ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Колиба К.Г. 1, Арасланова А.А. 2
1Сургутский государственный педагогический университет
2Сургутский государственный педагогический университетт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одной из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики является формирование коммуникативных умений, поскольку именно они выступают важнейшим фактором социализации и адаптации младшего школьника в обществе. Стремительное развитие информационных технологий, переход современного общества, предъявляют высокие требования к формированию коммуникативных аспектов у детей младшего школьного возраста [6, с.264].

А.Г. Асмолов определяет, что одним из факторов развития универсальных учебных действий начального общего образования, является возрастание требований к коммуникативным умениям обучающихся [1, с.4].

Оптимальным периодом для начала работы по формированию коммуникативных умений является младший школьный возраст. Именно младший школьный возраст наиболее благоприятен для овладения коммуникативными действиями в учебном процессе. Это связано с тем, что во время коммуникативного взаимодействия младший школьник усваивает общечеловеческий опыт, ценности, знания и способы деятельности. Таким образом, он формируется как личность и субъект деятельности. В этом смысле коммуникативные умения становятся важнейшим фактором развития личности.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирован на развитие универсальных учебных действий выпускника начальной школы и ставит перед учителями начальной школы в качестве одной из значимых задач формирования у детей младшего возраста коммуникативных умений [9]. Оно направлено на развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, соблюдение правил ведения диалога и умение находить выход из спорных ситуаций. В «Концепции модернизации российского образования», в Образовательной программе школы, в других нормативных документах одна из задач начального образования определяется как «подготовка обучающихся со сформированными коммуникативными умениями. От уровня развития коммуникативных умений индивида в основном зависит его успех при взаимодействии с партнерами в процессе общения и самореализация в условиях современного общества» [5, с.60].

Согласно Примерной основной образовательной программе начального общего образования особое внимание уделено коммуникативным универсальным учебным действиям указано, что у младшего школьника должны быть сформированы следующие коммуникативные умения:

адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач;

владеть диалогической формой коммуникации;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

строить понятные для партнера высказывания;

использовать речь для регуляции своего действия [8, с.19].

Для того чтобы осмыслить формирование коммуникативных умений у детей в младшем школьном возрасте, нам необходимо рассмотреть, как в современной науке рассмотрены понятия «коммуникация», «умение», «коммуникативные умения».

В видении Г.Р. Хузеевой, коммуникация – это познание себя и познание других людей [10, с.16]. Л.А. Яшкова представляет умение как процесс овладения способами (приемами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике [12, с.163]. Вопрос изучения коммуникативных умений нашёл отражение в современных трудах А.Г. Асмолова, Н.Н. Яковлева, Т.А. Волковой, и других исследователей. А.Г. Асмолов определяет «коммуникативные умения» как осознанные коммуникативные действия детей (на основе знания структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности) и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения» [1, с.5]. Как справедливо отмечает Т.А. Волкова, коммуникативные умения представляют собой более или менее совершённые способы выполнения каких-либо речевых действий, от которых зависит готовность индивида к общению [2, с.51]. Н.Н. Яковлева под коммуникативными умениями понимает умения общения, непосредственной и опосредованной межличностной коммуникации [11, с.6].

Анализ научных источников позволяет выявить разные подходы к определению феномена «коммуникативные умения». В нашей работе мы будем придерживаться точки зрения А.Г. Асмолова, который понимает коммуникативные умения как совокупность действий, знаний и способностей, направленных на построение своего поведения в соответствии с задачами общения.

На основе теоретического анализа нами было проведено эмпирическое исследование, направленное на определение уровня сформированности коммуникативных умений (задание «Дорога к дому», разработанная автором А.Г. Асмоловым, методики «Кто прав?», «Руковички», разработанные автором Г.А. Цукерман).

В связи с целью опытно-исследовательской работы были поставлены следующие задачи:

1. определить диагностический инструментарий для изучения исходного уровня формирования коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста;

2. выявить уровень сформированности коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста.

В результате было выявлено, что у большинства обучающихся уровень коммуникативных умений сформирован на среднем уровне. Только некоторые обучающиеся общительны, и в незнакомой обстановке чувствуют себя вполне уверенно, взаимодействуют и договариваются с определёнными детьми в классном коллективе. Есть дети, у которых выявлен низкий уровень сформированности данного умения, что говорит о замкнутости, их неразговорчивости, не умение договариваться с собеседником. Полученные результаты представлены в рисунке 1.

Рисунок 1. Результаты диагностики

Приведенные результаты подтверждают необходимость нахождения эффективных способов формирования коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста.

Одной из задач является организация целенаправленной систематической работы, направленной на формирование личности с коммуникативными умениями. Значит, важную роль в организации такой работы, будет играть правильный выбор необходимой формы работы [5, с.265].

Современная педагогическая наука и практика находятся в поиске нестандартных и эффективных путей формирования коммуникативный умений у детей младшего школьного возраста. По нашему мнению, одним из таких средств может выступать театрализованная игра, которая является достаточно ярким и интересным явлением в педагогической практике.

В видении Т.Л. Ивановой, театрализованная игра представляет собой деятельность по моделированию социальных отношений, внешне подчиненную сюжету-сценарию в обозначенных временных и пространственных характеристиках; деятельность, в которой принятие образа выражается различными символическими средствами (мимикой и пантомимой, графикой, речью, пением и т. п.) [3, с.152].

Как отмечает Ю.Б. Курилкина в своём исследовании, чтобы научить младших школьников общаться и взаимодействовать, нужно ввести правила или нормы работы в коллективе [6, с.134]:

Вышепредложенные правила, можно отнести и к организации театрализованной игры. По мнению Л.Я Лозован, значительный педагогический потенциал при формировании умений, обеспечивающих межличностное взаимодействие обучающихся, заложен в театрализованной игре, которая богата более свободным и нерегламентированным общением, многообразием способов организации деятельности [7, с.15].

Организация театрализованной игры способствует активизации творческой и коммуникативной деятельности [4, С.116]. Театрализованная игра является эффективным средством формирования коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста и создает благоприятные условия для формирования чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия [6, с.60]. Использование театрализованных игр на уроках литературного чтения способствует коммуникативному взаимодействию, повышает интерес. В рамках урока литературного чтения есть возможность наиболее целесообразно использовать театрализованные игры: литература и театр — два вида искусства, общим для которых является слово. Влияние театрализованной игры на формирование коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста основано тем, что театрализованная игра на уроках литературного чтения позволяет решать многие задачи, касающиеся формирования коммуникативных аспектов [4, с.152].

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

необходимо формировать коммуникативные умения у детей младшего школьного возраста: это является основополагающим результатом, отражённого в нормативных документах, которым необходимо обладать младшему школьнику;

театрализованная игра может выступать эффективным средством формирования коммуникативных умений в начальной школе. Отметим, что театрализованная игра не является альтернативой уроку, но её использование в урочной деятельности имеет большой потенциал;

анализ периодической печати показывает, что театрализованная игра вызывает у младших школьников желание взаимодействовать и обмениваться информацией друг с другом в совместной деятельности, театрализованная игра может выступать эффективным средством формирования коммуникативных умений.

Список литературы:

Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская.  5-е изд., перераб. и доп.  Москва : Просвещение, 2014  152 с.  ISBN: 978-5-09-022831-2. – Текст : непосредственный.

Волкова, Т.А. Формирование коммуникативных умений младших школьников на уроках литературного чтения / Т.А. Волкова, Д.Л. Коломиец.  Текст : электронный // Начальная школа: проблемы и перспективы, ценности и инновации. – 2015  №8 – С.51-54.  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24110793 (дата обращения: 20.09.19).  Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.

Иванова, Т.Л. Формирование речевых компетенций младших школьников на уроках литературного чтения посредством театрализации / Т.Л. Иванова.  Текст : электронный // Наука сегодня: вызовы и решения. Материалы международной научно-практической конференции. Научный центр «Диспут». – 2016 – №1  С.152-153. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24091637 (дата обращения: 25.09.19).  Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.

Истомина, Л.М. Использование форм театрализации в обучении младших школьников / Л.М. Истомина  Текст : электронный // Начальная школа.  2015. - №7. – С.116-119. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17843988 (дата обращения: 25.09.19).  Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.

Калямова, Л.Р. Особенности формирования коммуникативных умений у младших школьников / Л.Р. Калямова, Л.У. Жданова.  Текст : электронный // Наука и образование: новое время. – 2015  №6  С. 264-267.  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25386343 (дата обращения: 20.09.19).  Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.

Курилкина, Ю.Б. Развитие коммуникабельности учащихся начальных классов / Ю.Б. Курилкина.  Текст: электронный // Культурное наследие Сибири. – 2015.  №11. – С.59-63. С.60.  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19639466 (дата обращения: 20.09.19).  Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.

Лозован, Л.Я. Формирование коммуникативных умений младших школьников: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Лозован Любовь Ярославовна; Кемеровский государственный университет.  Кемерово 2015. – 22 с.: ил. – Библиогр.: с.15–20. – Место защиты: ИСМО РАО. – Текст : непосредственный.

Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2015. – 338 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. - 6-е изд., перераб.  М. : Просвещение, 2018.  52, [2] с.  (Стандарты второго поколения).

Хузеева, Г.Р. Диагностика и развитие коммуникативной компетентности детей младшего школьного возраста / Г.Р. Хузеева, Е.В. Быковская, А.А. Трошина.  Москва: «Владос», 2014. – 64 с.; 21 см.  Библиогр.: с. 10-16. – 100 экз.  ISBN: 978-5-691-02074-2. – Текст : непосредственный.

Яковлева, Н.Н. Педагогические условия развития коммуникативных умений учащихся 4-5-х классов: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Яковлева Наталья Николаевна; Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования. СПб. 2015. – с.21: ил. – Библиогр.: с.15–20. – Место защиты: ИСМО РАО. – Текст : непосредственный.

Яшкова, Л.А. Развитие коммуникативных умений младших школьников / Л.А. Яшкова.  Текст: электронный // Инновационная наука. – 2016  №2 – С.162-168.  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28144314 (дата обращения: 20.09.19).  Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.

Просмотров работы: 60