Транспорт как отрасль промышленности - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Транспорт как отрасль промышленности

Денисова М.А. 1
1Университет "Дубна"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В настоящее время развитие промышленности набирает обороты, происходит увеличение продукции и необходимость ее перемещения к потребителю. Именно в этот момент появляется потребность в транспорте как отрасли промышленности.

Однако, это не такой легкий вид деятельности, как может показаться на первый взгляд. При транспортировке товаров и пассажиров необходимо учитывать их число и рассчитывать количество средств так, чтобы они не превышали необходимый максимум. При работе транспорта возникает множество проблем. Транспортная отрасль потребляет 60% мирового производства жидких нефтепродуктов, 20% стали, 80% свинца, 70% синтетических каучуков, 40% лакокрасочных изделий и др. Нередки случаи аварий и катастроф, оказывающих негативное воздействие на человека и природную среду. Именно поэтому важно учитывать все аспекты транспортной деятельности и уметь правильно оценивать опасность производства, а также вовремя предотвращать возникновение несчастных случаев.

Глава 1. Роль транспорта как отрасли промышленности

1.1 Классификация транспорта

Транспорт представляет собой отрасльпроизводства, обеспечивающуюперемещение готовой продукцииот места производства к месту потребления, не увеличивая ееколичества и не изменяя качества, а такжеперевозку грузов и пассажиров.Этосовокупность средств и путей сообщения, деятельностькоторых обеспечивают различные технические устройства и сооружения [5].

Группа отраслей транспорта включает следующие виды экономической деятельности:

Сухопутный транспорт (железнодорожный, автомобильный, общественный);

Водный транспорт (морской, речной);

Воздушный транспорт;

Космический транспорт;

Трубопроводный транспорт, обеспечивающий транспортирование нефти и газа;

Инфраструктура и вспомогательная деятельность [1].

В зависимости от целей экономического анализа транспорт классифицируют следующим образом:

универсальный и специальный;

внутренний, осуществляющий перевозки внутри страны, и внешний;

круглогодичный (железнодорожный, автомобильный и т. д.) и сезонный (внутренний водный) [4].

Влияние транспорта на окружающую среду

Железнодорожный транспорт потребляет около 7% от всего добываемого в России топлива, примерно 6% электроэнергии, до 4,5% лесных ресурсов. В процессе деятельности образуется большое количество механических твёрдых отходов, теплового излучения и вибраций. Железнодорожное хозяйство также является источником опасности для почвенных и водных ресурсов, потому что в результате его деятельности остаются производственные сточные воды, содержащие нефтепродукты, бактериальную грязь, взвешенные частицы, кислоты, щёлочи, поверхностно-активные вещества и т.д.

Водный транспорт в результате своей работы производит отходы эксплуатационной деятельности, также нередки случаи аварий на судах, перевозящих токсичные грузы (нефть, нефтепродукты и другие вещества) и работающих на атомном топливе, которые могут стать причинами экологических катастроф [6].

Большое влияние на состояние водной среды оказывает утилизация водного транспорта. Существует переработка списанного транспорта (на специальных заводах) и затопление его в специальных акваториях. Последнее оказывает наибольший вред, поскольку есть большой риск попадания необезвреженного топлива и остатков перевозимых продуктов в воду. Также при затоплении морских и речных судов спустя некоторый промежуток времени начинается процесс коррозии корпуса, который опять же вносит опасные вещества в воду и воздух [9].

Факторы негативного воздействия от ракетно-космического транспорта:

Загрязнение отдельных участков почвы, поверхностных и грунтовых вод в результате проливов компонентов ракетных топлив при падении отработавших ступеней ракет-носителей (РН) с неиспользованными остатками этих компонентов в штатных районах падения или в случаях аварийных пусков РН;

Локальное засорение территорий отведенных районов падения фрагментами металлоконструкций отработавших ступеней РН;

Незначительные механические повреждения элементов ландшафта при падении отработавших ступеней РН и их эвакуации из районов падения;

Локальное и непродолжительное воздействие на атмосферный воздух на озоновый слой в результате сгорания топлива при полете РН;

Засорение околоземного космического пространства продуктами космической деятельности техногенного происхождения (космическим мусором) [1].

Воздушный транспорт оказывает большое воздействие на окружающую среду поскольку его двигатели выбрасывают вредные компоненты в атмосферу, а также сам транспорт создает сильное шумовое загрязнение. При работе воздушного транспорта в атмосферу попадает около 65% углекислого газа, 30% водяного пара и около 5% других загрязняющих веществ (оксиды серы, углеводороды, угарный газ, оксиды азота).

Воздействия трубопроводного транспорта могут проявляться в виде механического разрушения, загрязнения, теплового влияния и т. п. Последствия от этих воздействий могут быть первичными и вторичными, обратимыми и необратимыми. Например, нарушение микро- и макрорельефа, сокращение пастбищных площадей, тепловое влияние трубо- и нефтепроводов на многолетнемерзлые грунты, загрязнение атмосферы и грунтовой среды в результате утечки или аварийного выброса газа или сжигания нефти, попадание элементов коррозии в воду и организм человека. Основными загрязнителями атмосферы являются природный газ, продукты испарения нефти и нефтепродуктов, аммиак, этилен, ацетилен, а также продукты сгорания перекачиваемых углеводородных смесей [8]. 

Таким образом, воздействие транспорта на природную среду выражается:

в потреблении природных ресурсов для осуществления некоторого вида транспортировки;

в загрязнении компонентов среды, изменении химического состава почв и микрофлоры, образовании производственных отходов, шламов;

в выделении тепла в окружающую среду при работе транспортных производств;

в создании высоких уровней шума и вибрации;

в активизации неблагоприятных природных процессов (водной эрозии, заболачивания местности, образования селевых потоков, оползней и т.д.);

в травматизме и гибели людей, животных, нанесении большого материального ущерба при авариях и катастрофах;

в разрушении почвенно-растительного покрова и уменьшении урожайности сельскохозяйственных культур [6].

Глава 2. География и правовое регулирование транспортной промышленности

2.1 География отрасли и мониторинг деятельности

Самой большой густотой транспортной сети обладают США, Канада, Япония и страны Европы. В географии грузоперевозок России преобладают грузопотоки топлива и сырья в западном направлении, большой грузопоток приходится и на транспортные пути, проходящие из Европейского Севера в среднюю и южную полосы России. В пассажирском сообщении большую роль играет Транссибирская магистраль (особенно направление Москва - Санкт-Петербург), а также остальные радиальные магистрали, расходящиеся из Москвы.

Структуру транспортной сети России составляют наземные, водные и воздушные пути сообщения, протяженность которых составляет, тыс. км:

Железные дороги МПС – 87, 6;

Железнодорожные подъездные пути предприятии – 95, 0;

Внутренние водные (речные) судоходные пути – 101, 0;

Автомобильные дороги с твердым покрытием – 750, 0;

В том числе общего пользования – 463, 0;

Магистральные нефтепроводы – 65, 0;

Магистральные газопроводы – 145, 0;

Воздушные линии – 800, 0;

В том числе международные – 200, 0;

Транспортно-дорожный комплекс России представляет собой одну из крупнейших отраслей народного хозяйства страны. Он включает в себя более 1, 5 млн км наземных путей сообщения с огромным количеством разнообразного подвижного состава, зданий и сооружений. Почти 6 млн чел обслуживают эту отрасль [2].

Согласно данным Росстата, воздействие на экологию России от транспорта не самое большое, но значительное.

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников по основным видам экономической деятельности в 2017 г. [7]:

Деятельность Министерства транспорта Российской Федерации в повышении безопасности функционирования транспортного комплекса в 2018 году:

разработка нормативных правовых актов, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2017 г. № 443 «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

обеспечение доли эксплуатируемых внутренних водных путей с освещаемой и отражательной обстановкой на уровне 37,7 %;

осуществление капитального ремонта и реконструкции железнодорожных путей общего пользования в объеме 6681,4 км;

функционирование 314 пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации;

создание и обновление электронных навигационных карт внутренних водных путей Российской Федерации и базы данных навигационной информации на участках внутренних водных путей общей протяженностью 9919,5 км;

обеспечение выполнения Планов мероприятий («дорожных карт») по реализации Основных направлений и этапов скоординированной (согласованной) транспортной политики государств-членов Евразийского экономического союза на 2018-2020 годы;

продвижение российских инициатив в органах двустороннего и многостороннего сотрудничества в интересах транспортного комплекса России, включая продвижение проектов, обеспечивающих реализацию транспортного и транзитного потенциала Российской Федерации и передовых технических решений, а также совершенствование нормативной базы отраслевого сотрудничества, обеспечивающей равные и справедливые условия работы на международных рынках и др. [10].

2.2 Правовое регулирование загрязнений от транспорта

Согласно Федеральному закону от 10.07.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду должно компенсироваться платой за загрязнение, которая представляет собой один из методов экономического регулирования.

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие определен постановлениями Правительства РФ от 28.08.1992 №632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» и от 12.06.2003 №344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».

Несмотря на то, что в ФЗ «Об охране окружающей среды» указаны такие виды негативного воздействия, как шумовое, тепловое, электромагнитное, ионизирующее излучения и другие виды воздействия, плата за них в настоящее время не взимается. По действующему законодательству внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает субъектов хозяйственной или иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде. Для того чтобы заинтересовать организации во внедрении средозащитных мероприятий, величина платы, устанавливаемой организациям за загрязнение природной среды, должна быть достаточно высокой [4].

Виды нормативов платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу:

В пределах допустимых нормативов;

В пределах установленных лимитов.

За сверхлимитный выброс плата определяется с применением пятикратного повышающего коэффициента к соответствующим нормативам платы за загрязнение в пределах установленных лимитов.

Сверхлимитным считается загрязнение в случаях:

Отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, утвержденных лимитов на размещение отходов;

Превышения установленных лимитов выбросов, сбросов, размещения отходов, а также их отсутствии — превышение предельно допустимых нормативов выбросов, сбросов [2].

Предусмотрен ряд мер по снижению экологических рисков транспортной промышленности.

Лимитирование ресурсов предполагает разумное ограничение размеров инвестиций, партий закупаемых материальных ресурсов, выдаваемых кредитов и т.д. Лимитирование предусматривает дублирование поставщиков топлива, материалов, запасных частей и т.д. с целью обеспечения работы организации в непредвиденных аварийных ситуациях.

Резервирование ресурсов и средств предусматривает создание некоторых запасов (в том числе материальных) на случай природных катаклизмов.

Экологическое страхование предусматривает страхование ответственности объектов потенциальных виновников загрязнения окружающей природной среды, а также убытков, возникающих у объектов такого загрязнения. Данная мера снижения экологических рисков позволяет осуществлять возмещение ущерба не за счет государства, а за счет хозяйствующего субъекта-виновника, а также получить дополнительные финансовые средства для осуществления природоохранной деятельности.

Организационные меры предусматривают обучение персонала безопасным приемам работы, выбору технической политики с ориентацией на требования стандартов, нормативов и норм.

Инженерно-технические меры предусматривают создание очистных сооружений и природоохранного оборудования, внедрение эффективных средств защиты грузов, конструирование новых типов подвижного состава и постоянных устройств [3].

Заключение

Влияние транспорта на экологию является затрагивающей каждого человека темой. Зачастую выбирая средство передвижения или перевозки какого-либо товара люди не задумываются о пагубном влиянии тех или иных транспортных средств на окружающую среду. В результате мы получаем далеко не радующую нас перспективу: загрязненные почвы, воздух, воды рек, морей и океанов, а также большое количество отходов производства. А ведь все это и есть цена удобства и высоких скоростей при доставке товаров и передвижении людей по миру.

Повышение грамотности населения в вопросах данного характера было бы полезным для осознания реальной картины мира и переоценке своих приоритетов. Однако огорчает факт недоступности некоторой информации, что также мешает обычному человеку удовлетворить свои интересы в вопросах экологии.

Список литературы

Брюхань Ф.Ф., Графикна М.В., Сдобнякова Е.Е. ­­– Промышленная экология – М.: ФОРУМ, 2011 – 151-157 с.

Ходош М.С. – Грузовые автомобильные перевозки – Москва, 2009 – 97 с.

Павлова Е. И., Новиков В. К. – Экология транспорта –  Москва: Юрайт, 2019 – 192-252 с.

 https://biblio-online.ru/bcode/437381/Экология транспорта/06.04.2019

https://www.ngpedia.ru/id336606p1.html /Транспортная промышленность/06.04.2019

https://legkopolezno.ru/ekologiya/prostranstvo-vokrug-nas/vliyanie-transporta-na-ekologiyu/#i-6/Влияние разных видов транспорта на экологию/ 10.04.2019

https://gosdoklad-ecology.ru/2017/vozdeystvie-na-sostoyanie-okruzhayushchey-sredy/osnovnye-ekologicheskie-pokazateli-v-otraslevom-razreze/Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды в Российской федерации в 2017 году»/12.04.2019

http://biofile.ru/bio/36564.html/Влияние трубопроводного транспорта на окружающую среду/12.04.2019

http://znanium.com/bookread2.php?book=549434/Эксплуатация транспортного оборудования/12.04.2019

https://www.mintrans.ru/documents?type=11/Министерство транспорта РФ/13.04.2019

Просмотров работы: 241