подробно представленной в таблице 1. [6].

Таблица 1.

Характеристика показателей уровней сформированности экологических представлений

Уровень сформированности экологических знаний

ЭП (обуч-ся)

Характеристика

Низкий уровень

%

Ребенок часто допускает ошибки, редко аргументирует. На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если отвечает, то не верно. Не проявляет интереса и не выражает свое отношение.

Средний уровень

%

Ребенок иногда допускает незначительные ошибки, не всегда аргументирует свой выбор. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но ответы бывают не развёрнутыми. Эмоционально выражает свое отношение, тем самым проявляет свой интерес.

Высокий уровень

%

Ребенок, без аргументирует свой выбор.

Без особого труда, связано и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение

Чтобы определитьосновные критерии и уровни сформированности у обучающихся экологических представлений, можно проанализировать количество баллов, набранных каждым участником в диагностике. Определение этого позволит констатировать конкретный уровень сформированности экологических представлений у детей младшего школьного возраста и определить условия их дальнейшего развития.

Основная задача экологического развития, которая находит отражение в личностно-ориентированном образовании, научить ребенка развивать свои адаптационные возможности на основе знания законов живой природы, понимания сущности взаимоотношений живых организмов и окружающей среды [2].

Первое важнейшее условие – формирование экологических представлений учащихся проводится в системе, с использованием местного краеведческого материала, с учетом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных частей.

Второе необходимое условие – активное вовлечение младших школьников в несложные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Например, это озеленение образовательного учреждения, уход за комнатными растениями классного кабинета.

Так как проблема формирования экологических представлений включает разнообразные механизмы ее решения, учителю начальной школы необходимо отследить результативность ее решения не только на заключительном этапе организации обучения, но и на протяжении всего процесса ее выстраивания. В данном случае именно педагогический мониторинг является результативным механизмом решения обозначенной задачи на системной длительной основе. Учитель в процессе организации мониторинга может применить различные технологии оценки, которые могут послужить основой для мониторинга экологических представлений у младших школьников, в частности на уроках окружающего мира:

исследовательские задания с экологическим содержанием (составление экологического паспорта школы, парков, окружающих образовательную организацию, изучение состава воздуха, состояния воды, почвы и др.);

проектные задания (разработка и реализация мини-проектов по проблемам природоохраны, здоровьесбережения и др.);

выполнения конкурсных работ (выставки плакатов, рисунков на экологическую тематику, проведение экологических олимпиад и др.);

игровые технологии (подвижные и ролевые игры, игры-драматизации и др.);

проблемно-поисковые формы («круглые столы», дебаты, экскурсии, походы и др.);

продуктивно-деятельностные технологии (посадка цветов, деревьев, озеленение школьных кабинетов и др.) [1].

Данная систематическая целенаправленная работа позволяет повысить инициативу учеников, способствует формированию достаточно полных экологических представления детей о природе, обществе и роли индивида в них. В результате у младших школьников развиваются эмоциональная, интеллектуальная, действенно-практическая сферы экологического сознания. [9].

Ученики становятся эмоционально задействованными не только по отношению к окружающему природному миру, но и друг к другу. У них развиваются такие личностные черты, как отзывчивость, доброта, ответственность за свои поступки, воспитываются высокие нравственные качества: усидчивость, организованность, содружество.

Задача учителя начальных классов заключается не только в том, чтобы научить ребенка наблюдать, смотреть, но и видеть экологическую информацию во многих явлениях и объектах природы. Большие возможности в ее решении имеют экскурсии, т.к. позволяют в максимальной степени использовать образовательный потенциал природного окружения. Экскурсии и прогулки имеют большое значение в воспитании у младших школьников экологического сознания, в формировании экологических представлений. Одновременно в содержание экскурсии вероятно включение оценочных средств в рамках мониторинга, которые позволят выявить уровень сформированности соответствующих компонентов экологических представлений обучающихся, определить недочёты и отставания конкретных учеников. Экологическая экскурсия носит не только познавательный характер, но проблемно-поисковый, исследовательский за счет включения в ее содержание заданий соответствующего характера. Так в водной экскурсии целесообразно введение обучающихся в проблему, являющуюся основой содержания данной экскурсии. Поэтому они могут получить задания, связанные с подготовкой в самостоятельной деятельности материалов по особенностям природы в месте проведения экскурсии, характеристике животного мира. Такая предварительная подготовка позволяет учители в рамках первичной диагностики оценить уровень сформированости экологических представлений у обучающихся в рамках рассматриваемой тематики.

В качестве заданий при проведении мониторинга могут использоваться искусственно созданные ситуации, проблемные задания, кейсы, в рамках которых ребенок должен продемонстрировать уровень владения конкретными экологическими представлениями. Приведем пример.

«Знатоки природы» 3 класс [10].

Цель: определить уровень сформированности экологических представлений у детей младшего школьного возраста.

Проведение:

1. Перед тобой несколько карточек «Жизнь дерева круглый год», тебе необходимо расположить их по порядку и описать, как меняется внешний вид дерева в зависимости от времени года.

2. Рассмотри три комнатных растения в уголке природы, и определи, какие они по отношению к теплу, свету, и влаге (светолюбивые, теневыносливые, засухоустойчивые, влаголюбивые).

3. Расскажи, как маскируются, приспосабливаясь к условиям среды животные и насекомые, изображенные на карточках (бабочка, кузнечик, заяц, божья коровка, гусеница).

4. Заполни вагоны поезда, карточками с изображением живых объектов природы, составляя пищевую цепочку.

Обработка данных:

Высокий уровень (4-5). Ученик выполнил все задания правильно, смог обосновать свои ответы.

Средний уровень (3-2). При выполнении заданий у младшего школьника возникли несущественные затруднения. В ответах обучающийся допускал ошибки или не использовал объяснения.

Низкий уровень (1). У ребенка возникли значительные затруднения при выполнении заданий: не смог правильно расположить карточки или отказывался от выполнения заданий.

Чтобы мониторинг был проведён качественно, нужно данные диагностики проводить в начале и конце учебного года. Учитывая результаты диагностических заданий, заполняется диагностическая карта с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. По каждому разделу данные суммируются, и вычисляется среднее количество баллов, которое заносится в таблицу показателей экологического воспитания детей. По результатам таблицы строится диаграмма, где отражены общие показатели уровня сформированности экологических представлений детей.

В заключение отметим, что именно оценка результатов образования дает возможность сделать вывод о плодотворности деятельности образовательных систем по внедрению ФГОС. Ведь непрерывное использование методики мониторинговых исследований позволит быстро вырабатывать и реализовывать комплекс решений, необходимых для корректирования хода образовательного процесса и повышения качества образования.

Список используемой литературы

Виноградова, Н. Ф. Теоретические и научно-методические основы ознакомления детей младшего школьного возраста с окружающим миром / Н. Ф. Виноградова. — М. : Вентана-Граф, 2007. – С. 226-232.

Гузеев В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология / В.В. Гузеев. – М.: Народное образование, 2000. – 320 с.

Жукова О.Г. Предметная среда. Сенсорика. Экология. / О.Г. Жукова - М.: Аркти, 2008. - с. 100 -101. 

Зерщикова Т.Я., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим [Текст] / Зерщикова Т Я., Ярошевич Т. Н. - М.: Дошкольное воспитание, 2005. - с. 3-9 

Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: Издательский центр «Академия». М., 2002. 193 с.

Соломенникова О. Диагностика экологических знаний дошкольников // Дошкольное воспитание, 2004, N 7 - С. 21 - 27.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] // Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с.

Федеральный Закон об образовании в Российской Федерации [Текст]: [федер. Закон: принят Гос. Думой 21 дек. 2012]. – М.: Проспект, 2015. – 160 с.

Цветкова, И. В. Экология для начальной школы. Игры и проекты / И. В. Цветкова. – Ярославль : Академия развития, 2007. - 192 с.

Режим доступа: https://parnts.ru/diagnosis-of-the-level-of-ecological-culture-in-senior-preschoolers-diagnosis-of-environmental-education-of-children-of-preschool-age/

Просмотров работы: 63