ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Менлакаева К.А. 1, Абрамовских Н.В. 1
1Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В «Национальной программе повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации» отмечается, что существенно усложнившаяся в последнее время финансовая система, ускорение процесса глобализации и появление широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг сегодня ставят перед людьми весьма сложные задачи, к решению которых они оказываются неподготовленными [2]. Финансовая грамотность занимает значимое место в структуре функциональной грамотности современного человека. Развитие человечества происходит настолько быстро и интенсивно, что сложно порой перестраиваться в условиях неблагополучной экономической и финансовой ситуации во всем мире. Кризисы и дефолты постоянно сотрясают человеческую жизнь, перестраивая ее по типу «взлетов» и «падений». Так, одной из главных проблем, с которой столкнулось современное общество, является отсутствие финансовой грамотности [1]. Сейчас это стало особенно актуальным и ярко проявленным. Многие взрослые столкнулись с проблемой незнания и неумения управлять своими финансовыми потоками, следовательно, их не обучали этому целенаправленно, и они не могут сформировать правильное отношение к деньгам у своих детей. Именно поэтому в современных условиях возрастает роль финансовой грамотности населения [4, с. 270]. Важно понимать, что умение управлять финансовыми потоками – не врожденная способность человека, а приобретенная система представлений, ценностей и сформированных привычек, и потому формирование данных умений целесообразно начинать уже с начальной школы [3].

Изучение курсов «Финансовая грамотность» в начальной школе в качестве цели обучения ставит «формирование у детей умений и навыков для принятия финансовых решений в повседневной жизни и в процессе взаимодействия с финансовыми институтами [5, с. 5]. Учитывая то, что функциональная грамотность человека, в том числе подрастающего, является основным условием качества его жизни и социальной безопасности общества, подтверждается значимость решения международного педагогического сообщества, посчитавшего, что задача формирования финансовой грамотности обучающихся является одной из первостепенных, требующих особого внимания. Финансовая грамотность позиционируется как один из базовых навыков XXI века. Современные дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни человека. Они слышат разговоры о деньгах дома, по телевизору, на улице. Рано понимают — деньги позволяют получить желаемое, и начинают стремиться к самостоятельному использованию денег [6]. Поэтому дети нуждаются в приобретении представлений о ценности денег и семейном бюджете. В связи с этим, необходимость внедрения курсов финансовой грамотности в школах обусловлена тем, что современные дети самостоятельно покупают товары, пользуются банковскими картами и мобильными приложениями. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками рано становятся активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.

Для подтверждения необходимости внедрения курсов по формированию финансовой грамотности у детей младшего школьного возраста была проведена диагностика по выявлению уровня сформированности данных умений у учеников начальной школы в возрасте 7-8 лет. Диагностика включала в себя 3 комплексные методики, целью которых являлось выявление уровня сформированности знаний у детей младшего школьного возраста о финансовых продуктах и сферах, основных характеристик потребителя, связанных с общим отношением к личным финансам, способности к принятию финансового риска, а также умения предпринимать другие эффективные действия, для улучшения собственного финансового благосостояния.

Первая анкета, включающая в себя 6 тестовых вопросов, была направлена на определения степени сформировнности финансовой грамотности у обучающихся начальной школы на уровне представлений и знаний: выявлялось, имеют ли школьники представление о том, что такое кредит, банковская карта и прочее. Согласно результатам данной методики, среди опрошенных 25 учеников у 24% сформирован высокий уровень знаний в финансовой области. Это свидетельствует о том, что дети способны различать финансовые продукты, давать им элементарную характеристику с указанием признаков, свойственных для каждого из них. Такие дети раньше начинают учиться общаться со старшими на их уровне, стараются освоить, и не безуспешно, взрослые правила игры. При этом они находятся в активной позиции участников событий, способны отразить имеющиеся знания в играх, готовы к общению со взрослыми, задают им множество вопросов и самостоятельно пытаются найти на них ответы. Чаще всего, родители финансово просвещенных детей ставят целями научить их планировать свои расходы, осознавать, что к выбору будущей профессии необходимо относиться с ответственностью, так как это является основным источником доходов в будущем и именно осознанный выбор сферы деятельности даст ребенку ту финансовую основу, на которую он может опереться.

У 36% обучающихся сформирован средний уровень финансовой грамотности. При ответе на вопросы анкеты вызывали затруднения вопросы, решение которых требовало включения личного жизненного опыта. То есть, в теории данные обучающиеся знают, что такое финансовые продукты, но не понимают, для чего они нужны и, главное, как их применять в реальной жизни, как проецировать финансовые ситуации в реальную жизнь. У таких детей имеется неустойчивый интерес к потребностям своей семьи, труду родителей. Они добросовестно относятся к материальным ценностям, но большую заботу проявляют лишь к вещам личного пользования. Как правило, в таких ситуациях рекомендуется переносить на ребенка ответственность за некоторые «личные» затраты, так как у него не хватает опыта работы с финансовыми продуктами и в финансовых сферах. Дети со средним уровнем сформированности финансовой грамотности имеют затруднения в понимании того, что происходит с его личным или семейным финансовым положением, когда деньги поступают, и что происходит, когда деньги тратятся? Для того, чтобы считать итоговые цифры за определенный период, нужны только навыки сложения и вычитания. Поэтому данный вид работ возможен даже в первом классе. Главное, объяснить школьнику алгоритм движения денег, их приход и расход, используя для этого простейший финансовый отчет, состоящий из двух колонок: доходов и расходов с подсчетом того, что остается после любого движения [7].

Третья, самая многочисленная группа детей согласно результатам данной анкеты (40%), это обучающиеся с низким уровнем сформированности финансовой грамотности. Дети не знают, что такое финансовые продукты, какие они бывают и не понимают принцип финансовых отношений. Основным объяснением всех финансовых операций, как правило, считают деятельность взрослых. Они слабо понимают, как происходит процесс обмена, покупки чего-либо, для чего и как копить деньги, не могут объяснить смысл финансовых понятий, не проявляют интереса к потребностям семьи, не проявляют интереса и бережливости к вещам личного пользования. Обычно ребенок с низким уровнем сформированности финансовой грамотности имеет нечеткое представление о профессиях. Затрудняется в оценке значимости труда. Отношение к деньгам не осознанное. Имеет не четкое представление о таких нравственных качествах как: щедрость, доброта, вежливость и т.д.

Вторая методика включала в себя как тестовые, так и составные вопросы. Интерпретация результатов позволила выявить, что средний балл среди обучающихся колебался от 7 до 11. Согласно описанию методики, данные показатели свидетельствуют о среднем уровне сформированности финансовой грамотности у обучающихся. Наиболее частыми ошибками у детей являлись следующие:

Правильным ведением бюджета считается то, при котором доходы…

а) больше расходов;

б) равны расходам;

в) меньше расходов.

Часть денежного дохода, которую люди откладывают для будущего?

а) сбережения;

б) инвестиции;

в) потребление;

г) нет правильного ответа.

Соедини существенный признак торгового предприятия с его названием: 

Название 

Характеристика 

Магазин

Место обмена товарами по договорным ценам 

Биржа 

Место, где производится продажа товаров по стабильным на определённый период ценам 

Аукцион

Место, где заключается сделка о продаже товара  

Рынок

Продажа особо редких и ценных вещей партиями с отсроченным платежом 

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что дети редко бывают включены в решение финансовых операций. Данные, полученные в ходе диагностики финансовой грамотности показывают, что у детей наблюдались неглубокие знания и представления об экономической жизни людей; они имеют средний уровень умений отражать финансовую действительность в разных видах деятельности, так как полученные знания им не интересны и у них не возникало желания их отразить; имеющиеся у них знания нечеткие, поверхностные; имеют достаточно представлений об окружающем мире, но не умеют использовать знания; под руководством взрослого могут организовывать свою деятельность, своевременно выполняют поручения; порученную работу выполняют вовремя и добросовестно только под чьим – либо руководством; не всегда активны, но способны проявлять упорство в достижении цели.

Сложившееся положение объясняется тем, что учителя и родители уделяли мало внимания экономическому воспитанию из-за отсутствия у них необходимой информации по данному вопросу, специальной программы и целенаправленной работы с детьми.

Третья методика включала в себя 4 финансовые ситуации. При выполнении данных заданий детям дается возможность принять на себя роль персонажей из заданий. Так, ребенок познает финансовую сферу в игре, что существенно увеличивает шансы осознания ребенком принципов и механизмов финансовых действий. К примеру, в одном из заданий авторами описывается герой книги Н. Носова «Незнайка на Луне» Пончик [8]. Герой создают собственное торговое дело. Для того, чтобы выполнить задание, обучающемуся необходимо смоделировать собственные действия по составлению конкуренции персонажу. Таким образом, ребенок имеет конкретную жизненную ситуацию и продумывает собственные шаги для улучшения своего финансового состояния. Большинству обучающихся выполнение данного комплекса заданий оказалось не по силам. По результатам методики подавляющее большинство (52%) обладает низким уровнем сформированности финансовой грамотности. Если при выполнении заданий первых двух методик, где в большей степени требовались знания в финансовой сфере, школьники в целом справлялись с задачей, то при переходе на виды заданий, требующих применения их на практике, обучающиеся испытали огромные трудности. Это говорит о том, что у обучающихся не развит экономический образ мышления, не привито чувство ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, не сформирован опыт применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области финансов и экономики семьи.

Таким образом, необходимо отметить, что финансовая культура в современном развитом и быстро меняющемся мире стала еще одним жизненно необходимым элементом в системе навыков и правил поведения. Финансовая грамотность позволит человеку не зависеть от обстоятельств, от воли других людей, системы. Образованный человек сам станет выбирать те пути в жизни, которые будут для него наиболее привлекательными, создавая материальную основу для дальнейшего развития общества. Результаты диагностики подтвердили актуальность выбранной темы и необходимость формирования финансовой грамотности у детей младшего школьного возраста. Решение проблемы приобщения детей к финансовой сфере – это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе, к формированию с детского возраста образа своей будущей жизни. Хороший уровень финансовой грамотности необходим каждому человеку не только для достижения его личных финансовых целей, но и для обеспечения жизненного цикла.

Список литературы:

Смирнова Наталья Владимировна Актуальность повышения уровня финансовой грамотности школьников // Научные исследования. 2016. №4 (5). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnost-povysheniya-urovnya-finansovoy-gramotnosti-shkolnikov (дата обращения: 10.01.2020).

Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.misbfm.ru/programma-fingramotnosti-naseleniyarf#_Toc2313584511.

Вендина А.А. Применение кейс-метода приобучении финансовой грамотности в начальной школе // Практические аспекты дошкольной и школьной педагогики: сб. ст. по матер. II междунар. науч.-практ. конф. No 2. –Новосибирск: СибАК, 2016. –С. 30-35.

Французова О. А. Развитие финансовой грамотности воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов как возможный путь их социализации // Социализация личности в условиях глобализации и информатизации общества: Сборник материалов международной научно-практической конференции, г. Тверь 8 февраля 2016 г. / Сост. и ред. И. Ю. Синельников.- М.: ИСРО РАО, 2016.- С. 270-275

Абросимова Е. А. Финансовая грамотность: учебная программа. Детские дома, школы-интернаты.- М.: Вита-пресс.- 2015.- 24 с.

Ульева Е. Откуда берутся деньги?: Энциклопедия для малышей в сказках. Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 45 с.

Формирование основ финансовой грамотности у детей и подростков: сборник методических разработок. Ставрополь: СКИРОПКиПРО. 2016. 147 с.

Корлюгова, Ю. Н.Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014 — 64 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»)

Просмотров работы: 709