Формы и методы в экологическом образовании, воспитании и просвещении разных возрастных групп - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Формы и методы в экологическом образовании, воспитании и просвещении разных возрастных групп

Груздева Н.В. 1, Савватеева О.А. 1
1Государственный Университет "Дубна"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Экология как особое направление науки возникла в 19 столетии, и тогда она была лишь частью зоологии и рассматривала взаимоотношения животных, сообществ между собой и с окружающей средой.

По мере развития общества экология все больше приобретает социальное значение. В настоящее время она стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать их среду обитания приемлемой для существования. Общество осознало это, когда уже стали видны отрицательные последствия потребительского отношения людей к природе, когда состояние окружающей среды отрицательно сказалось на здоровье людей.

В современных условиях экологической обстановки наиболее остро встает вопрос о повышении качества экологического образования. Чтобы понять и осмысленно работать в области экологического образования, для начала нужно запомнить четыре закона, сформулированных в популярной форме американским ученым Барри Коммонером [1, 2]. Основные законы экологии [2]:

1. «Всё связано со всем». Закон всеобщей связи процессов и явлений в природе. Этот закон призван предостеречь человечество от необдуманного воздействия на отдельные части экосистем, которое может привести к непредвиденным последствиям.

2. «Все должно куда-то деваться». Закон о хозяйственной деятельности человека, которому нужно помнить, что отходы его деятельности необходимо уменьшить, или находить способы их вторичного использования.

3. «Природа «знает» лучше». Закон разумного, сознательного природопользования. Надо помнить, что человек – часть природы, а не ее покоритель, поэтому необходимо сотрудничать с природой, а не заниматься ее постоянным преобразованием.

4. «Ничто не дается даром». Все, что человек взял у природы, ему придется вернуть, возместить.

Во многом наше существование определено этими законами, однако мы об этом зачастую не подозреваем. Все чаще экологическая информация входит в нашу жизнь из различных сфер человеческой деятельности (образование, медицина, промышленность, культура и др.). И чаще всего людям не хватает знаний в области экологии, чтобы правильно оценить полученную информацию. Иногда обычные сведения о количестве выбросов в окружающую среду вызывает панику и множество разных слухов, не относящихся к реальной ситуации.

Мы можем жить с источниками экологической опасности, не зная об их влиянии на наше здоровье, выращивать овощи рядом с автотрассами, купаться и ловить рыбу в реках рядом с трубами сточных вод и делать многое другое. И возникает огромное заблуждение среди населения: люди считают, что повлиять на состояние окружающей среды может только правительство. Такую точку зрения можно объяснить тем, что длительное время в большинстве образовательных учреждений уделялось недостаточное внимание экологии и экологическому образованию.

1. Общие понятия и подходы в системе экологического образования

Определение экологического образования принято связывать с первой конференцией по этой тематике, прошедшей в 1970 г. в г. Карсон-Сити (США, Невада). Там была принята такая формулировка: “Экологическое образование представляет собой процесс осознания человеком ценности окружающей среды и уточнение основных положений, необходимых для получения знаний и умений, необходимых для понимания и признания взаимной зависимости между человеком, его культурой и его биофизическим окружением. Экологическое образование также включает в себя привитие практических навыков в решении задач, относящихся к взаимодействию с окружающей средой, выработки поведения, способствующего улучшению качества окружающей среды”.

Цель экологического образования в школе, по мнению Хотунцева Ю.Л., – формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, направленных на воспитание моральной ответственности личности за состояние окружающей среды, осознание необходимости постоянной заботы о ней. Потенциал экологического образования заключается в преобладании духовно-нравственных ценностей, способности личности принимать экологически верные решения, опираясь на законы морали и нравственности.

Что понимается под экологическим образованием? Известный специалист в области экологического образования И.Д. Зверев предлагает рассматривать экологическое образование как “…непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды…”. Он подчеркивает, что педагогические задачи экологического образования касаются:

обучения (овладение знаниями о взаимосвязи природы, общества и человека; формирование практических умений по разрешению проблем);

воспитания (ценностные ориентиры, мотивы, потребности, привычки активной деятельности по охране окружающей среды);

развития (способность анализировать экологические ситуации; оценивать эстетическое состояние среды) [2].

Экологическое образование осуществляется в комплексе с экологическим воспитанием. Экологическое воспитание – формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств, естественных ресурсов. Целью экологического воспитания является формирование духовного и практического опыта взаимодействия человечества с природой.

Экологическое воспитание предполагает формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Экологическое сознание – сложный феномен, его развитие предписывает необходимость воздействия на интеллект, эмоции и волю школьника.

Когда речь идет об экологическом сознании, то имеют в виду ряд его характеристик:

интерес к проблемам окружающей среды;

озабоченность экологическими позициями населения;

сознание и чувство ответственности за состояние среды и причастность к тому, как экологические проблемы будут решаться;

готовность к экологической деятельности.

В структуру сознания включаются экологические ценности, которые определяют систему норм экологического поведения человека. Экологическое поведение складывается из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности (мотивы в своем развитии проходят следующие этапы: возникновение, насыщение содержанием, удовлетворение). По убеждению А.А. Павлова, у большинства школьников не сформированы ценностные экологические ориентиры, не достаточно развиты практические природоохранные умения, отсутствует потребность постоянного общения с природой, недостаточен уровень убежденности в необходимости её охраны, осознание своей причастности к этому важнейшему общечеловеческому делу.

Можно сделать вывод о том, что экологического образования и воспитания – это специальный, целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности. Основной целью экологического образования и воспитания является формирование экологической культуры.

Наряду с термином «экологическое образование» активно употребляется термин «экологическая культура». В одних случаях он применяется как синоним первого выражения, в других формирование экологической культуры рассматривается как конечная цель экологического образования [2].

По В.А. Ясвину, экологическая культура – “…это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности…”. У человека может быть достаточно знаний, но при этом в своей повседневной жизни он их может и не применять, так как у него не сформирована экологическая культура.

Экологическое просвещение – это распространение экологических знаний об экологической безопасности, здоровом образе жизни человека, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов в целях формирования экологической культуры в обществе [3].

2. Формы экологического образования

Экологическое образование, воспитание и просвещение необходимо для разных возрастных групп: дошкольников, школьников, студентов и взрослого населения.

Формы экологического воспитания дошкольников и школьников:

1. Занятия / уроки

2. Экологические праздники

3. Экскурсии

4. Труд

5. Участие в конкурсах и олимпиадах

6. Работа с родителями

Формы экологического воспитания студентов:

1. Занятия

2. Экскурсии

3. Труд

4. Участие в акциях и конкурсах

5. Кинофестивали

6. Участие в конференциях и форумах

Формы экологического воспитания взрослого населения:

1. Социальные рекламы

2. Лекции

3. Массовые мероприятия

4. Экологическое волонтерство

Прежде чем привести методы, использующиеся непосредственно в экообразовании, необходимо выделить основные методы, которые применяются в образовательных процессах в различных учреждениях, но основе которых и складывается современное экологическое образование.

2.1. Классические методы

К классическим относят развивающие технологии, тестовые технологии, технологии адаптивной системы, технология опорных сигналов Шаталовой, модульно-блочные технологии, игровые технологии, здоровье сберегающие технологии, конструирование учебной информации, продуктивные и репродуктивные технологии, технологии дискуссионного урока, технологии на основе активизации познавательной деятельности, технологии проведения нетрадиционных занятий, информационные технологии, интегративное обучение, проблемное обучение (кейс-стади), технологии педагогической коррекции, технологии деловой игры, технологии нетрадиционных лекций, технологии дифференцированного обучения, комбинированные занятия, технологии авторские педагогические, технологии разноуровнего обучения, технологии метода проектов, дискуссии, как проблемно-поисковые технологии.

2.2. Инновационные методы

Общим направлением инноваций становится индивидуализация образовательных траекторий, активизация самостоятельной работы, повышение уровня мотивации и ответственности за качество освоения образовательных программ самими обучающимися. По сути преподаватель, учитель и т.п. должен задать вектор обучающимся, и они сами должны изучить материал и понять, что им необходимо. Они отличаются от традиционных такими особенностями, как «вынужденная активность», принудительная активизация мышления и деятельности, повышение эмоциональной включенности обучающихся и творческий характер занятий; обязательность непосредственного взаимодействия обучающихся между собой, также с формирование коллективных усилий, направленных на интенсификацию процесса обучения.

Основные задачи применения инновационных методов обучения сводятся к следующим: формирование навыков продуктивного общения в процессе обучения; развитие умений аргументировать свою точку зрения, четко формулировать и ясно излагать мысли; развитие способности анализировать сложные ситуации, причины их возникновения, выявлять главное и второстепенное, находить способы и средства решения; развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы личности.

2.3. Методы и приемы экологического воспитания

Наглядные методы

В экологическом воспитании наглядными методами выступают:

1. Наблюдение. Оно всегда спланировано и целенаправленно. У наблюдения есть объект, цель, сроки. Целью наблюдения могут быть причины поведения животных, изменения, развитие живых и неживых объектов, установление и изменение свойств, качеств, структуры и внешнего вида наблюдаемого объекта или явления. Наблюдение может проводиться небольшими группами или всем классом одновременно, в рамках образовательной деятельности и вне ее. С.Н Николаева – автор и разработчик системы экологического воспитания в ДОУ, уделяет большое внимание наблюдению, как одному из самых эффективных методов в этой сфере воспитания.

2. Иллюстративно-наглядный материал. Книги, иллюстрации, дидактические карточки, фильмы, видеоролики, фотографии и картины – все это иллюстративный материал, с помощью которого педагог имеет возможность познакомить детей с теми явлениями природы (объектами), которые не доступны для наблюдения в естественных условиях.

Практические методы

Практические методы необходимы для полной интеграции детей в экологическую культуру.

1. Моделирование. Метод моделирование хорошо подходит для детей начальных и средних классов. Он представляет собой замещение реальных объектов (явлений) с помощью схем, знаков, фигур или изображений. Моделирование помогает создать у детей общее представление об изучаемом объекте.

2. Опыты и эксперименты. Опыт в экологическом воспитании – это наблюдение над изучаемым объектом в специально созданных для этого условиях. У опыта должна быть цель и задача. Ход эксперимента должен быть продуман, а также продуманы технологии и средства. Сам опыт логически завершен словесно или письменно.

3. Экологические игры. Дидактические, подвижные, настольные или словесные – игра, это ознакомление, познание и закрепление материала. Игра, как метод экологического воспитания широко используется воспитателями детских садов, так как в дошкольном возрасте игра – ведущая деятельность.

Словесные методы

Под словесными методами мы подразумеваем беседы, рассказы, анализ прочитанного или увиденного. Словесные методы почти всегда подкрепляются наглядными. Беседа всегда предшествует любой игре, эксперименту, наблюдению. Беседа сопровождает любой другой метод.

Одним из словесных методов является чтение художественной литературы. Это может быть, как специальная экологическая литература, рекомендованная учебной программой, так и произведения писателей-классиков. Много авторов уделяли внимание проблемам природы, животного мира, охране окружающей среды.

Методы экологического образования по С.Н. Николаевой [4]:

1. Совместная деятельность воспитателя и детей по созданию и поддержанию необходимых условий жизни для живых существ – главный метод экологического воспитания детей. Он направлен на формирование у них практических навыков и умений. Отслеживание объектов – результатов выращивания – позволяет корректировать складывающиеся навыки и обеспечивает их осознанный характер. Хорошие результаты в экологическом воспитании достигаются, когда этот метод сочетается с опытничеством и моделирующей деятельностью. Забота о вещах, практическое участие в их починке и обновлении также способствуют выработке у детей необходимых практических умений.

2. Наблюдение – метод чувственного познания природы. Обеспечивает непосредственный контакт с природой, живыми объектами, окружающей средой.

3. Метод моделирования занимает значительное место в системе экологического воспитания. Работа с календарями природы, знакомство с изопродукцией, восприятие произведений искусства, создающихся профессионалами (художественных картин, музыкальных и литературных произведений), предметов народного промысла в которых отражены мотивы природы, – позволяют уточнить, закрепить и расширить представления детей, полученные при непосредственном контакте с природой.

4. Игра – это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Эффективность ознакомления детей с природой зависит от их эмоционального отношения к воспитателю, который обучает, дает задания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными. Объединение игры и ознакомления с природой заключается в том, чтобы «погрузить» детей в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия «природного» содержания и связано с выработкой отношения детей к природе, которое в рамках экологического воспитания является конечным результатом.

5. Словесно-литературный метод выделяется в самостоятельный метод в силу большой специфики речевой деятельности. Диалог (разговор, обсуждение) позволяет наращивать и корректировать конкретные представления о природе и деятельности людей в ней. Монолог (рассказ воспитателя, чтение книг) расширяет сферу знаний дошкольников, беседа формирует понимание связей в природе, у дошкольников происходит осознание ее закономерностей.

Экологическое воспитание должно представлять целостную систему, охватывающую всю жизнь человека. Оно должно иметь своей целью формирование мировоззрения человека, основанного на представлении о своем единстве с природой и о направленности своей культуры и всей практической деятельности человека не на эксплуатацию природы и даже не на сохранение ее в первозданном виде, а на ее развитие, способное содействовать развитию общества. В этом и состоит принцип современного антропоцентризма, основанного на понимании того факта, что дальнейшее развитие человечества может состояться только совместно с дальнейшим развитием природы, ее многообразия и богатства. В такой формулировке принцип антропоцентризма практически эквивалентен утверждениям классической педагогики и восходит к Т. Песталоцци, М. Монтеню, Ж.Ж. Руссо, утверждавшим, что цель воспитания – развитие симпатии к другим людям и любви к природе [9].

Важным условием жизни современного общества является экологическое сознание населения, которое заключается в формировании мировоззрения человека, направленного на гармоничное взаимодействие с окружающей средой, с людьми, с самим собой [6].

На мой взгляд, формирование экологической культуры и экологической грамотности следует начинать уже в дошкольном возрасте, кто-то подумает, что эта мера преждевременна, но возрастная психология говорит нам, что 5-6 лет – это именно тот возраст, когда ребенок наиболее подвержен познанию. В этот период у ребенка складывается отношение к себе и окружающему его миру, поэтому очень важно не упустить этот момент. В детском саду работа по формированию экологической культуры и экологическому воспитанию должна вестись в двух направлениях, непосредственно с детьми и во взаимодействии с семьей. Именно на стадии дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления от природы, накапливает представления о различных формах жизни, т. е. в нем формируются фундаментальные принципы экологического мышления и сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Методология формирования экологической культуры у дошкольников основана на принципах интерактивного развивающего обучения и направлена ​​на развитие личности ребенка, умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту мира вокруг них, чтобы улучшить речь дошкольников, их мышление, творческие способности и культуру чувств. Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, элементам системного анализа, совместной практической деятельности педагога и детей. Целью дошкольного экологического воспитания является воспитание детей в начальных формах экологической культуры, понимание элементарных взаимоотношений в природе, развитие начальных практических навыков гуманно-творческого и эмоционально-сенсорного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения [9]. Тренинг должен содержать как классические методы обучения, так и активацию когнитивных процессов, а также новые аудиовизуальные методы обучения, наряду с изучением окружающей среды, экскурсиями, игровой деятельностью, работой на краю природы, необходимо воздействовать на эмоциональную составляющую сознания с помощью компьютерных игр и просмотра мультфильмов, связанных с экологией: Долины Ветров, Валли и т. д.

В процессе школьного образования необходимо опираться на деятельностный подход. Целью экологического образования и воспитания является формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих установление ответственного отношения учащихся к окружающей среде во всех видах деятельности. Это необходимо осуществить с помощью таких методов обучения, как:

1. Метод частичного поиска направлен на ознакомление студентов с творческой деятельностью. Это реализуется с помощью проблемных или творческих заданий, способ выполнения которых студентам неизвестен.

2. Метод исследования направлен на ознакомление учащихся с творческой деятельностью и требует от учащихся полностью самостоятельного решения конкретной задачи. Он представляет собой научный подход к анализу глобальных, региональных и локальных экологических проблем и основан на собственных научных наблюдениях, экспериментах, моделировании, исследованиях в естественной среде. При решении конкретной творческой задачи студент должен самостоятельно разработать метод решения, адекватный специфике и содержанию этой задачи. В этом случае функции учителя состоят, прежде всего, в разработке и формулировании проблемных задач или в выборе этих задач из научной или методической литературы, а также в осуществлении систематического (оперативного, текущего и итогового) контроля за ходом обучения. сам процесс.

Метод исследования может быть успешно применен для анализа абиотических, биотических и антропогенных факторов местной окружающей среды, для изучения динамики различных видов загрязнения, для лучшего понимания основных экологических законов.

3. Метод проекта направлен на вовлечение студентов в изучение и решение таких локальных экологических проблем, как очистка истока реки, облагораживание и эстетическое проектирование детских игровых площадок, реставрация исторических мест и зданий, организация наблюдения за экологическим состоянием. местного водохранилища, утилизация и утилизация бытовых отходов, благоустройство и озеленение помещений школы или детского сада-спонсора и т. д. Использование этого метода требует не только усвоения школьниками экологических, нравственных и экологических знаний, но и координация их деятельности с работой местных органов, промышленных или сельскохозяйственных производственных предприятий, общественных экологических организаций и т. д. Метод проекта носит межсубъектный характер и является одним из наиболее эффективных для достижения целей экологического образования. Этот метод больше других привлекает зарубежных педагогов-экологов.

4. Метод передачи ценностей направлен на формирование у личности ответственного отношения к природе как универсальной ценности. Он, во-первых, раскрывает ценности природы в форме обычного инструктирования на внеклассных мероприятиях, в ходе индивидуальных, групповых и фронтальных бесед; во-вторых, анализирует конкретную экологическую ситуацию, участником, который был данный школьник или же знакомые ему люди. В этом случае анализ предусматривает раскрытие причин и следствий того или иного поступка или действия в природе, вовлекает в себя многие противоречащие друг другу факторы, обеспечивает выбор оптимального решения из множества приемлемых [3].

Активными методами формирования экологической грамотности студентов, помимо классических методов обучения таких как лекционные и семинарские занятия могут быть занятия по экологической культуре в молодежных центрах созданных на базе библиотек, а так же неоднократных выездных практик с целью проведения экологического мониторинга, в Красноярске библиотека КрасГАУ проводит экологические семинары, в практическую часть курса нужно ввести создание цифровых образовательных ресурсов, создание электронных журналов, определителей, презентаций.

Экологическое воспитание должно быть интегрированным и присутствовать в каждом предмете образовательной программы, для того чтобы подрастающее поколение овладевало базовыми знаниями в области природопользования.

Необходимо применять комбинированные методы обучения для повышения мотивации к воспитанию экологической грамотности.

Для того чтобы предотвратить глобальные экологические катастрофы, нужно пересмотреть концепцию отношений общества и природы. Изменить техногенные взгляды на природу как на неиссякаемый источник ресурсов, на прогрессивные взгляды интеграции человека общества и природы.

3. Дошкольное и школьное экологическое образование в некоторых регионах РФ

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей. Так, Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли, К.Д. Ушинский был за то, чтобы “вести детей в природу”, чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Приведем в качестве примера работу по экологическому дошкольному образованию в г. Москве. В 2015 г. воспитанники 650 дошкольных образовательных организаций города активно знакомились с окружающей природной средой, приобретали экологические знания, необходимые для жизни в современном городе, в ходе реализации парциальных программ и технологий, направленных на познавательное развитие детей дошкольного возраста: «Наш дом – природа», «Юный эколог», «Зеленая тропинка», «Росинка» и др.

Во все большем количестве ДОУ ежегодно отмечаются экологические праздники, в том числе День Земли, создаются «экологические паспорта» детских садов, которые помогают оценить, как качество окружающей среды учреждения, так и его возможности в области экообразования. Эти паспорта являются неофициальными документами и направлены, прежде всего, на изменение мышления педагогов, детей и родителей. В то же время «экологический паспорт» помогает ДОУ оценить свой потенциал в области экообразования и наметить перспективы развития. Поддержка «экологических паспортов» детских садов на официальном уровне позволит зародить в столице движение «Зелёных детских садов».

Воспитывая детей, мы должны особое внимание уделять следующим вопросам:

• пониманию самоценности природы;

• осознанию ребёнком себя как части природы;

• воспитанию уважительного отношения ко всем без исключения видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий;

• формированию эмоционально – положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;

• пониманию того, что в природе всё взаимосвязано и нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения;

• пониманию того, что нельзя уничтожать то, что не можем создать;

• формированию у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды;

• усвоению азов экологической безопасности;

• усвоению первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов;

• формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.

Цель – формирование начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

По данным Комитета по образованию Санкт-Петербурга, система дошкольного образования на 31 декабря 2016 г. включает 1195 образовательных организаций, в которых функционируют группы общеразвивающей, компенсирующей и оздоровительной направленности:

– 1053 государственных детских сада;

– 13 начальных школ – детских садов;

– 91 дошкольное отделение в общеобразовательных организациях;

– 38 негосударственных образовательных организаций, реализующих программу дошкольного образования.

В деятельности дошкольных образовательных учреждений Санкт-Петербурга реализуется ряд образовательных программ, ведущей идеей которых является экологическое образование. Первой среди официально опубликованных образовательных программ стала Программа экологического образования для дошкольников С.Н. Николаевой. Его целью было формирование у дошкольников осознанного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве [8].

Вслед за этим появились программы для старших дошкольников, которые стали пользоваться спросом в городе:

* программа Вересова «Мы – земляне», направленная на развитие личного смысла для окружающего мира;

* Программа «Паутина», которая формирует планетарное мышление среди дошкольников;

* Программа Рыжова «Наш дом – природа», воспитывающая гуманного, социально активного творческого человека, способного понимать и любить окружающий его мир и заботиться о нем.

В последние годы появились разнообразные экологические образовательные программы для дошкольников, такие как «Семицветик» (авторы В.И. Ашиков и С.Г. Ашикова) – программа культурно-экологического воспитания дошкольников, «Дорога в страну чудес» З.И. Тюмасева о непрерывном экологическом и валеологическом воспитании, направленном на развитие телесных, духовных и социальных принципов в жизни ребенка.

Тем не менее, ведущее место в Санкт-Петербурге занимает программа «Мы: Азбука экологии» (авторы Кондратьева Н.Н., Шиленок Т.А., Маркова Т.А., Виноградова Т.А.), основной целью которой является достижение экологического образования дошкольников, формирование об основах экологической культуры у маленького гражданина.

Поиск новых форм дошкольных образовательных учреждений – центров экологического воспитания дошкольников, детских садов, полноценное освоение программы «МЫ» или обогащение типовой программы частичными программами экологии и валеологии, авторских моделей народного образования требует разработки новых педагогические технологии. Среди инновационных технологий экологического воспитания детей следует выделить:

* моделирование (ДОУ № 26 Василеостровского района, ДОУ № 22 г. Павловска и др.);

* использование элементов ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) (ДОУ № 122 Невского района и др.);

* экологические тропы и тропы интегративного содержания (ДОУ № 93 Петроградского района, ДОУ № 35 Фрунзенского района и др.);

* использование элементов музейной педагогики для решения проблем экологического образования (ДОУ № 35 Фрунзенского района, ДОУ № 4 г. Ломоносова, ДОУ № 30 г. Зеленогорска и др.).

Непосредственная деятельность детей на свежем воздухе становится все более важной. Активно происходит интеграция опыта шведского общественного движения «В деревне – в любую погоду», которые становятся некими частичными программами.

С 1991 г. Нижегородская областная организация Всероссийского общества охраны природы реализует Программу непрерывного экологического образования населения, одним из направлений которого является экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста. В 2012 г. в дошкольных учреждениях Нижегородского и областного округов были организованы и проведены открытые уроки по воспитанию культуры обращения с отходами, в которых приняли участие более 80 дошкольных учреждений из 20 районов области. Чтобы сформировать экологическое мировоззрение, экологическую культуру среди дошкольников и привить практические навыки работы с окружающей средой в 2015 г., Департамент образования разработал положение о районном конкурсе на лучшую презентацию экологического образования в дошкольных образовательных учреждениях. В конкурсе приняли участие девять дошкольных образовательных учреждений: д / с «Береза», «Малыш», «Алые паруса», «Солнечный», В-Талызинский «Колосок», Красновский, Рогоженский, Красноостровский, Липовский. Лучший опыт педагогов по экологическому воспитанию детей был представлен 2 декабря на региональной экологической конференции. Инициатором и организатором конференции выступила Нижегородская областная организация Всероссийского общества охраны природы совместно с Министерством экологии и природных ресурсов.

С 1994 г. в Нижегородской области проводятся ежегодные региональные экологические олимпиады для школьников, организованные Министерством образования Нижегородской области, Нижегородским государственным университетом им. Н.И. Лобачевского. В экологических олимпиадах принимают участие учащиеся 9-11 классов из школ, лицеев и гимназий. Участники олимпиад готовят интереснейшие рефераты, которые представляют, как практический, так и научный интерес. В соответствии с Положением об экологической олимпиаде учащиеся 11 классов, победившие в областной олимпиаде по экологии, имеют право поступления без экзаменов в вузы Нижнего Новгорода по специальности «Экология».

Особое место в системе непрерывного экологического образования занимают учреждения дополнительного (внешкольного) образования и воспитания. В области работают 288 экологических объединений с охватом 4146 учащихся. Это 6 станций юных натуралистов, Эколого-биологический центр в г. Дзержинске; экологический отдел в Кстовском центре внешкольной работы, объединяющий эколого-биологические отделы дворцов и домов детского творчества, станций юных натуралистов. Имеются экологические клубы школьников («Родник» в пос. Воротынец, «Алиса» в г. Бор и др.), общественные экологические организации (Нижегородское отделение ВООП, экологический центр «Дронт»). Успешно работают Координационный центр движения «Поможем реке», экологические кружки и секции в школах. Наряду с теоретическим изучением экологических проблем ребята участвуют в серьезных практических природоохранных делах, своими работами демонстрируют усвоение экологических знаний.

Примером успешной внешкольной работы с детьми может служить деятельность Детско-юношеской организации «Зеленый Парус», которая существует в Нижегородской области с 1986 г. Она включает более 600 членов в возрасте от 7 до 18 лет. В работе этой организации сочетаются разнообразные формы и методы дополнительного экологического образования. Признанием успехов «Зеленого паруса» являются гранты международных фондов. Члены организации завоевывают высшие награды на всероссийских конкурсах и конкурсах исследовательских работ: «Вода на Земле»”, «Человек на Земле», на Всероссийских юношеских чтениях им. В. И. Вернадского. Газета «Зеленый Парус» на журналистском конкурсе «Экология России» в 1999 и 2000 гг. признана лучшим детским экологическим изданием. В 2000 г. организация и газета «Зеленый Парус» стали победителями Ярмарки социальных проектов Приволжского федерального округа «Пермь – 2000» с проектом «Благоустройство прибрежных городских территорий и русел малых рек». В 2002 г. проект «Река и дети», представленный на международный конкурс детских экологических проектов «Океан приключений», организованный корпорацией «Вольво» (Швеция), стал победителем конкурса в Гетеборге (Швеция).

Выводы

Экологическое образование в РФ на сегодняшний день занимает отдельную нишу, это обусловлено развитием ряда стратегий в сфере образования на федеральном уровне. Современное образование в стране направлено на внедрение различных экологических уроков, занятий, акций, мероприятий с целью просвещения населения. В настоящий момент остро стоят многие экологические проблемы, одной из которых является переработка и утилизация ТКО, разработана программа по раздельному сбору мусора и его дальнейшей переработке, но её выполнение затруднено в связи с необразованностью населению в этой области, люди далеко не всегда готовы разделять свои отходы. Это подводит нас к тому, что экологическое образование населения должно стать приоритетным направлением. Установлено, что для концепции устойчивого развития нужен высокий уровень экологических знаний у населения.

На основании изученного материала и статистических данных можно сделать вывод о том, что в последнее десятилетие уровень экологического воспитания в стране возрастает. Особый акцент делается на дошкольное и школьное образование, так как у людей данных возрастных групп ещё не сформирован уклад жизни и им легче привить экологические навыки. Что касается старшей возрастной группы, то здесь акцент делается не на образовательную деятельность, а на различные просветительные мероприятия: акции, форумы, СМИ и т.п. Исходя, из данных можно утверждать, что мероприятия направленные на просвещение населения и образование наиболее эффективны в дошкольном и школьном возрасте и для студентов. Неотъемлемым помощником в этой сфере является высшая ступень образования – ВУЗы и СУЗы, у многих учреждений существует своя экологическая программа начинающиеся целым спектром различных мероприятий и заканчивая непосредственно студентами-экологами, у многих существуют свои волонтёрские объединения по типу экологических отрядов и т.п., это обусловлено тем, что студенты – это одна из самых активных частей населения, с ними проще работать [5].

В ВУЗах можно создать целую систему курсов или элективных занятий по экологии на базе университета с дальнейшим занесением занятий в аттестат. Можно создать открытые лекции для всех желающих, но акцент сделать на взрослом населении, подключить бизнес-партнеров. Чтобы убедить компании в необходимости проведения занятий можно привести следующий аргумент:

если люди перейдут на многоразовую (стеклянную) посуду это по смете будет гораздо дешевле для предприятия, чем одноразовые пластиковые стаканчики, повсеместно используемые в офисных помещениях (кулер, кофемашины);

при отказе от полиэтиленовых пакетов, можно будет сэкономить несколько тысяч в год. Пакет можно заменить многоразовыми сумками. Так же снизится объем полиэтиленовых пакетов.

Список литературы

Алексеева Е.В., Горбенко Н.В. Основные направления реализации экологического образования в Нижегородской области. // Нижегородский институт развития образования. Нижегородское образование. – №4. – 2009. – С. 48-54. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=14751310. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 29.11.19.

Зимненко В.А. Экологическое образование: новый аспект. // Проект «Национальная стратегия экологического образования в Российской Федерации». – URL: http://samson-corp.ru/Developments/MM23/mm23-02.pdf. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 22.11.19.

Клубникина А.В., Мусатова О.В. Обучающая программа как средство экологического воспитания младших школьников. – URL: http://files.scienceforum.ru/pdf/2012/1939.pdf. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 21.11.19.

Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 336 с.

Программа «Непрерывное экологическое образование в Санкт-Петербурге». – URL: https://flatik.ru/programma-neprerivnoe-ekologicheskoe-obrazovanie-v-sankt-peter. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 26.11.19.

Савватеева О.А., Спиридонова А.Б., Лебедева Е.Г. Современное экологическое образование: российский и международный опыт авторы резюме файлы // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – Выпуск № 5. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29188. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 23.11.19.

Формы и методы экологического воспитания студентов ВУЗов. – URL: https://vuzlit.ru/1529089/formy_metody_ekologicheskogo_vospitaniya_studentov_vuzov. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 24.11.19.

Формы, методы и средства экологического воспитания. – URL: https://vospitanie.guru/ekologicheskoe/formy-metody-eko#formy-ekologicheskogo-vospitaniya-2-3-4. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 26.11.19.

Экологическое просвещение населения на территории Урожайновского сельского поселения Советского района Республики Крым. – URL: https://sovmo.rk.gov.ru/uploads/sovmo/attachments/d4/1d/8c/d98f00b204e9800998ecf8427e/phppWoZYl_5.pdf. Режим доступа: свободный. Дата обращения: 22.11.19.

Просмотров работы: 5014