ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ В КЛАССЕ ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВОГО ВОКАЛА - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ В КЛАССЕ ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВОГО ВОКАЛА

Григоренко Е.С. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Правильно выстроенный коммуникативный диалог педагога с учеником/студентом, очень важный аспект в организации проведения, как индивидуальных занятий, так и ансамблевых. Вокальный аппарат – крайне тонкий инструмент, если инструменталист может видеть инструмент и свой аппарат, то для вокалиста главным приоритетом ставятся личные и переданные педагогом ощущения. Эстрадно-джазовый вокал занимает свою определенную нишу наравне с академическим и сольно-народным вокалом. Но есть одно принципиальное отличие – правильная работа с микрофоном, отсюда вытекает и своя специфика звукоизвлечения и звуковедения.

Как профессионал, педагог эстрадно-джазового вокала должен обладать следующими качествами:

Педагогическая направленность: основное качество учителя, заключается в умении расположить к себе ученика/студента и уметь вести его за собой.

Педагогические способности: педагог должен уметь просто, ясно и интересно передавать обучающимся свои знания; творческий склад мышления, позволяющий избегать штампов.

Педагогическое мастерство: знания педагога должны быть глубокими и разносторонними. Необходимо также уметь применять их на практике.

Формирование общения в классе актуализируется в условиях творческой атмосферы, где формы диалогического доверительного общения являются целью коммуникативного взаимодействия педагогического воспитания в вокальном классе.

На начальных этапах обучения учеников/студентов, не имеющих определенной подготовки, возникают трудности в общении из-за еще не доверительных взаимоотношений. Вследствие чего возникает психологический дискомфорт, который отрицательно может повлиять на творческий процесс занятий. Также возникают ситуации, при которых некоторые студенты не всегда понимают поставленных перед ними вокально – технических задач, часто не видят конечной цели своего обучения. В результате само вокальное исполнительство начинает представляться обучающимся чем-то очень сложным и практически недостижимым, и может способствовать постепенной потере интереса к занятиям. В данном случае кропотливая работа педагога заключается в педагогическом воспитании на первоначальном этапе обучения. В общении с обучающимися нужна твердая уверенность в себе. Если педагог по вокалу в чем-то не уверен – это немедленно отразится на уроке, произведет плохое впечатление, приведет к потере педагогического авторитет. Педагогу очень важно уметь заинтересовать, вести за собой и показывать достойный пример для обучающихся.

Частые проблемы, возникающие, как на начальных этапах, так и в ходе обучения, и способы их решения:

а) Физическая и психологическая скованность, зажимы: в данном случае помогут актерские тренинги, которые может организовать сам педагог. Самое главное – повсеместный анализ с учеником о его состоянии. Следует выявить очаги зажимов и с помощью различных упражнений, (как физические, так и психологические) остановить развитие скованности.

б) Если студент ранее обучался академическому или народному вокалу: если студент ведет активную концертную жизнь, педагогу следует тактично объяснить, что на какое-то время придется приостановить данную деятельность, чтобы выстроить правильную певческую позицию. В данном случае, если студент соглашается, требуется кропотливая работа и некоторое количество времени для того, чтобы вывести студента на высокий уровень, чтобы избежать множества различных проблем, таких как: 1) плохое певческое интонирование; 2) излишний объем и другие технические проблемы.

Часто бывает, что взаимоотношения педагога и ученика не складываются по каким-либо личным причинам. Ученик может просто не нравиться педагогу, и наоборот. В данном случае следует перенаправить ученика к другому педагогу, так как в недоверительных отношениях найти общий язык не удастся, что приведет к неуверенности ученика и потере интереса к вокалу.

Важным аспектом в ходе работы с обучающимися в классе эстрадно-джазового вокала является – уважение и педагогический такт. В ситуациях, когда студент перестает заниматься или явственно понижается интерес к занятиям в связи с какими-либо обстоятельствами, педагог предпринимает решение обсуждать ученика при других учениках или педагогах, тем самым ставя его в неловкое положение. Но педагог должен понимать, что данная тактика подходит не для всех студентов. На одну категорию студентов это подействует положительно, а другая категория вовсе закроется или, что хуже - ученик будет бояться своего педагога. Во всем должен быть расчетливый подход, так как каждый ученик обладает своим индивидуальным темпераментом.

Так как психологических темпераментов может быть достаточно много, педагог должен знать о некоторых из них:

Сангвиник – общительный, быстро говорящий, с эмоционально окрашенной речью. С учениками такого типа нужен строгий режим, требовательность, их нужно постоянно держать в руках.

Холерик – неуравновешенный, легко и быстро раздражающийся. Работает настойчиво, но должен долго отдыхать для восстановления работоспособности.

Флегматик – спокойный, с пониженной эмоциональной возбудимостью, как правило, упорный труженик.

Меланхолик – легко ранимы, боязливы, стыдливы. Меланхоликов надо поощрять и поддерживать при преодолении трудностей.

Ученик может совмещать в себе сразу несколько психологических темпераментов, например, сангвиник+холерик, меланхолик+холерик и т.д.

Занятия с учеником – творческий процесс. Педагогу следует помнить все чему мы хотим научить ученика, следует не диктовать, а совместно, как бы «заново» открывать, включая ученика в совместную работу.

Список литературы:

Задачи и принципы вокальной педагогики. Роль педагога в воспитании молодого вокалиста. URL: https://studopedia.su/11_6012_zadachi-i-printsipi-vokalnoy-pedagogiki-rol-pedagoga-v-vospitanii-molodogo-vokalista.html

Методическая разработка на тему: «Процессы общения в музыкальной деятельности». URL: https://multiurok.ru/files/mietodichieskaia-razrabotka-na-tiemu-protsiessy-obshchieniia-v-muzykal-noi-dieiatiel-nosti.html

Просмотров работы: 16