Оценка начального уровня физического развития, физической и технической подготовленности волейболисток 12-13 лет - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Оценка начального уровня физического развития, физической и технической подготовленности волейболисток 12-13 лет

Стахеева О.А. 1, Варенцова И.А. 1
1Северный Арктический Федеральный университет им. М. В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Существенной составной частью физического воспитания подрастающего поколения является развитие физических качеств. Физическая подготовка ребенка характеризуется общими сформированными двигательными навыками и основными физическими качествами [4].

Волейбол способствует развитию прыгучести, силы, координации, выносливости и быстроты. Волейбол включен в школьную программу по физической культуре и является одним из средств физического воспитания обучающихся 5-11 классов. Также он занимает значительное место в системе внеклассной работы в школе [2].

Как известно, тренировочный процесс спортивной подготовки волейболистов составляет шесть органически взаимосвязанных видов подготовки – физическая, техническая, тактическая, психологическая, теоретическая и игровая. Одним из основных путей повышения качества подготовки юных волейболистов является физическая подготовка. Состояние двигательно-координационной подготовленности волейболистов многие исследователи считают базой технико-тактической подготовленности юных спортсменов. В практике используется преимущественно путь обучения юных игроков узкому кругу технических приемов с большим количеством повторений в соответствующих упражнениях для обеспечения надежности воспроизведения этих технических приемов. Однако уровень физических кондиций человека во многом определяет успешность обучения техническим приемам в волейболе. Это выражается как в скорости освоения двигательного навыка, так и в правильности выполнения технических элементов игры. Было установлено, что волейболисты на начальном этапе спортивной подготовки отличаются высоким уровнем физического развития и низким уровень развития координационных способностей. Результаты научных исследований в целом ряде видов спорта (М.Я. Набатникова, 2012; Н.А. Беляев, 2005; О.К. Сарсания, 2011; П.А. Рожков, 2012 и др.) указывают на то, что координационные способности − одни из тех компонентов, которым необходимо уделять внимание в подготовке как высококвалифицированных, так и начинающих спортсменов [3].

Цель исследования – выявить начальный уровень физического развития, физической и технической подготовленности волейболисток.

Эксперимент проводился в два этапа – сентябрь 2018 года и май 2019 года. Данное исследование проходило в обычной школе, где проводится спортивная секция по волейболу. Участниками эксперимента были девочки 2005-2006 года рождения на начальном этапе спортивной подготовки. В сентябре 2018 года состоялся набор девочек в спортивную секцию «волейбол».

Для оценки физического развития девочек-волейболисток использовались метод антропометрических измерений, метод индексов и центильный метод оценки физического развития.

Для диагностики физической подготовленности начинающих игроков использовались тестовые методики федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «Волейбол», адаптированные под физические возможности учащихся общеобразовательной школы: челночный бег с переноской кубиков; прыжок в длину с места толчком двумя ногами; бросок набивного мяча весом 1 кг из-за головы стоя.

Для диагностики технической подготовленности начинающих игроков использовались тестовые методики федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «Волейбол»: верхняя передача над собой; верхняя передача над собой с касанием пола; верхняя передача в цель за 30 секунд; прием подачи; подача на точность в 1, 6, 5 зоны.

Тестирование проводилось дважды в год согласно требованиям программы спортивной подготовки. При оценке физического развития на начальном этапе подготовки 43% девочек имели уровень ФР средний, 29% выше среднего, 21% высокий, 7% ниже среднего. В мае 2019 года показатели улучшились – у 65% девочек уровень ФР выше среднего, высокий – у 14% волейболисток, очень высокий 14%, 7% игроков имели уровень ФР ниже среднего.

При анализе результатов двигательного тестирования установили, что у 47% девочек уровень физической подготовленности на начальном этапе подготовки средний, у 17% девочек-волейболисток высокий, 18% имели показатели, которые оценивались как ниже среднего, и 18% показали низкий уровень физической подготовленности. В мае 2019 года показатели улучшились – высокий уровень физической подготовленности у 47% девочек, 41% девочек показали средний уровень физической подготовленности, 12% девочек имели уровень физической подготовленности ниже среднего.

При анализе результатов оценки уровня технической подготовленности было выявлено, что в сентябре 2018 года 41% волейболисток имели средний уровень технической подготовленности, 6% имели показатели, которые оценивались как низкий, у 24% девочек на момент начала эксперимента был высокий уровень технической подготовленности и 29% игроков показали уровень технической подготовленности ниже среднего. В результате второго тестирования, которое проводилось в мае 2019 года, было выявлено, что у 44% волейболисток уровень технической подготовленности стал высоким, 37% игроков показали средний уровень техническое подготовленности и 19% девочек имели показатели, которые оценивались как ниже среднего.

ВЫВОДЫ

При оценке физического развития было выявлено, что начальный уровень ФР у большинства девочек (43%) средний. Через 1 учебный год в результате второго тестирования было установлено, что уровень физического развития значительно улучшился, у 65% волейболисток показали уровень ФР выше среднего. Большинство девочек, занимающихся волейболом, физически развиваются гармонично.

При проведении двигательного тестирования, было установлено, что начальный уровень физической подготовленности у 47% волейболисток средний, 18% девочек показали низкий уровень физической подготовленности. Через 1 учебный год при проведении вторичного тестирования было выявлено, что процент девочек со средним уровнем физической подготовленности снизился до 41%, 47% игроков имели показатели, которые оценивались как высокий, низкого уровня физической подготовленности девочек-волейболисток не выявлено.

В результате анализа технической подготовленности выявили, что начальный уровень технической подготовленности у 41% игроков средний, 6% юных спортсменок показали низкий уровень технической подготовленности. При проведении второго тестирования в мае 2019 года процент девочек со средним уровнем технической подготовленности уменьшился до 37%, а процент волейболисток с высоким уровнем технической подготовленности увеличился практически в два раза до 44%. Низкого уровня технической подготовленности у девочек в результате анализа вторичного тестирования также не выявлено.

ЛИТЕРАТУРА

Иванов А. О. Анализ особенностей тренировки волейболисток в подростковом возрасте [Текст] / А. О. Иванов // Вестник Югорского государственного университета, 2016. – №1(40). – С. 170-173.

Лапоухов Е. И., Минка И. Н. Воспитание скоростно-силовых способностей учащихся на секционных занятиях по волейболу [Текст] / Е. И. Лапоухов // Физическая культура и спорт в современном мире: проблемы и решения, 2015. – №1. – С. 97-101.

Строшкова Н. Т. Отбор юных волейболисток на основе поэтапного контроля видов подготовленности [Текст] / Н. Т. Строшкова // Ученые записки, 2010. – №6(64). – С. 83-87.

Пащенко А. Ю., Волков Л. А. К вопросу о развитии координационных способностей школьниц 13-15 лет, занимающихся волейболом [Текст] / А. Ю. Пащенко // Проблемы современного педагогического образования, 2017. – №57(7). – С. 115-123.

Просмотров работы: 55