Александр Порфирьевич Бородин – известный русский композитор XIX века, входивший в творческое объединение «Могучая кучка». Одно из фундаментальных творений композитора – опера «Князь Игорь», написанная на сюжет величайшего творения древнерусской литературы – «Слова о полку Игореве». Опера состоит из 4 действий с прологом, работа над ней шла около 18 лет, либретто и многие темы писал сам Бородин, однако завершали оперу Римский-Корсаков и Глазунов. Премьера была триумфальна и вызвала восторг у публики.
Опера «Князь Игорь» имеет национально-государственную концепцию. В ней 4 главных героя (Князь Игорь Святославович – непосредственно сам главный герой, Ярославна – жена его, Кончак – половецкий хан, Князь Владимир Галицкий – брат Ярославны), каждый из которых прямо или косвенно взаимодействует друг с другом. Образ каждого персонажа утрирован и показывает не столько индивидуальность натуры определенного героя, сколько обобщенный характер русского народа. Характеры основных действующих лиц композитор раскрывает в сольных номерах – ариях – которые являются портретами главных героев. Драматургия строится на контрастах в образах главных персонажей, а также на их сопоставлении относительно самого Князя Игоря.
Сюжет оперы опирается на «Слово о полку Игореве», но не является его точной копией, скорее это вольная трактовка композитора на события, описанные в летописи. Главный герой – Князь Игорь, является идеализированным портретом князя, правителя, государственного деятеля, а также доблестного воина и полководца. Образ Игоря – крупнейший и основной для всей оперы, относительно него строятся и сопоставляются все другие образы. Он глубоко раскрыт в Арии Князя Игоря. Также стоит упомянуть, что, согласно летописным источникам, Князю было 34 года, т.е. он был достаточно молодой человек.
В летописи Игорь имеет как положительные, так и отрицательные качества, там он показан как честолюбивый и недальновидный политик. Бородин же придает ему черты благородного положительного героя, действующего только в интересах защиты родной земли. Князь показан как богатырь, народный былинный воин. Даже его поражения и недостатки в опере воспринимаются как нечто мудрое и величественное. Бородин приблизил образ князя-витязя к образам русских летописей с их глубоко-государственными тенденциями. Героический, смелый, но тем не менее скептик и реалист, Князь мужественно ведет войско в поход на половцев сражаться во славу Руси, и никакие приметы и предзнаменования в виде солнечного затмения его не останавливают. Игорь почтенный, народ его славит (опера начинается с хора «Слава»). Но каким бы сильным и мужественным патриотом он нам не казался, Игорь предстает как крупная личность, тонко чувствующая натура, ничто человеческое ему не чуждо. Он строгий отец и любящий супруг. Музыкальная характеристика Князя Игоря во многих отношениях близка характеристики его верной жены – Ярославны. Они предстают как согласная чета и воплощают собой совершенную гармонию любви.
Значительную роль в опере играет Ярославна – она является центральным женским образом. Благородство и простота её величавости, человечность её чувствований, её стойкость в речах делают Ярославну эталоном русской женщины. Она показывается нам в каждом действии с разных сторон. Она верная жена, провожающая Князя на бой. Мужественная княгиня, на хрупкие плечи которой ложится управление государством в отсутствие мужа. Справедливая покровительница, защищающая бедных девушек. Но ярче всего ее образ раскрывает известнейший «Плач Ярославны», который можно обозначить как главный кульминационный момент оперы. Это не обычный бытовой причет. Он выражает преданность, любовь и беззаветное самоотвержение, но кроме этого символизирует всенепременную победу над тёмными силами зла. Поэтический плач-причитание – глубокая боль за судьбу Родины и женское горе, родные каждой русской девичьей и материнской душе во все тягостные эпохи русской истории. Ярославна – одна из тех русских летописных женщин, что бились с врагами и сгорали со своим народом.
Но не все образы в опере идеализированы. Главный отрицательный персонаж – Владимир Галицкий и его пьяный княжий двор проходимцев и подхалимов через этический контраст противопоставляет и высветляет позитивный образ Князя Игоря. Портрет своевольного гуляки, «князя-босяка» показывается в «Песне Галицкого». В ней ярко очерчены и широкая разгульность, и презрение к народу, и эгоистическое честолюбие князя. Физическая сила князя и отсутствие моральных ценностей являются точным антиподом его сестры Ярославны, которая сильна духом и противостоит брату.
Очень интересно в опере показано противопоставление образов русского народа и половцев. Восток в опере показан широко, красочно, правдиво. Для Бородина враг не означает плохой, как и свой не означает хороший. Образ половцев олицетворяет Хан Кончак. Физическая ловкость, лихость, молодечество, удаль – вот что характеризует рыцарей степи – половцев. Игорь борется за жизнеспособность русского государства с сильными, смелыми, мужественными половцами. Враги в опере показаны не как отрицательные и агрессивные захватчики. Наоборот, они – достойные противники. Образ Хана Кончака раскрывает его ария. Воинственность, энергия, властность, но также вкрадчивость и горделивость – вот какие качества присущи половецкому Хану. Он своенравен и жесток, тем не менее, проявляет уважение к Игорю. Великодушие, хитрость и благородство Хана проявляется в его фразе: «Ты мне не пленник, ты – гость». Именно в отношениях Кончака и Князя Игоря проявляется человеческое благородство к противнику. Бородин показал свое понимание народно-национальной идеи «похода» с чуткостью великого художника.
Таким образом, мы понимаем, что Бородин в опере «Князь Игорь» представляет образы разнообразные и многогранные. В основе каждого героя лежит собирательная характеристика личности русских людей, и именно из нее и вырастает самобытный и индивидуальный образ всенародного духовного единства русской нации.
Список литературы:
1. Асафьев Б. Избранные труды. Том 3. М.: Издательство Академии наук СССР, 1954.
2. Бородин А. Князь Игорь. М.: Музыка, 1979.
3. Васильева С. Проблема личной духовности в концепции оперы А. Бородина «Князь Игорь» // Музыкальный театр XIX–XX веков: вопросы эволюции. Ростов н/Д: Гефест, 1999. – С. 116–126.