"Комфортная городская среда" Нижнего Новгорода - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

"Комфортная городская среда" Нижнего Новгорода

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В настоящее время требования к качественной и комфортной городской среде значительно выросли. Жители городов все больше внимания обращают на социальную инфраструктуру, так как это та часть городской среды, которая постоянно доступна для населения и является местом коммуникации, совместного проведения досуга. Модернизация городской среды задает новую планку качества мероприятиям, проводимым по ее благоустройству, способствует грамотному планированию при обустройстве общественных пространств. Системная работа с реализацией одного-двух проектов в год создает устойчивый эффект стабильного улучшения города.

Приоритетный проект «Формирование комфортной городской среды» был утвержден Советом при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам в ноябре 2016 года. Он рассчитан на 2017-2022 годы и предусматривает комплекс мероприятий по благоустройству дворовых территорий и общественно значимых городских пространств в городах России. Финансирование проектов будут осуществляться из федерального, областного и городского бюджетов. В минимальный перечень работ на территориях, попадающих в программу, входит ремонт дворовых проездов, освещение территорий, установка скамеек и урн для мусора. В дополнительный перечень включено оборудование детских и спортивных площадок, автомобильных парковок, озеленение территорий и иные виды работ.

Основные принципы программы:
1. Общественное участие;
2.системный подход к городской среде;
3.современные общественные зоны;
4. личная ответственность.

Житель города может включить двор в программу благоустройства дворовых территорий на 2018- 2022 годы:
1. Провести общее собрание собственников о включении двора в программу
- Выбрать перечень нужных работ
- Определить форму соучастия собственников
2. Подать заявку в муниципалитет, включающую:
- Протокол общего собрания собственников многоквартирного дома об итогах опроса по благоустройству дворовой территории
- Паспорт дворовой территории
3. Принять участие в работах и их контроле
Житель может участвовать в выборе объекта на благоустройство:
-Проголосовать за "знаковый" объект города, нуждающийся в благоустройстве
-Принять участие в конкурсе на лучшую дизайн-идею/ дизайн- проектблагоустройства "знакового" объекта
-Житель может стать активистом и поддержать развитие своего города:
-Бережно относиться к муниципалитету
-Скачать информационные материалы с сайта и изучить их
Организзовать субботник
-Следить за благоустройством своего двора и вовремя обращаться в свою управляющую компанию

Перечень видов работ по благоустройству дворовых территорий. Цели и задачи.

В декабре 2016 года администрацией города Нижнего Новгорода проведена обширная работа по анализу всех дворовых территорий города. Порайонно проработан реестр прилегающих к жилым домам территорий с указанием количества проживающего населения, ориентировочной стоимости благоустройства (в том числе на 1 жителя).

Принимая во внимание условия Проекта о предоставлении преимущества объектам, находящихся на территории муниципальных образований, участвующих в мероприятиях Чемпионата мира по футболу 2018 года, а также в результате анализа данных дворовых территорий с точки зрения перспективы со стороны развития градостроительства и возраста квартала рабочей комиссией при администрации города Нижнего Новгорода сформирован перечень дворовых территорий, благоустройство которых будет реализовано в 2017 году.

В минимальный перечень видов работ по благоустройству дворовых территорий включаются следующие виды работ:
а) ремонт дворовых проездов;
б) обеспечение освещения дворовых территорий;
в) установка скамеек;
г) установка урн для мусора.
Перечень дополнительных видов работ по благоустройству дворовых территорий, софинансируемых за счет средств, полученных Нижегородской областью в качестве субсидии из федерального бюджета:
а) оборудование детских и (или) спортивных площадок;
б) обустройство (устройство) площадок для сбора твердых коммунальных отходов, в том числе раздельного и крупногабаритного мусора;
в) обустройство (устройство) площадок для выгула собак;
г) ремонт дворовых тротуаров;
д) озеленение дворовых территорий;
е) обустройство (устройство) парковок для автомобилей на дворовых территориях;
ж) установка ограждений газонов.

Основным приоритетом и целью Программы является создание максимально благоприятных, комфортных и безопасных условий проживания населения, а также развития и обустройства мест массового отдыха населения города Нижнего Новгорода.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
повысить уровень благоустройства дворовых территорий муниципального образования город Нижний Новгород;
повысить уровень благоустройства общественных территорий общего пользования и мест массового отдыха населения;
повысить уровень вовлеченности заинтересованных граждан и организаций в реализацию мероприятий по благоустройству территории муниципального образования город Нижний Новгород.
Реализация цели и задач Программы будет осуществляться за счет выполнения системы мероприятий по основным направлениям Программы.
Мероприятия по благоустройству дворовых территорий, общественных территорий будут проводиться с учетом необходимости обеспечения физической, пространственной и информационной доступности зданий, сооружений, дворовых и общественных территорий для инвалидов и других маломобильных групп населения.

Муниципальная программа города Нижнего Новгорода
«Формирование комфортной городской среды города Нижнего
Новгорода» на 2019 - 2024 годы


1. Паспорт Программы

               

Ответственный исполнитель муниципальной программы

Департамент благоустройства администрации города Нижнего Новгорода

Соисполнители муниципальной программы

Администрации районов города Нижнего Новгорода

Цели муниципальной программы

Повышение качества и комфорта городской среды на территории города Нижнего Новгорода на основе проведения комплексного благоустройства территорий в границах муниципального образования город Нижний Новгород

Задачи муниципальной программы

1. Повышение уровня благоустройства дворовых территорий города Нижнего Новгорода.
2. Повышение уровня благоустройства действующих и создание новых общественных территорий города Нижнего Новгорода
3. Повышение уровня качества и комфорта городской среды на территории города Нижнего Новгорода.

Этапы и сроки реализации муниципальной программы

Срок реализации программы 2019 - 2024 годы.
Программа реализуется в один этап

Объемы бюджетных ассигнований муниципальной программы

Общий объем бюджетных ассигнований на период реализации Программы составит 4 224 461 022,76 рублей.

руб.

 

Ответственный исполнитель (соисполнитель)

2019

2020

2021

2022

2023

2024

 

Всего, в т.ч.

697 459 895,31

705 400 225,49

705 400 225,49

705 400 225,49

705 400 225,49

705 400 225,49

 

Департамент благоустройства

278 629 536,38

705 400 225,49

705 400 225,49

705 400 225,49

705 400 225,49

705 400 225,49

 

Администрации районов города Нижнего Новгорода, в том числе:

418 830 358,93

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

 

Администрация Автозаводского района города Нижнего Новгорода

66 678 448,81

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

 

Администрация Канавинского района города Нижнего Новгорода

25 279 456,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

 

Администрация Ленинского района города Нижнего Новгорода

71 918 813,49

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

 

Администрация Московского района города Нижнего Новгорода

69 471 402,45

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

 

Администрация Нижегородского района города Нижнего Новгорода

32 446 993,12

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

 

Администрация Приокского района города Нижнего Новгорода

57 910 546,44

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

 

Администрация Советского района города Нижнего Новгорода

42 954 165,71

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

 

Администрация Сормовского района города Нижнего Новгорода

52 170 532,91

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

Целевые индикаторы муниципальной программы

Доля благоустроенных дворовых территорий к 2024 году от общего количества дворовых территорий, подлежащих благоустройству - 100%;
Доля благоустроенных общественных территорий к 2024 году от общего количества общественных территорий, подлежащих благоустройству - 100%;
Реализация мероприятий федерального проекта - Да

Ресурсное обеспечение реализации программы

                 

№ п/п

Наименование муниципальной программы, подпрограммы, основного мероприятия

Ответственный исполнитель, соисполнитель

Расходы, руб.

     

2019 год

2020 год

2021 год

2022 год

2023 год

2024 год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Муниципальная программа "Формирование комфортной городской среды города Нижнего Новгорода" на 2019 - 2024 годы

Всего, в том числе:

697 459 895,31

705 400 225,49

705 400 225,49

705 400 225,49

705 400 225,49

705 400 225,49

 

Департамент благоустройства администрации города Нижнего Новгорода

278 629 536,38

705 400 225,49

705 400 225,49

705 400 225,49

705 400 225,49

705 400 225,49

 

Администрации районов города Нижнего Новгорода, в том числе:

418 830 358,93

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

 

Администрация Автозаводского района города Нижнего Новгорода

66 678 448,81

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

 

Администрация Канавинского района города Нижнего Новгорода

25 279 456,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

 

Администрация Ленинского района города Нижнего Новгорода

71 918 813,49

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

 

Администрация Московского района города Нижнего Новгорода

69 471 402,45

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

 

Администрация Нижегородского района города Нижнего Новгорода

32 446 993,12

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

 

Администрация Приокского района города Нижнего Новгорода

57 910 546,44

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

 

Администрация Советского района города Нижнего Новгорода

42 954 165,71

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

 

Администрация Сормовского района города Нижнего Новгорода

52 170 532,91

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

1

Благоустройство дворовых территорий

Департамент благоустройства администрации города Нижнего Новгорода

0

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

2

Благоустройство муниципальных территорий общего пользования и мест массового отдыха населения

Департамент благоустройства администрации города Нижнего Новгорода

0

0

0

0

0

0

3

Реализация федерального проекта "Формирование комфортной городской среды"

Департамент благоустройства администрации города Нижнего Новгорода

278 629 536,38

705 400 225,49

705 400 225,49

705 400 225,49

705 400 225,49

705 400 225,49

   

Администрации районов города Нижнего Новгорода, в том числе:

418 830 358,93

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

   

Администрация Автозаводского района города Нижнего Новгорода

66 678 448,81

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

   

Администрация Канавинского района города Нижнего Новгорода

25 279 456,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

   

Администрация Ленинского района города Нижнего Новгорода

71 918 813,49

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

   

Администрация Московского района города Нижнего Новгорода

69 471 402,45

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

   

Администрация Нижегородского района города Нижнего Новгорода

32 446 993,12

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

   

Администрация Приокского района города Нижнего Новгорода

57 910 546,44

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

   

Администрация Советского района города Нижнего Новгорода

42 954 165,71

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

   

Администрация Сормовского района города Нижнего Новгорода

52 170 532,91

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

Проблемы при реализации программы

1. Наболевшим вопросом при реализации программы «Формирование комфортной городской среды» стали обманутые ожидания местных жителей. Визуализация в проекте зачастую не совпадает с реальной картиной результата работ.

Одним из вариантов решения было предложено налаживание обратной связи: если благоустройство конкретной площадки не удается реализовать целиком или частично, то нижегородцам нужно хотя бы об этом сообщить заранее.

Руководитель Института урбанистики высказала идею организовывать публичные обсуждения на разных этапах реализации программы: от составления ТЗ до формирования рабочего проекта. Еще один вариант — это разработка единого интернет-ресурса, где будут публиковаться наработки по каждому этапу программы с возможностью внести замечания любому пользователю.

Главным аргументом против публикации рабочего проекта стала труднодоступность технической документации для восприятия обычного человека.

В качестве компромисса было предложено сформулировать сложные термины простым языком, сделать визуализацию и погрузить ее в ТЗ, тогда картина будущей площадки стазу станет понятна всем пользователям.

2. Игнорирование мнения жителей

Пожалуй, кульминацией всей дискуссии стало выступление главы Союза попечительских советов нижегородских парков Марии Поповой. Градозащитница затронула один из главных вопросов: кто все-таки выбирает общественные пространства — нижегородцы или власть?

Для меня главным разочарованием этого года стало игнорирование результатов голосования жителей по выбору общественных пространств для благоустройства по трем районам города, — написала Мария на своей страничке в Facebook.

Речь идет о Лопатинском овраге в Верхних Печерах, нескольких бульварах в Щербинках и сквере памяти погибшим милиционерам на улице Прыгунова. Все эти территории находились на первых позициях по итогам голосования среди жителей в 2018 году и, соответственно, должны были войти в план благоустройства на 2019 год. Но, по словам градозащитницы, выбор нижегородцев «обнулили».

В Нижегородском районе по итогам голосования с 1 по 15 ноября 2018 года территория Лопатинского оврага находилась на первом месте. Такая информация была опубликована на сайте администрации. Почему власти ее «обнулили», а взамен взяли пляж на Гребном канале — зону, которая занимает вообще последнее место? Жители Верхних Печер как минимум имеют право на объяснение, — считает Мария.

В ответном слове организаторы публичной дискуссии пояснили возможную причину сложившейся ситуации. Территория Лопатинского оврага слишком большая, и все деньги, выделяемые на реализацию программы ФКГС в Нижнем Новгороде, могли бы уйти только на одну эту зону. В то же время, прежде чем выходить на объект, надо проводить гидрогеологические исследования склонов оврага. В идеале закончить исследовательские работы до осени, а потом вынести Лопатинский овраг для голосования за благоустройство в 2021 году.

Похожая ситуация сложилась и в Приокском районе. И в 2017 и в 2018 году жители выбирали для благоустройства территории бульваров на проспекте Гагарина в районах Щербинки I и Щербинки II, скверы «Первых Маевок» и имени маршала Жукова. Однако вместо них городские власти решили на небольшом участке парка Швейцария устроить детскую площадку. Для обсуждения проекта приокчан собирали в январе, а потом вдруг выяснилось, что благоустройство парка «Швейцария» будет проходить по программе реконструкции в рамках 800-летия Нижнего Новгорода. В результате план снова «обнулился», и для ремонта выбрали участок по улице Сурикова, возле домов № 6 и № 10.

О том, что парк идет под эту программу, было известно еще в сентябре. Так зачем было проводить эти дорогостоящие мероприятия: выбирать подрядчика, организовывать обсуждения, показывать людям проект? И главный вопрос, куда ушли деньги на разработку площадки в парке Швейцария? Речь идет о полумиллионе рублей, — недоумевает градозащитница.

Специалисты пояснили, что эти средства никуда не делись. Игровой комплекс на Сурикова монтировал тот же подрядчик, который должен был устанавливать его в парке «Швейцария». Деньги ему заплатили один раз, и на них он устраивал детскую площадку.

Другие спорные территории вошли в перечень голосования за благоустройство в 2020 году. В частности, сквер на площади имени маршала Жукова занимает второе место народного рейтинга, а сквер «Первых Маевок» — пятое. Сквер памяти погибших милиционеров на улице Прыгунова в Автозаводском районе также стал одним из лидеров голосования в этом году.

Нужно подготовить проект благоустройства, обсудить его с жителями, и раз сквер в программе ФКГС на 2020 год, его нужно реализовать. Я предлагаю муниципалитету, наконец, выполнить свои обязательства по отношению к жителям, — заключает Мария Попова.

Когда руководитель Института урбанистики Зоя Рюрикова спросила у собравшихся, кто доволен результатами программы «Формирование комфортной городской среды», никто в зале не поднял руки. Но, безусловно, это объяснимо: люди пришли на дискуссию говорить о проблемах, а не обсуждать удавшиеся проекты. Однако достаточно оценить популярность нового памп-трека в Канавинском районе или ухоженность сквера имени 1905 года на площади Свободы, чтобы однозначно утверждать: общественные пространства в разных районах Нижнего Новгорода действительно начали преображаться не на словах, а на деле.

Пока окончательный список территорий для благоустройства в 2020 году еще не обнародован, рано говорить о значимости народного голосования 2019 года.

Заключение

В настоящее время формирование современной комфортной городской среды приобретает особое социально-экономическое значение, выдвигается в число приоритетных государственных масштабных программ. При этом предусматривается развитие принципиально новых подходов к организации комплексного благоустройства городских территорий на основе широкого участия населения в проектах обустройства дворовых территорий и общественных пространств, что приводит к ряду проблем организационного и информационного характера, связанных в основном с взаимодействием с территориальными органами государственного и муниципального управления.

Источники литературы

1. https://admgor.nnov.ru/

2. https://www.gipernn.ru/

3. https://vestnik.guu.ru/

Просмотров работы: 179