Музыкотерапия как средство коррекции психической сферы ребенка - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Музыкотерапия как средство коррекции психической сферы ребенка

Бубырева А.С. 1
1ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время для современных педагогов остро встала проблема роста количества детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями в поведении, а также в психическом и личностном развитии. Сегодня в детских садах над данной проблемой работают психологи, воспитатели и другие специалисты.

Музыкотерапия - это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний.

Идея музыкотерапии очень стара. Использование музыки в лечебных и профилактических целях известно, по меньшей мере, 2500 лет. Не случайно, занятия математикой в пифагорейской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга. Медицинские центры лечили людей при помощи музыки от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой системы. А Аристотель считал, что музыка через катарсис (очищение) снимает тяжелые психические переживания, что ее воздействие равносильно сильнодействующим лекарствам.

Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. С помощью неё можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое оздоровление.

После долгого изучения феномена музыкотерапии ученые пришли к выводу, что музыка обладает огромным влиянием не только на психику человека, но и на весь организм в целом. Дело в том, что человеческое тело само по себе является своего рода оркестром. Циркуляция крови, биение сердца, движение воздуха в легких, не говоря уже о пищеварительных процессах, — любая деятельность организма имеет свое уникальное звучание и ритм. Более того, человеческий организм играет не только свою музыку, но и взаимодействует с теми звуками, что слышит извне. Если внешнее звучание совпадает с внутренним, мы ощущаем гармонию, если же музыка чересчур агрессивна, это может расстроить и работу нашего биооркестра: спровоцировать сердечный или мышечный спазм, нарушить деятельность мозга, вызвать сильнейший стресс.

На сегодняшний день музыкотерапия представляет собой совокупность приемов и методов, способствующих формированию богатой эмоциональной сферы, и практических занятий и упражнений, способствующих нормализации психической жизни ребенка.

Исследования психологов показывают, что современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. В детских садах все больше детей с ярко выраженной гиперактивностью, детей с психосоматическими заболеваниями. Любое неадекватное поведение: лень, негативизм, агрессия, замкнутость – всё это говорит о том, что ребенок находится вне психологического комфорта, эмоционального благополучия.

Основными задачами, характеризующими музыкотерапию, являются как формирование и развитие музыкальных и творческих способностей, так и расширение и развитие эмоциональной сферы, обучение средствам музыки ауторелаксации, развитие нравственно-коммуникативных качеств.

По нашему мнению, педагогическая музыкотерапия – это полноценно сформировавшееся психотерапевтическое направление. Технологии и методы, используемые в нем, давно и успешно применяются в работе, как со здоровыми детьми, так и с детьми с задержкой психического развития. Опыт показывает, что многие педагоги-практики используют музыкальные произведения при проведении занятий.

Музыкотерапия ориентирует педагога на сотрудничество с ребенком, на интеграцию различных видов художественной деятельности.

Поэтому музыкотерапию, как метод коррекции, рекомендуется использовать не только на музыкальных, но и на физкультурных занятиях, на утренней гимнастике, бодрящей гимнастике после дневного сна, на вечерах досуга, на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, в повседневной деятельности, самостоятельных играх и т.д.

Таким образом, каждый педагог может использовать данные упражнения в сочетании с другими играми и упражнениями, «конструировать» из отдельных композиций необходимую форму занятий. Все элементы упражнений по музыкотерапии дают возможность использовать их не только как средство развития музыкальных и двигательных способностей детей на занятиях ритмикой, но и как игровой тренинг психических процессов: внимания, памяти, воли, творческого воображения и фантазии, а так же, как средство расслабления, переключения внимания или повышения психофизического тонуса и т.д., в самых различных формах организации педагогического процесса в детском саду.

Список использованных источников

1. Георгиев Ю. Музыка здоровья: Доктор мед. наук С. Шушарджан о музыкальной терапии // Клуб. – 2001. - №6. – с.39.

2. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология.- М.: изд. «NB МАГИСТР», 1993. – 190 с.

3. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога (2-е изд.) / Серия «Психологический практикум» - Ростов н /Д: Феникс, 2005. - 320с.

4. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.: Педагогика, 1985.

Просмотров работы: 21