ЖЕНЩИНА И КОНТРАБАС - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ЖЕНЩИНА И КОНТРАБАС

Корнева Е.А. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном музыкальном искусстве растёт количество женщин, являющихся исполнителями на контрабасе, не только в академической музыке, но и в джазовой индустрии. Как женщины приходят к выбору такого инструмента?

Первичную роль играет интерес к данному инструменту и музыкальному жанру. Интерес может появиться в детстве, особенно если в семье есть джазовый музыкант, а может появиться и в 17 лет, если раньше не было возможности приноровиться к данному стилю музыки. Чаще всего начинающих контрабасисток привлекает гармоническая и ритмическая сложность данной музыки. Контрабас сам по себе не является ведущим инструментом в музыкальном составе, а является частью ритм-секции, поддержкой ритма и гармонической сетки. Однако джазовый стиль предоставляет исполнителям возможность экспериментировать. Это очень необычно, когда на концерте начинает звучать соло или главная мелодия на контрабасе.

Женщины по-разному приходят к тому, чтобы начать профессионально осваивать контрабас. Например, у кого-то был интерес к симфонической музыке и он играл на скрипке, а затем, услышав контрабас, проявил интерес к нему. А кто-то начинает играть на бас-гитаре, которая, по сути, является родственным инструментом контрабаса, а затем постепенно начинает осваивать и его.

Начать учиться играть на контрабасе женщины могут в любом возрасте. Если раньше были только большого размера 4/4 советские московские контрабасы из тяжелой фанеры, либо чешские и немецкие, которые являлись слишком громоздкими для детей, то сейчас прогресс дошёл и до музыкальных школ. Есть маленькие контрабасы ½ и можно начинать играть на них с самого раннего возраста.

Как складывается карьера джазовых женщин-контрабасисток и какие сложности могут возникать?

Реализация в профессиональной деятельности у каждой современной женщины-контрабасистки занимает чуть ли не первое место, помимо остальных потребностей в жизни, особенно среди студентов музыкальных ВУЗов. Хочу отметить, что контрабас не из «лёгких» и требует большой воли для его освоения, поэтому первые этапы обучения – самые сложные и занимают несколько лет. Конечно, от психологии самого музыканта тоже зависит, сколько для освоения ему потребуется времени, но также бывает и от обстоятельств. Например, правильный выбор педагога. Очень важно любому музыканту иметь хорошего педагога-наставника, который будет помогать своему студенту не только в психологическом аспекте, но и правильно формировать свой профессионализм в музыкальной среде.

Помимо того, чтобы руки женщины-контрабасистки физически привыкли к широкой мензуре контрабаса, а также, чтобы в обеих руках сформировались мышцы и окончательно затвердели мозоли, нужно ещё уделять внимание развитию чувства ритма, чувства формы произведения и его гармонии, а также иметь возможность как можно практиковаться с остальными джазовыми музыкантами, формируя комбо-составы. Они, в основном, состоят из солистов (духовые инструменты, вокал) и ритм-секции (фортепиано, электро-/акустической гитары, контрабаса и ударной установки. В таких ансамблях можно практиковать не только аккомпанемент и импровизационное соло, работу с выстраиванием звука инструмента и подбора нужных частот, но и в полной мере проявлять всю свою творческую эрудицию. Также контрабас может быть задействован в биг-бэнде – это джазовый оркестр, который состоит из двух групп: солистов и ритм-секции. Здесь контрабас, в основном, выполняет только роль аккомпанирующего инструмента.

Существует ещё один важный аспект для женщины-контрабасистки. Это занятие спортом. В принципе, любому музыканту следует заниматься спортом. К сожалению, большинство современных музыкантов совсем не уделяют внимание к здоровью своего тела. Помимо индивидуально правильного питания, занятие спортом помогает пребывать в хорошей физической, а, следовательно, и психологической форме.

Существует ещё ряд проблем, возникающих у женщины-контрабасистки, и для этого есть отдельные рекомендации. Прежде, чем начать долговременное занятие или перед выступлением на концерте, следует питаться калорийной пищей. Эффективное исполнение на контрабасе требует такое же количество ресурсов, сколько двухчасовое занятие в спортзале.

Кроме большой активности мозга и рук во время исполнения, часто страдают у женщин-контрабасисток ноги и нижняя часть спины. Необходимо уделять внимание своему телу, делать различные массажи, носить удобную одежду и обувь в повседневной среде. Виды спорта, которые могут оказать хорошую поддержку для тела и мозга, – это занятие пилатесом, йогой, танцы, и любые занятия на гибкость, что очень полезно для женщины. Развитие физической выносливости может понадобиться для следующей проблемы.

Дополнительной нагрузкой на ноги и спину также является переноска контрабаса. Часто страдает шейно-воротниковая зона. Поэтому в переноске громоздкого инструмента либо следует просить помощь у любого человека, либо купить специальную тележку для контрабасов, либо нанимать транспортные средства.

В заключении, из всего вышеперечисленного следует, что, помимо профессионализма, есть не менее жизненно важные пункты, такие как физическое и психологическое здоровье. Психологически здоровый человек наиболее способен противостоять стрессам и тревожности, иметь здоровые взаимоотношения с людьми, находить во всём пользу и полностью раскрывать весь свой потенциал.

Список литературы:

Туганов В. Г. Звуковые возможности контрабаса: история и современность. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zvukovye-vozmozhnosti-kontrabasa-istoriya-i-sovremennost-1/viewer

Просмотров работы: 64